I часть. deus esse

- Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?
- Увы! - с сожалением ответил Берлиоз, - ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может.
- Браво! - вскричал иностранец, - браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьёз: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство! - М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными[ii]

***
Есть устоявшееся мнение, что «шестое доказательство» Иммануила Канта звучит так: «Природа не может установить согласия между добродетелью и счастьем. Это побуждает нас признать бытие причины, отличной от природы и не зависящей от неё. Эта причина должна обладать не только силою и могуществом, но и разумом. Быть такою силою, которая и по мощи, и по воле, и по уму выше природы. А такое Существо есть только Бог. Он и хочет, и может утвердить союз между добродетелью и счастьем»[iii].

А вот известный атеист Евграф Каленьевич Дулуман

***
Евграф Дулуман (подлинная фамилия - Доломан) -ветеран Великой Отечественной войны. Осенью 1945 года поступил в Одесскую духовную семинарию, в 1947 году стал студентом Московской духовной академии. Получил степень кандидата богословия в 1951г. Работал доцентом и зам. инспектора Саратовской духовной семинарии. В 1952 году порвал с религией. Работал в колхозе, окончил Одесский кредитно-экономический институт. С 1958 года выступал с атеистическими публикациями в прессе. 30 декабря 1959 года был официально предан анафеме Священным Синодом Русской православной церкви. В 1964 году - кандидат философских наук; в 1975 году - доктор.
***

                имеет своё, особое мнение: "Неизвестно готовился ли к церковной деятельности Миша Булгаков, но он вырос в семье, пропитанной церковным духом (Его родной дядя был известным протоиереем в Киеве)". Может потому в романе «Мастер и Маргарита» Автор столь вольно обошёлся с религиозно-историческим материалом. И трудно понять умышленно или нет, ошибся в романе писатель!

Доказательства бытия Бога на протяжении веков создавались философами (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц) и богословами (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Мальбранш). Но именно Иммануил Кант систематизировал и свёл их аргументы воедино. То бишь к трём главным! Онтологическому, Космологическому и Телеологическому… Доказав их полную несостоятельность[iv]. Однако Кант полагал, что «в моральном отношении следует признавать существование Бога»[v], а религия есть «осознание наших обязанностей, как божественных заповедей»[vi].

Современные Канту богословы люто ненавидели философа, его именем называли нелюбимых собак и всячески издевались над ними. А после его смерти именно оппоненты приписали Канту создание четвёртого, нравственного доказательства бытия Бога. Так в «Основном богословии» архимандрита Августина излагаются три классических аргумента, а творцом четвёртого, морального назван Иммануил Кант.

Тогда откуда взялась цифра ПЯТЬ? Правду знает только сам Михаил Афанасьевич, но можно высказать предположение. Даже три!

1. Католические богословы (в отличие от протестантских) используют не четыре доказательства, а «ПЯТЬ путей» Фомы Аквинского: 1. «От Движения — к Перводвигателю». 2. «От связи причин и следствий — к Первопричине». 3. «От случайности — к Необходимому Существу». 4. «От несовершенств в мире — к Абсолютному совершенству». 5. «От целесообразности в мире — к Устроителю мира».

2. Булгаков, приписав Канту «лишнее» доказательство, поставил немецкого философа над католическим святым, показав, что для него авторитет Канта несоизмеримо выше авторитета Фомы.

Однако… Возможно и иное объяснение. Писатель совершил банальную ошибку! Ведь «Мастер и Маргарита» - художественный роман, а не научный трактат и уж тем более не докторская диссертация»[vii]!

Однако, вернёмся к аргументам «За». В настоящее время их насчитывается ни много ни мало, а целых шестнадцать.

Желающих ознакомиться подробно, отсылаю к книге профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины. Глава III. О бытии Бога. Аргументы в пользу бытия Бога».

Но мы приведём только те, что получены логическим путём: посылка — обоснование – вывод.

Доказательство Первое. От незнания. Основой этого доказательства являются «белые пятна» в Познании, а введение понятия «Демиург» снимает любые «неудобные» вопросы из прошлого, настоящего и будущего!

Демиу;рг (др.-греч. - «мастер, ремесленник, творец») - изначально название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом «демиург», за редким исключением, стали обозначать созидающее, творческое начало во Вселенной. Первым в таком значении его использовал Платон.

Доказательство второе. Космологическое. «Всё имеет причину. Первопричина всего и есть Бог». Подобную мысль впервые сформулировал древнегреческий философ Аристотель[viii], заявивший о необходимости признания в ряду относительных последующих причин — первую, Начальную.

Космологические аргументы:
1. Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети рождаются от родителей, детали производятся на заводе и пр.).

2. Соответственно, Вселенная (как состоящая из вещей, имеющих причину вне себя) должна также иметь свою собственную причину вне самой себя.

3. Так как Вселенная является МАТЕРИЕЙ, существующей во ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ и обладающей ЭНЕРГИЕЙ, то причина Вселенной должна быть вне этих категорий.

4. Значит, причина Вселенной не МАТЕРИАЛЬНА, не ограничена ПРОСТРАНСТВОМ, не обладает ЭНЕРГИЕЙ и существует вне ВРЕМЕНИ.

Следовательно: Причина Вселенной есть: Нематериальный Вездесущий (вне пространства) Вечный (вне Времени), не обладающий энергией (Всемогущий Дух) - БОГ.

Вот так, мы с вами незаметно подобрались к тайне тайн! Поскольку тот чьё имя известно - открыт для управления. Его можно звать, просить... им можно повелевать!


Рецензии