Commentarius. nomen est omen

                лат. "Имя – есть Знак"

***
На фотографии - (Знаменитое «панно с лошадьми», найденное в пещере Жан Мари Шове в районе реки Ардеш на юге Франции. Фото: Кэрол Фритц Программа исследования пещеры Шове http://www.origins.org.ua/pictures/7372Chauvet-cave-lge.jpg). Благодаря тщательному анализу наложения линий древесным углём, а также исследованию незначительных утолщений в начале и в конце каждого штриха, эксперты-искусствоведы смогли воссоздать порядок и направление нанесения каждой линии. Первыми были изображены носороги (начиная с рогов и рыл, затем передние ноги, животы и остальные части тела). Затем были нарисованы зубры слева (они изображались снизу вверх) и, наконец, лошади (они рисовались сверху вниз).

Эксперты заявляют, что человек, создавший данное панно, специально оставил место в центре для четырёх лошадей, головы и шеи которых изображены поверх других животных по диагонали.

Археолог Джиллс Тоселло из Тулузского университета полагает, что здесь рисовал один человек. «Вся композиция весьма гомогенна, и мы наблюдаем чёткую согласованность элементов. Лошадиные головы изображены даже более живописно, так как художник использовал специальный инструмент, чтобы протравить стену пещеры вокруг их голов — в стиле барельефа.

Фундаментальное открытие пещеры Шове состоит в демонстрации того факта, что способность Homo sapiens к художественному самовыражению не проходила процесс линейной эволюции, длящейся много тысяч лет. Она была заложена в человеке с самого начала»[xiv]».

***
«Имя Господа - крепкая башня: убегает в неё праведник, и безопасен»[ix]


Понять имена Божьи означает понять Божье откровение о Нём Самом. В сети размещены достаточно подробные статьи , но мы всё же коснёмся темы вскользь.

Иудаизм
В Каббале и в книге «Зохар» приведены семьдесят два имени Бога[x]. Отметим, что у евреев не все названия являются именами, а божественными атрибутами (впрочем, как и у арабов). Евреи избегают написания имени Бога, полагая, что Слово обладает святостью и может подвергнуться оскорблению, если лист, на котором Оно написано, будет уничтожен. Причём язык написания роли не играет, ибо Имя Бога Свято на всех языках.

Ислам
В чётках из девяноста девяти финиковых косточек - каждая соответствует одному из имён Бога. В священной Книге Кур’ан сказано: «Аллах обладает самыми прекрасными именами. Посему зовите Его ими». (Сура «аль-А’раф», аят 180). В суннах есть такие слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, у Господа девяносто девять имён. Кто их выучит, тот войдёт в Рай» (ас-Суюты Дж. Аль-джами' ас-сагыр, хадисы № 2353, 2354).

Но и у мусульман не всё так однозначно! Так, например, «Малик уль-Мульк», «Малики Йаумиддин», «Зуль-Джаляли валь-Икрам» правильнее отнести к атрибутам, а не к именам. А если имена Аллаха производны от глаголов, то из таких имён истекают законы шариата. Скажем, если «разбойник в суде раскается в содеянном, то к нему нельзя применять определённую меру наказания, потому что «это не относится к тем, кто раскаялся, прежде чем вы одержали верх над ними. Да будет вам известно, что Аллах — Прощающий, Милосердный»! (Кур’ан Сура 5, аят 34.) Упоминание этих двух имён свидетельствует, что Аллах прощает покаявшихся и проявляет к ним сострадание, избавляя от установленного наказания. (Мухаммад б. Салих аль-Усеймин. «Идеальные правила, относящиеся к прекрасным именам и качествам Аллаха.» / Перевод с арабского Кулиева Эльмира Рафаэль оглы.)

А если уж совсем честно, то мы даже не знаем, как они правильно звучат на арабском! Распространяемые в Интернете имена являются краткими и не охватывают всей глубины заложенного в них смысла. Да и передать правильное арабское произношение как письменно — кириллицей, так и фонетически — русским языком — невозможно!

 Доказательство третье. Телеологическое. «Мир слишком сложен, чтобы возникнуть случайно». Древнегреческий философ Анаксагор из Клазомен, осознав целесообразность устройства Мира, пришёл к выводу, что Мир создан «Верховным Умом» (;;;;). Подобной идеи придерживались Сократ и Платон, видя в устройстве мира подтверждение существования высшего разума.

Николай Коперник, создавший теорию вращения Земли вокруг Солнца, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто ещё мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию»?

Аналогичную мысль высказал и Альберт Эйнштейн: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Но лично мне ближе аналогия известного британского астронома профессора сэра Фреда Хойла: «Вероятность того, что даже самые простые размножающиеся формы жизни, - появились посредством эволюционных процессов сопоставима с вероятностью того, что торнадо, пронёсшийся через свалку старых автомобилей, соберёт Боинг 747»[xi].

Доказательство четвёртое. Априорное (Онтологическое). Бог — Существо Всесовершенное. Однако представлять Бога Всесовершенным и приписывать ему бытие только в человеческом представлении - значит противоречить собственному представлению о всесовершенстве Бога! Ибо то, что существует и в представлении и в действительности, всегда совершеннее существующего только в одной из категорий.

Вывод: Бог, являясь существом Всесовершенным, должен существовать и в нашем представлении, и в действительности.

Доказательство пятое. Психологическое. Идея Бога как Существа Совершенного и Справедливого изначально присутствует в человеческом сознании. Однако подобная идея не могла возникнуть ни в результате наблюдений окружающего нас Мира (несовершенного и несправедливого и тем глубоко отличного от представлений о Боге), ни в результате мыслительной деятельности самого человек. Следовательно, источником Идеи является сам Бог.

***
Не могу удержаться, чтобы не привести слова лучшего оратора всех времён и народов Цицерона: «Если бы истина бытия Божия не была понята и признана в нашей душе, то одно мнение не могло бы ни быть постоянным, ни подтверждаться давностью времени, ни состариться вместе с веками и поколениями людей: ибо мы видим, что прочие вымышленные и пустые мнения с течением времени исчезли. Кто теперь думает, что существует гиппокентавр или химера? Время изобличает мнения ложные, подтверждает истины природные.

Мы считаем, — продолжал он, — нужным указать на то, что нет племени столь дикого, нет человека, настолько потерявшего сознание о нравственных обязанностях, душу которого не освещала бы мысль о богах. Многие о богах думают не правильно, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все, однако, убеждены в том, что есть сила и природа божественная. И такое признание не от предварительного уговора и соглашения людей; это памятование о богах утвердилось не в силу государственных постановлений или законов, но во всяком этом деле единомыслие всех народов должно быть почитаемо законом природы»[xii].

Подобную мысль высказал известный греческий писатель, философ Плутарх: «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монеты, но никто не видел ещё города, лишённого храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества…»[xiii].


***
Доказательство Шестое. Нравственное. Так как большинство людей живут по определённым моральным законам, и каждый человек имеет совесть, отдавая себе отчёт «что такое хорошо, а что такое плохо», то должна существовать независящая от людей Объективная Нравственность, являющаяся Первопричиной человеческой морали. Такой Первопричиной может быть только Бог!

***
«Две вещи удивляют меня: звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас». – Иммануил Кант.


Доказательство седьмое. Экзистенциальное. Почему всё, что есть, скорее есть, чем нет? Ведь создавать что-либо и поддерживать его существование, куда сложнее, чем вообще ничего не делать.

А теперь то же самое, только по-научному: «Вечное существование Вселенной противоречит второму началу термодинамики, согласно которому все звёзды должны были не только давным-давно погаснуть, но и распасться на атомы». Миллионы лет существования Вселенной можно объяснить только тем, что она сотворена Богом и Им же поддерживается. «Он пребывает во веки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство». — Сэр Айзек Ньютон.

Доказательство восьмое. Творческое. Изображения, обнаруженные в 1994 году на юге Франции и получившие название «эксклюзивных рисунков», разбивают эволюционные теории о художественном самовыражении человека. Их возраст определён в тридцать тысяч лет.

Доказательство девятое. Вера. Любопытно, но слово «vero» в латинском языке применяется в трёх! близких по значению, случаях: 1) Действительно, подлинно. 2) Ну да, конечно, безусловно. 3) Говорить правду[xv].

«Вот стол, я его вижу, значит, он есть. Закрываю глаза, и он пропадает»! Но если видимость предмета является критерием его наличия, то для слепых – вообще ничего не существует!

Вот так мы пришли к выводу, что для существования объекта нужно не только его определение с помощью органов чувств, но и вера в его присутствие! И мы верим… В космические дали и в Антарктиду. В то, что Земля круглая, а Эверест – высочайшая вершина Мира. В Благодатный огонь - появляющийся раз в год на православную Пасху в кувуклии Храм Гроба Господня в Иерусалиме. В Туринскую плащаницу. В Экзорцизм. В Жизнь после Смерти.

Доказательство десятое. Математическое. В 1930 году Курт Гёдель доказал так называемую «Теорему о неполноте» из знаменитого списка Гильберта.

Список из 23 кардинальных проблем математики, представленный Давидом Гильбертом на II Международном Конгрессе математиков в Париже в 1900 г. На данный момент решены 16 задач из 23. Одна сформулирована слишком расплывчато, другая относится к физике, а не к математике. Три решены для частных случаев.

«Если формальная система S непротиворечива, то формула A невыводима в S; если система S ;-непротиворечива, то формула A невыводима в S. Таким образом, если система S ;-непротиворечива, то она неполна и A служит примером неразрешимой формулы»

А если короче, то: в непротиворечивой и неполной системе формула «А» невыводима и неразрешима. Вот эта гёделевая неразрешимая формула и есть Бог, чьё существование нет нужды ни объяснять, ни в доказывать ! А система, то бишь наши Знания о Мире и в самом деле весьма и весьма НЕПОЛНЫЕ!

Доказательство одиннадцатое. «Верую, ибо это абсурдно»

«Credo, quia verum» — «Верю, потому что нелепо». Эта латинская формула употребляется для характеристики слепой веры, демонстрируя различия между религиозным и научным познанием мира.

«Сын Божий распят… И я должен стыдиться этого, но не стыжусь. Сын Божий умер… Это – безумно, а значит вполне вероятно. Он погребён и воскрес… Это невозможно и потому, достоверно». — Quintus Septimius Florens Tertullianus (155/165 — 220/240).


Рецензии