Non satis scio - лат. не уверен

- Я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте. - М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глава 3. Седьмое доказательство.



Начнём с того, что христианство в его нынешнем виде начало формироваться после первого Никейского собора в 325 году нашей эры после принятия Символа Веры и осуждения арианства.

Вселенские Соборы – это отдельная весьма объёмная и серьёзная тема. Историки насчитывают таковых Собраний двадцать восемь, но церковники считают по-другому! Некоторые Соборы признают и православные и католики, другие не признают Древневосточные Церкви, третьи признают все, кроме Ассирийской Церкви! А имеется ещё и особые мнения англиканской и лютеранской Церквей! А проходили ещё и «разбойничьи» соборы. Не признаваемые никем! Но их проводили! Зачем?

Объясняю! На первом Никейском соборе один человек собрал других людей, которые совместно порешили, что Сын Человеческий Иисус является единосущим Богу Отцу. В мировоззренческом споре Александра и Ария впервые в истории победил административный ресурс! Догматическое постановление было объявлено Западным и Восточным Церквам в двух указах: от имени Собора, и от лица императора Константина Великого. Единовластному Басилевсу не нужен был философский разброд и идеологические шатания. Одним росчерком тростникового пера верующим объяснили КАК, для ЧЕГО и в КОГО надо верить!

***
СИМВОЛ ВЕРЫ (формула, употребляемый в Православной Церкви)
Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь»[vi].

***
А, что проигравший? За несговорчивость пресвитер по сану и гностик по вере Арий получил по лицу от Святого Николая, был проклят и вместе с двумя поддержавшими его депутатами закончил жизнь в заточении! Оказывается рядовые верующие богохульствовали все триста предыдущих лет! Ибо верили, как Бог на душу положит, полагая Христа Сыном Человеческим!

***
По учению гностиков существует «плирома» (полнота), во главе которой находится непознаваемое божество.

Гностики - от греч. ;;;;;;,«знание, познание, познавание». Представители религиозных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточными учениями, философией и мифологией. Гностицизм называют ещё «тёмным двойником христианства». Подавляющее большинство гностиков признавали миссию Иисуса Христа, однако отдельные гностические секты, например, мандеи, считали Иисуса лжепророком.
Плирома состоит из сложной иерархии духовных сил (эонов), которые по мере удаления от божества приближаются к хаосу и небытию. Одна из иерархий, Мировая Душа (Ахамот, София), соблазнённая своеволием, оказалась в плену материи. Незаконный отпрыск Софии сотворил мир и человека.

Творцом нашего мира, Демиургом, гностики считали Бога Ветхого Завета.

Состояние Софии наполнилось страданиями. Душа Мира страдает в каждом человеке. Единственную возможность спасения для Души Мира гностики видели в познании своего небесного происхождения и освобождении от уз материи.

Для спасения Души Мира на землю был послан один из высших эонов, Христос, который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным тайну истинного познания.

У гностика Василида конечная цель спасения - это полное растворение в Едином, «великое неведение» бессознательного, у гностика Валентина - полнота света и радости вернувшейся к Отцу Души. Материя и её рабы исчезнут, останутся только «духовные». При этом в каждой гностической секте утверждалось, что только им известно подлинное, тайное учение Христа. Отметим, что для многих гностиков разрешалось отправлять общепринятые культы, в том числе и императорский, а в случае гонений отрекаться от Христа.

Среди гностических текстов наиболее известны: «Евангелие Филиппа», «Евангелие Фомы», «Евангелие Марии». В 1945 нашли целую библиотеку гностических текстов близ Наг-Хаммади в Египте. Среди найденных текстов: «Евангелие истины», «Трактат о воскресении», два экземпляра «Апокалипсиса Иакова», «Апокриф Иоанна», «Апокалипсис Адама».

А вот вам оригинальное мнение доктора исторических и географических наук Льва Гумилёва:

"В начале нашей эры в Средиземноморье, когда мысль была раскована и свободна от предрассудков, осыпавшихся, как шелуха, при контакте эллинского, иудейского и персидского мировосприятия, люди излагали свои соображения без обиняков. В III — IV вв. н. э. эти концепции кристаллизовались в несколько систем: гностицизм, талмудический иудаизм, христианство, зороастризм…

…гностические концепции признавали жизнь на планете Земля тяжёлым бедствием, от которого необходимо избавиться. Самоубийство не выход, так как душа, или зон, или частица света, снова будет опутана материей или мраком и воплотится для нового цикла страданий. Спасение в аскезе, ослабляющей узы плоти, отказе от соблазнов мира. Можно также совмещать с аскезой пьянство и разврат, вызывающие отвращение к жизни. Важно лишь полное освобождение от материи, т. е. от биосферы.

Следовательно, биосфера, по учению гностиков, — враг человека, а с врагом, как известно, надо расправляться по возможности безжалостно. Хорошо ещё, что гностики не популяризовали своих учений из презрения к черни, которая тоже часть биосферы. Они обратили внимание на собственные тела, последовательным воздержанием довели себя до освобождения от плоти и к III в. исчезли без следа, за исключением манихеев, о которых надо говорить особо.

И все же, несмотря на фантасмагоричность гностических идей, в них оказалась и конструктивная деталь: гностики открыли мир энергий, окружающий видимую природу. Как им удалось предвосхитить открытия физиков XX в. без приборов и сложной математики — объяснить не могу. Правда, они употребляли терминологию, которая нам кажется заумной, но зато их мысль была чеканной.

Если мы переведём их идеи на современную терминологию и вместо слов «зоны» и «демоны» поставим слова: «импульсы лучистой энергии» и «радиораспад», то окажется, что пытливые умы II — III вв. занимали те же проблемы, что и нас. Другое дело — оценки! Гностики ненавидели окружающий их мир и чтили умерщвляющий радиораспад. Поэтому, с нашей точки зрения, следует зачислить авторов гностических учений в разряд губителей окружающей среды"[vii].


Рецензии