Александр Фролов. Фастфуд в Древнем Риме

Иллюстрация: "Птица, рыба, финики, спаржа и морепродукты" (первый век, хранится в музее Ватикана).

  (Статья Александра Фролова из журнала "Тайны двадцатого века" (номер сорок девять, декабрь две тысячи двадцать второго года, шестая страница)).
  Значительное ускорение темпов городской жизни в двадцатом веке привело к широкому распространению предприятий быстрого питания. Тогда же возникло и такое понятие, как "фастфуд", что в переводе с английского означает "быстрая пища". Однако впервые подобные заведения появились гораздо раньше - в античном Риме и по совершенно иным причинам.
  В период наивысшего расцвета Римской империи численность населения её столицы составляла около одного миллиона человек. При этом подавляющее большинство жителей "вечного города" снимало небольшие квартиры в многоэтажных домах-инсулах (инсула - это многоэтажный дом с квартирами, сдающимися в наём). Несмотря на значительные технические достижения, римляне не знали домашних печей, поэтому в таких жилищах не было кухонь, и их обитателям приходилось рассчитывать только на услуги тогдашнего общепита.
  Ресторанов в современном понимании в античную эпоху не существовало, а самым распространённым видом римского трактира был термополий. Это название происходит от греческих слов "тёплый" и "продаю", поэтому не исключено, что римляне могли позаимствовать опыт торговли горячей пищей у греков.
  Типичный термополий представлял собой небольшое помещение на первом этаже инсулы с широкой дверью, выходящей на улицу. Нередко дверь делалась в виде "гармошки", почти полностью заменявшей всю переднюю стену заведения.
  Главным предметом обстановки термополия был каменный прилавок со встроенными в него котлами. Накрытые крышкой котлы наполнялись горячей водой, в которую помещали сосуды с готовой пищей. По мере необходимости в воду доливали кипяток, так что в любой момент посетитель термополия мог получить горячее блюдо, не дожидаясь, пока его подогреют.
  Как правило, внешняя сторона прилавка и стены украшались живописными фресками, на которых изображались сюжеты из мифологии, а также сцены с застольем и азартными играми.
  Вдоль прилавка стояли амфоры с вином, оливковым маслом, рыбным соусом и уксусом, а между полок для посуды на вбитых в стены крюках висели связки лука и чеснока, пучки пряных трав, головки сыра и фрукты. Вся мебель, если таковая имелась, чаще всего состояла из нескольких столиков и лавок, так как есть в термополиях было принято стоя.
  За основным помещением находилась кухня с очагом для приготовления пищи, а иногда и небольшая комнатка, в которой можно было за дополнительную плату пообедать или переночевать. Впрочем, в некоторых заведениях комната для гостей могла быть и не одна.
  Двери термополия были открыты для посетителей с раннего утра и до позднего вечера, поэтому его хозяин обычно жил на втором этаже - над подсобными помещениями. Однако иногда заведение имело столь скромные размеры, что ему приходилось спать на нарах, устроенных непосредственно в "обеденном зале".
  Разновидностью термополия были так называемые попины. По сути они являлись аналогом современных баров. Хотя в такие заведения римляне приходили в основном ради выпивки, в них предлагались не только холодные закуски, но и горячие блюда. В попинах обычно звучала музыка, пели песни и происходили пьяные драки, во время которых нередко азартная публика делала ставки на победу того или иного участника очередной потасовки.
  Помимо любителей вина, постоянными посетительницами этих злачных мест были проститутки - лупы (от латинского слова "lupa" - "волчица". Лупанарием также назывался и публичный дом). Впрочем, не обходили они стороной и другие заведения римского общепита.
  Подобно термополиям и попинам были обустроены каупоны - ещё один вид заведений с фастфудом. Разница заключалась лишь в том, что каупоны "специализировались" в основном на предоставлении ночлега путешественникам, предлагая им всё те же закуски и вино. Эти прообразы будущих гостиниц встречались не только в городах, но и в сельской местности у больших дорог, а некоторые их комнаты нередко превращались в бордели, что неудивительно при довольно вольных нравах, царивших в императорском Риме.
  Выбор горячих блюд во всех этих заведениях был довольно скромным: тушёные бобы, горох, чечевица, различные каши, свежеиспечённые лепёшки. Имелось в ассортименте и жареное на гриле мясо, но стоило оно довольно дорого и далеко не каждому было по карману. Также подавалось дешёвое вино с пряностями, разбавленное горячей водой. В качестве холодной закуски предлагались оливки, огурцы, варёные яйца, сыр и фрукты.
  По имеющимся сведениям, римские кулинары пытались разнообразить меню неким подобием современных бургеров: на лепёшку выкладывали куски жареного мяса и поливали его густым соусом либо помещали котлеты между двумя небольшими булочками. Однако из-за дороговизны мяса такой фастфуд не получил широкого распространения.
  Вместе с тем в ходу были кое-какие "изыски". Прежде всего это соус под названием "моретум", напоминавший современный итальянский соус песто. Он представлял собой смесь натёртого солёного сыра с мелко нарезанной зеленью сельдерея и кориандра, сдобренную оливковым маслом и уксусом.
  Весьма популярным был соус гарум из рыбьих внутренностей и крови, которые подвергались естественной ферментации в специальных каменных ваннах под воздействием солнечных лучей в течение нескольких месяцев.
  Наконец, когда это позволяли средства, римляне не прочь были полакомиться аналогом современных энергетических батончиков - кусочками запечённого сыра, покрытого мёдом.
  Особенностью древнеримских предприятий быстрого питания было то, что пользоваться их услугами могли лишь представители низших сословий: строительные рабочие, мелкие ремесленники и торговцы, отставные легионеры и вольноотпущенники. В отношении привилегированной части общества действовал негласный запрет на посещение таких заведений, поэтому какому-нибудь сенатору или государственному чиновнику, решившемуся насладиться фастфудом, это грозило большими неприятностями вплоть до крушения карьеры. Считалось, что они должны питаться исключительно у себя дома или в гостях, и всякое отступление от этого правила вызывало суровое осуждение. Если же кому-то из благородных патрициев по тем или иным причинам доводилось зайти в закусочную, то лишь закрыв лицо капюшоном. Примечательно, что в бордель те же господа шли, не скрываясь, и с гордо поднятой головой.
  Объяснялось это тем, что термополии, попины и каупоны были своего рода "рассадниками" бунтарских настроений, и нередко мятежи, время от времени случавшиеся в Риме, затевались именно в забегаловках за чашей дешёвого вина.
  Дело в том, что для рядовых римлян они служили не только торговой точкой, снабжавшей их быстрой и сытной едой, но и тем местом, где они могли узнать о событиях, происходящих в стране и в мире, поделиться слухами о похождениях какой-нибудь очередной Мессалины и послушать анекдоты про императора и его приближённых. Там же обсуждались раздачи хлеба, гладиаторские бои и пожары; там же звучали и крамольные речи.
  Зная обо всём этом от целой армии наводнявших Рим шпионов и доносчиков, но не имея возможности закрыть все предприятия фастфуда, римские императоры старались хотя бы сократить их количество. Сколько таких заведений существовало в столице империи, точно неизвестно,но в Помпеях, хорошо сохранившихся под слоем вулканического пепла "благодаря" извержению Везувия, археологи насчитали полторы сотни закусочных, тогда как всё население этого города составляло порядка двадцати тысяч человек. Разумеется, в Риме с его миллионным населением их было куда как больше.
  В борьбе с неугодными забегаловками императоры с помощью различных ухищрений стремились сделать их убыточными и довести до разорения. С этой целью чаще всего практиковалась такая мера, как ограничение ассортимента готовых блюд. Так, в правление императора Тиберия была запрещена продажа хлеба и выпечки, при Нероне под запрет попала вся варёная пища, и посетителям приходилось довольствоваться исключительно овощами и зеленью, а Веспасиан и вовсе разрешил продавать одни только бобы.
  Тем не менее императоры приходили и уходили, а фастфуд оставался широко востребованным в народе, и лишь после падения Западной Римской империи он был надолго забыт и возродился много веков спустя - в период Нового времени, правда, уже в основном в виде уличной еды.


Рецензии
Познавательно, но маловато по теме и ссылок на исторические источники не хватает.
Хотелось бы добавить, что существует кулинарная книга древнего Рима: Апициевский корпус cоставлена в IV или начале V в. н. э. на позднем латинском наречии, близком к народной латыни. С античности приписывается (ошибочно) легендарному гурману I в. н. э. Марку Габию Апицию, отсюда и название. Первое перепечатанное издание вышло в Милане в 1498 году, второе — в Венеции два года спустя. В первых публикациях в качестве автора книги был указан некто Целий. Переводы на итальянский и французский появились только во 2-й пол. XIX в., на английский — и того позже.
В качестве примера изысканного апициевского блюда обычно приводят рагу из языков фламинго. Другим примером может служить суп со спаржей из хвостов не родившихся поросят, извлечённых из утробы матери. Жареного поросенка фаршировали густой смесью из меда и вина, присыпанной толчёным перцем и тмином.
А в другом источнике говорится, что в книге были простые блюда и даже не пригодные для проведения оргий и светских изысканий.

Ольга Ваккер   21.03.2024 13:25     Заявить о нарушении
Благодарю вас за конструктивный комментарий, Ольга!
Впрочем, наполнение журнала ссылками на источники и достоверность статей в мою компетенцию не входят, так как я к данному изданию никоим образом не отношусь. В прошлом году спрашивал их разрешения на перепечатку, но ответа - ни положительного ни отрицательного - не получил. Но я вот что подумал: тираж закончился, упоминание издания и автора имеется - никакого вреда им вроде бы и нет, поэтому и перепечатываю потихоньку.
И снова возвращаясь к содержимому... Мой отчим также недоволен качеством данных статей и отсутствием ссылок, ему нужно, чтобы авторы имели учёные степени, были известными и проверенными. А кто бы, извините, читал такое? Спали бы все, как на занудных лекциях, убивающих всякий интерес. Кроме того, история, к сожалению, слишком уж переплетена с политикой, поэтому и "проверенные" профессоры работают на ту или иную заинтересованную фракцию, искажают материал через призму заказчика, так что вопрос тут не "Какое у тебя звание?", а "На кого работаешь?". Я недавно перевёл часть своих календарей на старый стиль и при этом выяснил, что захватившие власть коммунисты допустили потерю целого дня недели! Им-то, атеистам, без разницы. Такое вот вавилонское столпотворение. Если уж мы не знаем точно, какой сегодня день недели, то чего уж говорить о фактах, представляющих для кого-то шкурный интерес!?
Историю же я полюбил с пятого класса, как только она появилась среди школьных предметов, и как не рассматривал я её тогда с точки зрения политики, так не смотрю с неё и теперь. Недавно понял, что само слово переводится, возможно, как "Из Торы" или, если с британского, - "Его Тора". То есть история народов и отдельных людей - это результат соблюдения и нарушения Закона. Достаточно вспомнить, что творили друг с другом индейцы, чтобы понять, почему их постигла такая печальная участь, но например в советское время их просто жалели в контексте ненависти к капиталистам. И вот коммунисты растоптали всё святое, что оставалось у нашего народа, и их режим рухнул, и это, на мой взгляд, главное, а уж как относиться к исполнителям - дело другое.
Заранее прошу прощения, если эти мои слова вдруг задели ваши убеждения! Просто подумал, что немного искренности не помешает в наше неспокойное время...

Шехавцов Святослав Григорьевич   25.03.2024 11:31   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за развёрнутый ответ.
У древних греков своя этимология слова история, даже у законов есть своя история) А с остальным не спорю, описание исторических событий - очень обширная тема.

Ольга Ваккер   25.03.2024 12:51   Заявить о нарушении