Синопсис сериала Богемский
«КАРТЫ. ДЕНЬГИ. ГРАММОФОН»
Первый сезон «Богемский»
АВТОРСКАЯ ИДЕЯ: Александр ТИХОНОВ, Владлен ДОРОФЕЕВ.
АВТОРЫ: Владлен ДОРОФЕЕВ, Александр ТИХОНОВ.
Жанр: авантюрная историческая драма, основанная на реальных событиях.
Хроно: первый сезон – 12 серий. Хронометраж серии – 48 минут.
Референс: «Серебряные коньки», «Вертинский», «Китайскiй сервизъ».
Логлайн: Остросюжетная история, основанная на реальных событиях российской музыкальной жизни и становления индустрии грамзаписи с 1903 по 1919 год, на фоне расцвета и гибели Российской империи. В центре сюжета драматичная судьба главного героя - журналиста Дмитрия Богемского, вовлечённого в водоворот интриг дельцов, делящих граммофонный и музыкальный рынок, и его сложные любовные отношения с красивой, талантливой и очень непростой женщиной – звездой эстрады Марией Эмской.
Драматическая предпосылка: Извечные конфликты Добра со Злом в сюжете выражены в бескомпромиссной борьбе талантливых, но коварных, то любящих, то ненавидящих друг друга людей, ради славы, денег и влияния на музыкальный рынок. Однако, в результате, главный герой в конечном счете остаётся на стороне Добра из-за любви к Отечеству, сознавая ответственность за будущее родной страны и её культуры.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Положительный герой (реальный персонаж) - Дмитрий Богемский (23 - 39 лет) – поначалу авантюрный молодой человек, криминальный журналист, автор-исполнитель юморесок, превращается в истинного защитника русской культуры, издателя авторитетного журнала «Граммофонный мир». Юный Богемский влюбляется в восходящую звезду отечественной эстрады Марию Эмскую, на которой позже даже ненадолго женится. Ещё он влюблён в Россию и не очень любит иностранцев, делающих состояние за счёт наших талантов.
Богемский всегда в курсе главных интриг и скандалов в шоу-бизнесе, ведёт журналистское расследование первых случаев музыкального пиратства в России. Для этого пытается разобраться в теме музыкального пиратства – как можно воровать чужие голоса и на этом зарабатывать?! Герою противостоят коррумпированные чиновники и предприниматели, «бандитские Петербург и Москва», но он не собирается отступать. В своих расследованиях герой нащупывает ниточки, которые ведут на самый верх российского музыкального Олимпа, где восседает американский предприниматель Родкинсон - директор международной корпорации АО «Граммофон» в России. Разоблачая этого пирата, он сталкивается с другим, ещё более коварным. Сначала Богемскому мешают в расследовании нового дела, потом шантажируют, пытаются купить, затем начинают угрожать, но, когда он идёт дальше и находит доказательства - пытаются убить, столкнув под поезд. Он выживет и победит, начнёт писать новую страницу в культуре новой страны.
Характер: интеллектуал, обладающий широкими знаниями, острым умом и отменной интуицией. Ничто человеческое ему не чуждо: любит компании, может выпить, поиграть в карты и покуролесить с цыганами – таким образом он не просто развлекается, но и собирает нужную информацию. Его доступная наивность и простота в общении напускная, он трезво оценивает и анализирует происходящее. Ловко преображается в чужой образ. Увлекается уличными кулачными боями, метанием ножей и схватками на боевых тростях.
Арка: от разбитного приблатнённого журналиста криминальной хроники до раненого от любви интеллектуала, пытающегося спасти Россию или хотя бы осколки её культуры.
Референс: проснувшийся Илья Муромец.
Отрицательный герой (реальный персонаж) - Норберт Родкинсон (30 - 34 года) – живущий на широкую ногу в Петербурге американский бизнесмен, сын эмигранта из России, представитель и первый директор международной корпорации АО «Граммофон» в России. Он приехал грабить колонию, поэтому все его действия – это поведение белого американца в делах с дикарями. В бизнесе он ведёт опасную двойную игру. Правой рукой возглавляет крупнейшую легальную музыкальную компанию в России, а левой руководит собственным пиратским бизнесом, который искусно маскирует. Разоблачённый Богемским, в разгар Первой русской революции 1905 года он сбегает из России, увозя с собой кучу денег и огромное количество ювелирных украшений, которые он разными путями вымогал с артистов в виде подношений за договор грамзаписи. Умрёт на круизном теплоходе во время карточной игры с джокером в руках.
Характер: Бесцеремонный самоуверенный ловелас, хорош собой, неутомим в любви. Женат. Неумолим в бизнесе, интриган, обладающий удивительной деловой хваткой, сориентированный исключительно на личное обогащение. Алчен и вороват, вероломен ради воплощения своих целей. В отношениях с молодыми артистками пользуется своим служебным положением, склоняя к сожительству за обещанный контракт. Успешный певец. Природный заика. Азартный игрок в карты.
Арка: я не сильно рискую, но шампанское пью!
Референс: Юлий Цезарь: я перейду Рубикон!
Отрицательный герой (реальный персонаж) - Давид Финкельштейн (22 - 35 лет) - главный музыкальный пират Российской Империи. Оттого таинственный, поначалу находящийся за кулисами. На передний план Финкельштейн выходит после отъезда Родкинсона из России с поддельными пластинками выдающихся певцов того времени пиратских «Т-во Мелодифон» и «Орфеон Рекорд». В 1907 году его поддельные пластинки получают золотую медаль от императора на первой граммофонной выставке. Но главную свою аферу – пиратскую фирму «Русское Акцiонерное Общество Граммофоновъ» Финкельштейн организует с известным петербургским банкиром, масоном и аферистом Митькой Рубинштейном, грабившим и Григория Распутина. Финкельштейн и Рубинштейн станут главной угрозой жизни Богемского, но их остановит революция 1917 года. Финкельштейн бежит из России в Германию.
Характер: Хитрый и бессовестный мошенник. Целеустремлённый вероломный предприниматель, считающий, что правил в бизнесе для него не существует. Коммуникабельный и артистичный. Не признаёт дружбу, но нежно любит семью и обожает своих детей.
Арка: мне славы не надо, а деньги давай!
Референс: Мои деньги не пахнут!
Герой на перепутье (реальный персонаж) - Ипполит Рапгоф (38 - 53 года) - коренной петербургский аристократ, в большей степени писатель, музыкант и искусствовед, чем предприниматель. В бизнесе конкурент Родкинсона, которого, то «любит», то ненавидит - во всём виноваты его бисексуальные наклонности. Натура мечущаяся, всё время в делах всем «попадается под ноги». Постоялец публичных домов и автор эротических романов. В погоне за успехом пишет продолжение романа «Яма», за что получает от Куприна публичную пощечину в ресторане. Со временем из-за неудач отходит от дел грамзаписи, отдавшись литературе и революционному движению. Патриот-анархист со своим взглядом на государственное устройство России. Активно посещает революционные мероприятия, готовит и распространяет прокламации. В 1918 году он возглавит отряд анархистов и захватит власть в Ростове-на-Дону, но на следующий день будет свергнут большевиками и расстрелян.
Характер: либеральный экстремист, натура творческая, артистичен. Склонен к бонапартизму. Бисексуал. Невротик. Импульсивен, порывист и депрессивен.
Арка: лиричный авантюрист – революционер-идеалист.
Референс: буревестник - лучше взлететь и упасть, чем ползти!
Главная героиня (реальный персонаж) – Мария Эмская (22 - 37 лет) – талантливая звезда эстрады. Быстро привыкла к обожанию публики и ненависти соперниц, активно выступает с концертами в провинции. Но становится жертвой музыкального пиратства – поддельные пластинки плохого качества с её голосом, продаваемые большими тиражами, наносят ей серьезный репутационный ущерб, существенно снижая её доходы. Но она борется. Пользуясь своим очарованием и связями, собирает информацию об ограбивших её музыкальных пиратах для расследования Богемского, с которым у неё завязывается роман. Для пользы дела умело плетёт интрижки с Родкинсоном и Рапгофом, в конце концов выторговывая для себя самые выгодные условия контрактов, полностью повторяет «мошенническую схему» Анастасии Вяльцевой – подписывает с их звукозаписывающими фирмами эксклюзивные договоры и не выполняет их. Обхитрив музыкальных дельцов и своих конкуренток, героиня попадает в сложную ситуацию: финансовая зависимость со стороны воротил бизнеса, их домогательства, угрозы и преследования. На кону жизнь и карьера звезды, но у неё есть влюблённый в неё Богемский…
Она была единственной в России певицей, которая умудрилась записать свой голос практически во всех фирмах грамзаписи.
Характер: музыкальна и пластична, легка в общении, но себе на уме и знающая себе цену любвеобильная женщина. Ласковая кошечка, способная в любой момент показать свои острые коготки. Крайне жесткая в конкурентной борьбе, будь то на сцене или в постели, беспощадна с соперницами.
Арка: провинциалка в поисках любви, денег и успеха.
Референс: тропическая бабочка – хищница.
Другие герои.
Звезды эстрады: Анастасия Вяльцева (31 – 41 год), Фёдор Шаляпин (31 – 48 лет), Надежда Плевицкая (27 – 37 лет), Михаил Вавич (29 – 39 лет), Варвара Панина (32 – 39 лет) и др.; император Николай Второй (39 — 49 лет), представители высшего света; финансист Дмитрий Рубинштейн (31 – 41 год), банкиры и предприниматели; певцы и музыканты, литераторы и журналисты, цыгане, любители музыки; революционеры всех мастей; полицейские и жандармские чины; бандиты и пр.
…Накануне нового 1903 года железнодорожные поезда из Москвы и Петербурга из-за заснеженных путей останавливаются на станции Бологое.
В буфете «первого класса» встречаются главные герои. Здесь по дороге в Петербург Родкинсон знакомится с Богемским и Эмской. Магнат плачется журналисту на судьбу: на Вяльцеву, что наплевала на его эксклюзивные права; на музыкальных пиратов, копирующих его пластинки с таким низким качеством, на потерю денег. Богемский принимает предложение Родкинсона вывести его врагов на чистую воду.
Не обходит Родкинсон вниманием и Эмскую, «положив на неё глаз», он предлагает своё покровительство, которое она с удовольствием принимает.
По дороге в Москву, в Бологом, Рапгоф с инженером Ребиковым обсуждают строительство первого русского завода граммофонов и грампластинок. При этом, Рапгоф перевозит оружие и революционные листовки, и иногда брезгливо посматривает в сторону Родкинсона, на которого обижен из-за того, что тот претендует на его «эксклюзивные права» на записи Вяльцевой.
В это время в Риге вагон с оборудованием, предназначенным для Родкинсона и АО «Граммофон», угоняет Финкельштейн. На украденном оборудовании он начнёт печатать свои пиратские пластинки…
…Так начинается наша история, где все главные герои волей обстоятельств оказываются в одной компании деятелей зарождающегося в России нового музыкального бизнеса, и начинают активно работать локтями и не только…
Богемский становится в Петербурге издателем журнала и начинает независимое журналистское расследование деятельности музыкальных пиратов в столицах, продолжает карьеру декламатора и музыкального критика.
Родкинсон, в глубочайшей тайне от всех и, в первую очередь, от своих лондонских начальников, ведёт пиратский бизнес. Первое время всё развивается замечательно: он полностью контролирует всю технологическую цепочку - от оборудования и технологий до расходных материалов и получения денег, которые ему ежемесячно привозит спецкурьер – это его «чёрный нал». Родкинсон нанимает специального гравера, который «перебивает» номера оригинальных матриц АО «Граммофон» на фирму «Аврора РекордЪ». Это его пиратский лейбл, который фактически печатает диски с его же легальных матриц АО «Граммофон». Уверенный в глубокой конспирации своего тёмного дела, он выступает с официальным обращением к почтенной публике: не покупать поддельные копировки, а только его легальную продукцию. Обращение публикует Богемский в своем журнале…
Родкинсон талантлив и разносторонен, он ещё и поёт под псевдонимом Макс. Врачи рекомендовали ему пением лечить свой недуг - природное заикание. Родкинсон «лечит» его в студии своей фирмы, выписывая сам себе самые высокие гонорары. Но при этом его голос на пластинках становится очень популярен. Информации об артисте Максе практически нет, и он этим активно пользуется: по Петербургу ходят слухи один фантастичнее другого, которые он же сам умело сочиняет и запускает в общество. Все это возбуждает интерес публики, молодые и впечатлительные дамы падают в обморок, прослушивая пластинки с записями голоса загадочного Макса и мечтают подарить ему свою любовь. И эта сторона его музыкального бизнеса активно развивается…
Мария Эмская умело использует свои чары и появившиеся связи для достижения творческих и корыстных экономических интересов. Она ходит по краю обрушившейся на неё популярности, умело манипулируя мужчинами, от которых во многом зависит её успех, благополучие и востребованность на рынке.
Обещая выгодный контракт на запись, Родкинсон пытается добиться её близости, но женское коварство не знает границ - Эмская соглашается записать у него в студии свои хиты, но не говорит ему, что ведёт переговоры с его конкурентом Ипполитом Рапгофом.
Да ещё, вскоре после релиза пластинок с новым репертуаром Эмской, в продаже появляются подделки неизвестных фирм по демпинговым ценам, и реализация дисков в записи АО «Граммофон» останавливаются. Пиратские пластинки звучат отвратительно. По авторитету артистки наносится сокрушительный удар. У неё возникают проблемы с организаторами концертов.
Желая защитить себя от Родкинсона и неизвестных пиратов, певица ищет поддержки у влюбленного в неё журналиста Дмитрия Богемского, к которому питает ответные, но не оформившиеся чувства. Эмская укладывает его в постель и просит его собрать компромат на американца.
Богемский ведет расследование, о котором его просят одновременно любимая Эмская и новый «друг» Норберт Родкинсон, при этом каждый преследует свои интересы в этом деле. Но так завязывается любовный треугольник…
Через сложный опасный поиск при помощи друзей из полиции и криминального мира Богемский нащупывает связь Родкинсона с пиратами из Москвы и С.-Петербурга. Вскоре он приносит Родкинсону образцы пиратских дисков «Аврора РекордЪ» и «Ледокол РекордЪ», купленные на Невском проспекте недалеко от его офиса. Родкинсон, после внимательного просмотра дисков, понимает, что помимо его секретной «Авроры», за которую он спокоен, на рынке орудует кто-то ещё. Но кто и где – вот в чем вопрос? Больше всего Родкинсона «убивает» название новой пиратской компании - «Ледокол РекордЪ». Он понимает, что это неспроста. Для Родкинсона эта новость – колоссальный удар по его планам и амбициям. Он, при помощи Богемского и чинов сыскной полиции, пытается найти «ЛедоколЪ» и закрыть его, но Богемский всё ближе и ближе подбирается к его «Аврора РекордЪ».
В процессе своего расследования и поиска пиратов Богемский выходит на дистрибьютеров «Аврора РекордЪ» и находит их производство в Москве. И делает для себя открытие - Родкинсону нужно пиратство, и не только для заработка, но и для манипулирования и выкручивания рук артистам. Да ещё при этом он объясняет начальству в Лондоне свои просчеты, воровство и неудачи - деятельностью пиратов, и тянет из центрального офиса деньги на адвокатов, на антипиратскую кампанию в прессе, которую организует с помощью Богемского, а большую часть денег спокойно кладёт себе в карман.
Богемский подключает к расследованию Эмскую, которая должна найти в кабинете Родкинсона документы, подтверждающие управление им своим пиратским бизнесом. Она и сама заинтересована в этом в первую очередь, поскольку после получения последнего аванса, выплаты за продажи её пластинок практически прекратились.
Родкинсон умеет красиво ухаживать: он богат, прекрасно зарабатывает, в том числе на легальных и пиратских пластинках Эмской, поэтому преподносит ей дорогие подарки, устраивает концерты и великосветские приёмы. Женское сердце опять тает под натиском его внимания.
В процессе очередного сближения с Родкинсоном, Эмская оказалась под влиянием его обаяния, хотя знает, какой умный авантюрист и сердцеед ведёт с ней особую игру. Однако Родкинсон и сам увлекается Эмской, и в какой-то момент ему становится непонятно: где флирт переплетается с реальными чувствами.
Масла в огонь любовной истории подливает умелый интриган Рапгоф, который выводит влюбленного Богемского из состояния душевного равновесия разговорами о возможной близости Эмской с Родкинсоном. Он рассказывает журналисту, что видел их в ресторане, где они в отдельном кабинете… Богемский не может найти места от предательства любимой, пускается во все тяжкие: в загул с цыганами, с шуточной кражей лошадей и с уличными кулачными поединками, с похождениями по салонам и китайским опиумным притонам…
Ипполит Рапгоф также хочет подписать контракт со звездной певицей и заработать на ней денег. Его женщины интересуют меньше, чем мужчины. Ипполит ревнует Родкинсона к Эмской, поскольку сам неровно дышит к видному американцу, пытаясь устранить конкурентку из возможного любовного треугольника.
Рапгоф, обманутый контрактами с Вяльцевой, опять повторяет ошибку и подписывает контракт с Эмской: тратится на дорогие рестораны, автомобили, подарки, гонорары, запись, производство тиража и рекламу, но в итоге несёт главные убытки, поскольку у него нет своего пиратского завода, да ещё конкурент Родкинсон и другие пираты выбрасывают на рынок пластинки Эмской раньше него. Оказавшись обманутым всеми, Рапгоф вступает с ними в бой, ведь у него в друзьях революционеры… готовые к экспроприации награбленного.
В итоге Эмская, по примеру Вяльцевой, обвела монстров бизнеса вокруг пальца: побывала в двух конкурирующих студиях, записала аналогичный репертуар, получила там и там хорошие гонорары. Магнаты решают жёстко преследовать удачливую «ученицу» Вяльцевой. Рапгоф «прессует» её юридически, а Родкинсон начинает наводнять рынок её пиратскими пластинками со своего подпольного завода в Москве.
Оскорблённый в чувствах Богемский с трудом возвращается к жизни в объятиях молодой красивой певицы. Потом окажется, что её «подложили» враги. Но дело сделано, Эмская опять отворачивается от него. А тут выясняется, что и журнал его разорён.
Тем временем расследование Богемского зашло слишком далеко. Скоро Родкинсону докладывают из полиции, что журналист «нарыл» что-то важное, но продажные полицейские пытаются сбить его со следа. Не искушая судьбы в разгар революционных беспорядков, Родкинсон бежит из России в 1905 году. Помимо огромной суммы в рублях, он вывозит из страны целый вагон серебра и драгоценностей, полученных в качестве подарков от звёзд и дистрибьютеров…
С отъездом Родкинсона количество пиратских пластинок только увеличивается на рынке и об этом узнаёт Богемский, открывший новый журнал «Граммофонный мир». Он понимает, что новый теневой «король» тесно связан одновременно и с властью, и с криминалом. Жандармов он использует для сведения счетов со своими конкурентами по бизнесу, а бандитов для устранения конкурентов на нелегальном рынке.
Действительно, найти прямые доказательства практически невозможно, но разрозненных фактов, обличающих Финкельштейна, всё больше и больше и в какой-то момент становится понятно, что Богемский нашёл весомые доказательства его махинаций.
Охота за Богемским идёт по нарастающей: чем больше у него фактов, подтверждающих причастность Финкельштейна к пиратскому бизнесу, тем сильнее сгущаются тучи над его головой. В газетах появляются статьи о похождениях Богемского, ему отказывают в светском обществе, перестают приглашать на премьеры, собрания и вечера. Наконец, он узнаёт, что Эмская теперь встречается с другим… Журналиста похищают в Москве, и он оказывается в притоне на Сухаревке, его чуть не сбивает автомобиль в Риге, а на Николаевском вокзале в Питере его сталкивают под поезд, но он чудом остается жив. На больничной койке, со сломанной ногой, он предъявляет Эмской, испугавшейся за его жизнь, неопровержимые доказательства причастности Финкельштейна к пиратскому бизнесу и его левым заработкам на её пластинках, а также в попытках опорочить и убить его.
Любовь Эмской и Богемского вспыхивает с новой силой. Их страстный поцелуй ставит точку в этой истории – они женятся.
Но зло ещё не побеждено окончательно. Богемский доведёт дело до конца, но суд над Давидом Финкельштейном в 1915 году оправдает его пиратскую деятельность.
Знакомый сытый мир, богатый веселья и интриг, рушится в феврале 1917 года. С революцией приходит время страдания от выживания, болезней и смертей…
Финкельштейн бежит из России за границу, как и многие наши герои.
Рапгофа расстреляют красные в Ростове-на-Дону в 1918 году за руководство вооруженным захватом власти в городе…
Эмская умрёт от голода и холода на руках своего бывшего мужа – Богемского в их некогда общей квартире в Петербурге в 1919 году.
Похоронив жену, любовницу, друзей по цеху, Богемский вернётся в Москву по приглашению Луначарского, чтобы на посту директора восстановить работу завода грампластинок в Апрелевке - будущего завода «Мелодия».
ТИТР: В 1918 году в Германии Финкельштейн откроет танцевальную школу. Его дальнейшая судьба неизвестна…
30-го марта 1927 года Родкинсон умрёт от внезапной остановки сердца, играя в покер на пароходе, идущем перед «Титаником» в Нью-Йорк. В руке у него останется так и не сыгранная выигрышная карта.
9 февраля 1931 года Народный артист СССР Фёдор Шаляпин отсудит 10 тысяч франков у Советского Коммерческого Бюро в Париже за пиратское тиражирование пластинок с его песнями в СССР.
ДОРОФЕЕВ ВЛАДЛЕН ЭДУАРДОВИЧ, публицист, драматург, историк, член Союза писателей России. Автор книг прозы и исторической публицистики, автор сценариев короткометражного художественного фильма «Пусть будут счастливы» (ВГИК, 1990 г.), а также (в соавторстве) телевизионных многосерийных художественных фильмов: «Цыганки» 12 серий (БФГ-Медиа Продакшн, 2009 г.), «Банды» 12 серий (БФГ-Медиа Продакшн, 2010 г.) все для 1-го канала.
ТИХОНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, историк музыкального бизнеса, Главный эксперт информационного агентства InterMedia, журналист, автор книги «Операция, которую назвали «Контрафакт» ИГ «Юрист», 2006 г., а также многочисленных публикаций по истории музыкального бизнеса в России в журналах «Музыкальная жизнь», Billboard, «Звукорежиссер», «Интеллектуальная собственность», «Авторское право и смежные права» и др.
Все права защищены РАО «Копирус».
Свидетельство о публикации №224032101083