Резюме из разных книг по ремеслу

Распространённые советы:

– писать, как только проснулся (техника «утренние страницы»);

– гулять и искать вдохновение;

– всегда держать блокнот под рукой;

– много читать и не сильно критиковать себя;

– подражать, но не красть («кради как художник»).

Просто? Да, но не всё так просто.

Есть методика «как писать», есть «как быть писателем». Важно осваивать эти техники постепенно, а не одновременно: если решитесь стать писателем, сначала освойте первую методику – без неё не получится стать писателем.

В этой сфере творчества целеустремлённый и дисциплинированный человек может добиться удивительных успехов в самые краткие сроки. Если, конечно, не станет жертвой одной из проблем писателя: творческий застой. Автор одного шедевра. Писатель время от времени. Неуверенность в себе.

Если не сойдете с дистанции и освоите основные навыки – писать как только проснулись, и писать регулярно – вам открыт путь в писательство. После этого можете спокойно осваивать мастерство «как писать».

Автор – двойственная натура. Это норма для творческого человека: в нём всегда борются бессознательное и рациональное.

Бессознательное и сознательное участвует в создании сюжета.

Рациональное делает сюжет жизнеспособным, придает особые черты.

Именно эта двойственность позволяет не откликаться на событие, но его создавать. Эта двойная способность – побудить себя к действию и довести его до конца – отличает подлинного художника от более инертных и менее решительных коллег по цеху.

Подумав, становится логичным и понятным: темный Ид достает из глубин подсознания все, что волнует писателя. Затем приходит светлое Эго в виде чуткого критика и доводит текст если не до совершенства, но до гармоничного и читаемого вида. И действуя так регулярно, уверена, можно достичь высот признанных классиков.

Творческий человек подвержен качелям «озарение – уныние». Некоторые проходят через неё благодаря вдохновению или упрямству. Кто прошёл, станет настоящим писателем. Чтобы этого не произошло, соблюдайте график работы, позволяйте себе отдохнуть и не быть гением сразу же.

Так как в авторе уживаются два человека, учиться также надо за двоих. Вернее, у каждого своя «матчасть». Одной стороне личности надо понимать все тонкости построения сюжета. Другая, как чуткий родитель, должна следить за остальными сферами жизни автора.

Остаётся быть рациональным прагматиком, но при этом чувствительной, субъективной личностью. Ключевое преимущество, которое даёт подобная безобидная «двуличность», – прозрачный барьер между вами и окружающим миром.

Несколько советов:

– берегите силы. Изменять привычки лучше постепенно;

– для перемен в повседневной жизни не обязательно напрягать каждый нерв и мускул;

– делайте утреннюю зарядку для пальцев. Главное – регулярно писать. Без оправданий. Без отговорок. Без переносов на другое время или следующий день. Каждый день. В обозначенное вами же время.

Советы как помочь себе дописать книгу:

Первое. Читать как писатель: анализировать, раскладывать текст на пласты, искать сюжет, фабулу, поворотные пункты, крючки. Проводить полноценный всесторонний анализ текста, анализируя не только внешнюю оболочку, но и подтексты. И понять наконец, что «критик» – это не тот «злодей», который ищет за что бы поругать писателя, но друг его, который помогает даже в плохом тексте найти ценный элемент.

Второе. Соблюдать распорядок дня. Писательство – это не богемный образ жизни, это кропотливое непростое ремесло, и без отдыха и определенных привычек сложно будет отдаться творчеству полностью. Хотя привычка писать регулярно сама скорректирует распорядок.

Третье. Общение с внутренним критиком. Этот монстр не так страшен, если контролировать его. Подходите к оценке своего творчества, как только освоите самые важные привычки...

Четвертое. Пропорции и масштаб важны. Не знаете, как перейти от одной сцене к другой? Прочитайте как это выполнено у вашего любимого писателя; посчитайте количество слов до перехода к другой сцене. Возьмите это число за основу и пишите дальше. Тут опять возвращаемся к анализу текста: он важен во всех смыслах, вплоть до запятых. Это важно, особенно, если вы только выстраиваете свой путь писателя.

Пятое. Подражать буквально. Возьмите любимый отрывок. Перепишите его. Затем попробуйте переписать с другими синонимами. Затем сократите или дополните. Перепишите в другой манере. Так вы и уйдете от подражательства, вытащив из своих чертогов стиль и манеру письма.

Результат важен – собственная книга в руках ценнее всего на свете. Но не менее важен и процесс, который с каждым днем улучшает ваше мастерство.


Рецензии