Читая покаянный Великий канон

- Откуду начну плакати, зряще деяния безумной моей жизни? Кое начало ныне положу, Христе, рыданию сему? Но Ты, яко милосердый, подай мне прегрешений оставление.

- Согрешил аз более иных человек, един аз тако согрешил Тебе. Но, о Спасе и Боже, помилуй создание Твое.

- Высокомерным в сердце был аз и понапрасну дерзким. Ты же, Единомилостивый и Правосудный, не осуди мя, яко лицемернаго фарисея, но даруй мне смирение мытарево и к нему мя причти.

- Припадающе, несу Тебе, Владыко, глаголы сия со слезами: аз более блудницы согрешил и беззаконствовал, яко никто иный на земле. Но помилуй творение Твое, Владыко, и вновь возстави мя.
................

Читаю день, читаю второй, третий, покаянный Великий канон святого Андрея Критского, обязательный к прочтению в первую седмицу Великого поста.

Просыпаюсь сегодня утром и думаю:
- Каково это, зная, сколь грешен, слышать к себе обращение: Ваше Святейшество, Святейший Владыка? Или такое: Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка? Вот уж испытание, так испытание!

..............

*** Формы обращения к духовенству (Московский Патриархат. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации).

Патриарх: Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Митрополит, архиепископ: Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, Владыка (имя), Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), митрополиту / архиепископу (указание кафедры)

Епископ: Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, Владыка (имя), Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (указание кафедры)

Протоиерей, протопресвитер, архимандрит, игумен: Ваше Высокопреподобие,
отец (имя) Его Высокопреподобию, архимандриту / игумену / протоиерею (имя)

Игумения: Досточтимая матушка, матушка (имя) Настоятельнице (название) монастыря игумении (имя)

Иерей, Иеромонах: Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иеромонаху / иерею (имя)

Диакон (протодиакон, архидиакон), иеродиакон: Отец диакон, отец (имя),иеродиакону / диакону / архидиакону (имя)
.........

- Осквернил аз плоти моея одеяние и померк во мне, Спасе, образ Твой и подобие.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

- О Милостиве! Поклонился аз идолу страстей моих, душу оскверняюще. Но, о Спасе, кающагося мя приими и к познанию истины приведи, и, дабы не стати мне добычею в пищу врагу, Ты Сам помилуй мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

- Милостиве! Ведаю, яко согрешеньми моими сокрушил аз сосуд плоти моея. Но, о Спасе, кающагося мя приими и к познанию истины приведи, и, дабы не стати мне добычею в пищу врагу, Ты Сам помилуй мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

- Померк во мне образ Твой и увяла его красота, и от бури страстей моих угасла жизни моея свеща, ибо пренебрег аз заповеди Твои. Но, о Спасе мой, по милости Твоей, подай мне радость, о коей поет Дави;д. Пс.50:14.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
....................

Неужели, действительно, всё так просто? Согрешил - покаялся. И живёшь себе дальше? И нет на тебе грехов? И чиста душа твоея? Что-то мне в это не верится.


Рецензии
Да, Мария, "Во многой мудрости много печали"! Порой кажется, что не видеть (не замечать) религиозного лицемерия - это благо для души: живи себе спокойно, принимая все постулаты, и душе будет легко и радостно. Ан нет! Червь сомнений не даёт покоя - это уже "Горе от ума"!
Главное, на мой взгляд, это осознать значение слова "покаяние". Покаяние - это не словесная исповедь перед батюшкой, это "изменение". Изменение образа мыслей и образа жизни. Изменения не поведенческие, а изменения отношения к жизни вообще, изменение нас самих, как результат этого отношения. То есть такая трансформация, когда мы необратимо меняемся. И, если это произошло, то повторной исповеди уже не будет. Нет в ней никакой нужды! Вот так мне думается, так видится. А тему Вы подняли очень актуальную. Спасибо!

Надежда Первушина   03.05.2024 12:19     Заявить о нарушении
....
Тогда́ Иису́с на́чал говори́ть наро́ду и ученика́м Свои́м
и сказа́л: на Моисе́евом седа́лище се́ли кни́жники и фарисе́и;
ита́к, всё, что они́ веля́т вам соблюда́ть, соблюда́йте и де́лайте; по дела́м же их не поступа́йте, и́бо они́ говоря́т, и не де́лают:
свя́зывают бремена́ тяжёлые и неудобоноси́мые и возлага́ют на пле́чи лю́дям, а са́ми не хотя́т и персто́м дви́нуть их;
все же дела́ свои́ де́лают с тем, что́бы ви́дели их лю́ди: расширя́ют храни́лища свои́ и увели́чивают воскри́лия оде́жд свои́х;
та́кже лю́бят предвозлежа́ния на пи́ршествах, и председа́ния в синаго́гах,
и приве́тствия в наро́дных собра́ниях, и что́бы лю́ди зва́ли их: «учи́тель! учи́тель!»
а вы не называ́йтесь учи́телями, и́бо оди́н у вас Учи́тель — Христо́с, все же вы — бра́тья;
и отцо́м себе́ не называ́йте никого́ на земле́, и́бо оди́н у вас Оте́ц, Кото́рый на небеса́х;
и не называ́йтесь наста́вниками, и́бо оди́н у вас Наста́вник — Христо́с.
Бо́льший из вас да бу́дет вам слуга́:
и́бо, кто возвыша́ет себя́, тот уни́жен бу́дет, а кто унижа́ет себя́, тот возвы́сится."

Здравствуйте, Надежда!
Судя по главе 23 Евангелия от Матфея, тема продолжает быть актуальной уже на протяжение более двух тысяч лет. Но слава Богу, всегда были, есть, и уверена, будут священнослужители, неотступно следующие Слову Христову.
Так что, живём дальше.
Спасибо!

Мария Левина   03.05.2024 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.