Слово о производственных кадрах

Кадры во все времена ценились. В нашей стране было озвучено И.В. Сталиным, как кадры решают всё. И это действительно так, хоть теоретически, хоть практически. Сюда скажу несколько слов, как это было. Ибо, когда пишешь о том, что произошло с тобою, не требует «писательского полёта фантазии». Оно есть факт.
 60-е годы. Станкостроительный завод. Таких заводов всего два! в мире. В чём такая особенность? В том, что это высочайший класс. Выпускаемые станки работают с микронной точностью. А это достигается самым высоким классом коллектива. Управленцев, инженеров и, конечно, рабочих. Здесь мало уметь читать чертёж, уметь выточить или выковать, здесь надо металл чувствовать. А это уже, без сомнения, высший класс. И весь завод этой классностью владел.
 Так вот о кадрах, точнее об одном из работников. И как в городе решался кадровый вопрос.
 В кабинете директора гости. Первый секретарь обкома, первый секретарь горкома, директор опытной станции одного из НИИ леса. Его зам по науке. Лесник - директор более высок, чем толст. Такой «лесной человек». Гораздо выше среднего роста. Лет пятидесяти. Доктор наук. Дубовод, если так можно назвать его ориентацию в лесном деле. Его зам, невысок, худенький. Тоже по дубам работает. Тоже доктор.
 Первым вступает в разговор обком.
-Вот, Александр Сергеевич, -это он директору завода, -товарищи лесоводы у тебя просят лесника, который здесь на заводе обретается по технической линии. Товарища N.Что ты на эту тему скажешь?
Прошу обратить внимание:-директор не взвился, что, мол, не дам. Самим кадры надо растить, а на готовое всяк горазд. Самим нужон! Нет. Разговор по делу. В интересах Государства. Без ора и шума.
 Что я вам скажу, НухАсланчериевич. Nпрошёл на заводе от товароведа-экспедитора до начальника службы кранов, газа, сосудов под давлением, котельных. Т.е. самого опасного оборудования завода. Кроме того он выбран секретарём комсомола завода. Я им совершенно доволен. Мы его отметили сразу, как воспринимающего дела завода важнее собственных. И именно поставили поначалу в отдел снабжения. Чтобы знал, откуда всё берётся и как это непросто обеспечить завод требуемым. Потом перевели в отдел главного конструктора на основные станки. (Ибо уже тогда увидели его конструкторские способности.)На базовые детали. На столы. Это основа станка. Там хорошо трудился. Много внёс полезных изменений в конструкцию. Но его усмотрел главный механик завода, товарищ Коганович Пётр Исаакович. И мы долго решали этот вопрос. Главный конструктор никак не хотел отдавать, усматривая большие перспективы роста. Его трудолюбие, необыкновенный полёт технической фантазии, особенности объёмного видения объекта, как в целом, так и по элементам. Но П.И. Коганович нас убедил, что заводу N более необходим в качестве инженера по вот таким опасным объектам. Ибо в этой сфере надо не только знать и уметь, а мгновенно реагировать. Содержать объекты в работоспособном состоянии и постоянно за этим следить. И это, кроме всего прочего, требует умения работать с людьми. Так их организовать, чтобы был, как один человек. Все и за всё отвечают не перекладывая друг на друга. Пётр Исаакович был прав. Служба работает прекрасно.
А что, Нух Асланчериевич, заинтересовало лесников?
 Вот это, Александр Сергеевич, и заинтересовало. Да, пусть лесники сами и расскажут. Пожалуйста, Павел Николаевич, вам слово.
 Что я вам скажу, товарищи. Лес, это сложнейшая живая структура. И могучая, и ранимая. Ошибки в лесу стоят столетий. Ибо, например, дуб должен расти 200-300 лет пока созреет, и его можно взять. Раньше лесовосстановление больше было естественным. Срубили, ушли с делянок, а лес сам восстанавливается. Теперь объёмы рубок значительно возросли и партия требует не оставлять на самотёк, а активно вмешиваться с пользой для государства. Ибо, порой, вместо дуба могут заполнить делянки быстрорастущие осина, ольха. И тогда нужно ждать ещё десятки  или сотни лет пока снова прорастут дубы.
 Одним словом нужна полная механизация лесовосстановительных работ. Вот Иван Николаевич, наш зам по науке и высмотрел такого человека. Это N .
 Иван Николаевич встал, одёрнул пиджачок. –N нам край как нужен. Первое-потомственный лесник. Отец, дед, прадед и далее все по лесной линии. Это очень важно. То, что люди годами изучают у него вложено на генном уровне. Плюс лесное техническое высшее образование. Плюс врождённый механик, конструктор. Вот это сейчас необходимо для разработки новых машин леса. Этих машин практически нет. А то , что есть, уже себя изжило. Вот такое дело, товарищи руководители.
.Нух Асланчериевич смотрит в сторону горкома. –Что скажешь?
 А что сказать? Я его знаю почти с раннего детства. Серьёзный товарищ. Для него дело – важнее всего. И если начал, то всегда с блеском закончит. Школу с отличием, техникум – так же. Институт, не менее. Плюс не просто, как все. В техникуме дипломная работа внедрена в Майкопской РТС и на Апшеронском ремзаводе и позволила увеличить ресурс двигателей на 25%. За двигателями, которые обкатывались по его системе, стояла очередь. И мощнее, и экономичнее, и дольше ходят. По институтскому диплому модернизирован леспромхоз. Теперь не кругляк продают, а пиломатериалы, паркет, колодочный сектор и пр.  И всё первым сортом. Даже дрова, и те первым. А это совершенно изменило экономику. Подняло зарплаты, появились деньги на развитие социальной сферы. Что касается перевода, то вполне одобряю. К науке способен. Будет польза. Но, товарищи лесники, смотрите. Будет в холостую работать, заберём сразу.
-В холостую не будет. На сто лет работой загрузим.
-Так и состоялся перевод в науку. Что сказать. Работалось много и интересно. Но было и порядком «чудес».
На наш технический отдел не досталось автомобиля. У всех Газ-69, а у нас –ничего. Только старенький Газончик, да наряд на Газ-52 с Горьковского автозавода. Поехали, получили, пригнали. Долго не мудрствовали: сделали крепкую будку, оснастили как лабораторию и покатили на объекты. Уедем в лес на месяц. Там занимаемся исследованиями. Результаты отрабатываем, делаем фото, схемы, чертежи. По готовым материалам печатаем отчёт. Так к концу сезона и выбираемся в город с готовым отчётом. На ближайшем Учёном совете докладываем, затем отправляемся в головной институт и там, на Большом совете показываем результаты работ года. Это очень удобно, ибо все только сели писать, Учёный совет не перегружен и разбор идёт скорпулёзно и основательно. Какой раз на весь день заполняется такой работой.
 Мы возвращаемся домой и, просто отдыхаем. Вполне заслуженно Ибо все после рабочего дня уходили домой каждый день, за исключением редких командировок, а мы раз в месяц или два бывали дома. Да и то не более одного, двух дней. Ибо как оставить работающую технику без присмотра, наблюдения, замеров и пр.
Вот тут и придавила жаба научных работников. Не по крупному, а по мелочам. А мелкая блоха, она больней кусает, как говорил один из героев фильма.  Сначала почёсывались. Отмахивались. Потом лаборант не выдержал. Ушёл. Ушёл в ДОСААФ. Стал планеристом. Командиром звена. Много кратным чемпионом мира. Саша Соколов.
Может это Свыше было, что кусали и он ушёл и кем стал?
Как то сидим в горкоме. Чаи гоняем. Холодно. Сыро.
-А ты почто не на работе?
-Отчёт сдал. Передых небольшой. Новую машину задумал. Этакий железный человек-лесосажатель.
-А что? Трактор не идёт?
-Трактор больше вредит, чем пользы кажет. Он на склонах требует подготовки. А как землю тронул, она смывается. Оголяется. Идёт поверхностный ток вод. Реки мутные. Лес гибнет. Нельзя трактор в лес. Да и рубки зимой надо вести, а не летом. Древесина от летней рубки никакая. Это всем известно, но попробуй измени.
-А как тебе там работается? Нормально. Когда доктором будешь.
 Женя, какой доктор. Одно, что не до этого, а другое…прости Господи, за каждым шагом следят. Покусывают. То не там машину заправил, то вечером на совещании не был… Какое вечернее совещание, если я в Псебае на горе двигатели круглосуточно гоняю. То замечание, то грозят выговор вынести.
-Так, так. И лаборант ушёл?
-Ушёл. Горячий парень. Честнейший человек. Нападок не терпел.
-Ладно, посмотрим.
-А что смотреть. Работаю. Робота делаю, потихоньку. Мы с головным руководителем обговорили. Что не в ущерб теме заниматься этим делом. Особенно зимой, когда нет полевых выездов.
-Через пару недель после этого чаепития вызывают в обком.
-Товарищ N, мы тут поговорили, проанализировали и решили: вы переводитесь в научно исследовательский отдел вновь создаваемого СКБ лесмаш. Ваш производственный опыт, опыт научной деятельности, результаты ваших трудов, отношение к делу, умение работать с людьми…Поздравляем. Вот  ваш новый директор.
Хорошо работалось. Столько изобретений. Новых решений. Год, два, три…И вновь обком. Надо! Край как надо! Это силовое решение, но по другому нельзя. Теперь строим хлебозаводы, универмаги, столовые, квасильно-засолочные пункты (заводы). Монтаж новой техники. Порой без чертежей, эскизов: -режь, точи, вари, загибай….запускай. И работает до сих пор.
И опять обком, горком. Главный конструктор крупнейшего в мире ДО предприятия. А потом…всё отдай детям! На преподавательскую работу. В техникум, где надо не только теории научить, а работать. Выпускать реальную продукцию. И учили.
Да. Кадры это самое ценное, что есть у Государства. И когда оно правильно их использует,тогда польза явная.
 Про сейчас – молчу. И о качестве, и о использовании.
Но жизнь течёт.
Ныне протоиерей Игорь Бобриков.
21 марта 2024 года.


Рецензии
Вечер добрый,батюшка!Прочёл.Слегка удивился Вашему прошлому.Слегка,потому-что некоторые из знакомых мне священников-бывшие военные.В девяностых у меня тоже были таки мысли-уйти от мира сего.Но подумав,отказался от мысли.За мной такое...
А здесь сказано совершенно верно-кадры решают всё!Вот они-эти "кадры",сейчас и решают всё.Точнее-"решают" всех !Уже пол-страны порешили.Остальных-использовали.
С уважением Павел Козырев

Павел Козырев   22.04.2024 22:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел.
От мира уйти не получится. Священник именно и поставлен решать мирские вопросы духовными путями. А с Армией связан с 1960 года и по сей день неразрывно. И крайние 25 лет служу в 761 авиаполку и 99 бригаде МТО, хотя сам по военной профессии десантник. Вот и подтягиваю до нужного уровня пасомых.
Если говорить о грабителях, то это не кадры. Но...переживём, перемелем. Сами виноваты.
Здравия Вам!
И.Б.

Протоиерей Игорь Бобриков   23.04.2024 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.