Революционная Украина

               
       Период двух революций 1917 года и гражданской войны на территории бывшей российской империи был наполнен не только трагическими, драматическими, но и   комическими событиями, которые нашли отражения в любимых нами произведениях искусства. Вспомните реплику героя-мужика из фильма «Чапаев»: «Белые пришли — грабят, красные пришли — грабят, и некуда бедному крестьянину податься!» — и станет понятно, что творилось в те лихие времена на селе.
Я приведу короткий фрагмент революционной истории Украины. К сожалению, об этих временах граждане современной России (да и современной Украины) имеет скудное представление. А «исторические экскурсы» Путина — тенденциозны, и лишь «наводят тень на плетень»! 

Украинская историография выделяет три периода революции в Украине:

1 —  эпоха Центральной Рады (март1917 - апрель1918);
2 — диктаторский режим Скоропадского (29 апреля - 14 декабря 1918);
3 — правление Директории (декабрь 1918 - конец 1920).

В лаконичном ретроспективном обзоре основные политические события в Киеве, предшествовавшие формальному утверждению власти большевиков, таковы.


В марте 1917 года в киевском клубе «Родина», принадлежащем обществу украинских прогрессистов, собралось чуть больше ста человек, называющих себя «представителями политических партий, солдат, рабочих, духовенства, кооператоров, студенчества, общественных и культурных организаций». На этом собрании родилась идея создания национального движения, и была направлена телеграмма на имя председателя Временного правительства князя Львова и министра юстиции Керенского с выражением благодарности за заботу о национальных интересах украинцев. В ней выражалась надежда на то, что «недалеко уже время полного осуществления наших давнишних стремлений к свободной федерации свободных народов». Через три дня состоялись выборы руководства в украинскую Центральную Раду (УЦР). Председателем (заочно) был выбран Михаил Грушевский.
В апреле 1917 года состоялся Всеукраинский национальный конгресс, делегаты которого избрали 150 членов Центральной Рады и новый президиум. Грушевский был переизбран председателем, а его заместителями стали С. Ефремов, и В. Винниченко. Они же возглавили исполнительный орган — Малую Раду. В мае в Петроград была направлена делегация УЦР во главе с Владимиров Винниченко, которая была уполномочена вести переговоры с Временным правительством о признании УЦП высшим органом власти на Украине и предоставлении ей (т. е., Украине) автономии в составе федеративной России. Однако на юридическом совещании меморандум УЦР был подвергнут критике; было непонятно, какие территории «контролирует» Центральная Рада и почему отказывается от прямых выборов представителей. В июне Временное правительство опубликовало сообщение: «Отрицательное решение по вопросу об издании акта об автономии Украины принято единогласно».
Летом Центральная Рада насчитывала 822 депутата. Из них 212 принадлежали Совету сельских депутатов, 158 — Совету военных депутатов, 100 — Совету рабочих депутатов. Социалистические партии представляли: украинскую —  20, российскую 40, — еврейскую — 35, польскую — 15. Кроме того, в Раде были представители профессиональных, образовательных, экономических организаций и представители других национальных меньшинств: молдаван, немцев, татар, белорусов. Тогда же впервые появился на свет «Генеральный секретариат» — так называлось правительство. (Вот откуда пошла мода на «Генеральных секретарей»!) Председателем правительства и одновременно Генеральным секретарём внутренних дел стал Владимир Винниченко; Генеральным секретарём по военным вопросам — Симон Петлюра; Генеральным писарем — Павел Христюк. Тогда же Рада провозгласила свой 1-й Универсал, касающийся дополнительных сборов с населения.
После переговоров с делегацией Временного правительства в июле был принят универсал № 2, в котором были и такие слова: «Мы, Центральная Рада, всегда стояли за то, чтобы не отделять Украину от России». При этом Генеральный секретариат объявлялся «органом Временного правительства», утверждавшего его состав. По военному вопросу формирование украинских войск должно было осуществляться также под контролем Временного правительства. Географические рамки юрисдикции Рады, «очерченные» делегацией (без согласования с Временным правительством), вызвали кризис в самом Временном правительстве, которое в знак протеста покинули все кадеты. В августе Временное правительство издало «Временную инструкцию Генеральному секретариату Временного управления на Украине». Территория Украины определялась в составе 5 губерний: Киевской, Волынской, Подольской, Полтавской и Черниговской (без четырёх уездов). «Временное», «временное», «временное»... Все эти политические экзерсисы даже тогда воспринимались как что-то зыбкое и ускользающее. В ответ на «инструкцию» ЦР приняла резолюцию с заявлением, что «Временная инструкция» будто бы свидетельствует об «империалистических тенденциях русской буржуазии в отношении Украины».
Политические «торги» УЦР и Временного правительства были прерваны разгоном последнего в результате «Великой октябрьской социалистической революции» (название привожу по старому доброму образцу).

Дальше события развиваются так. Центральная Рада осуждает восстание, не признаёт Совнарком РСФСР и своим универсалом № 3 провозглашает Украинскую народную республику (УНР), в состав которой включаются территории с большинством украинского населения, а именно: Киевская, Волынская, Подольская, Херсонская, Черниговская, Полтавская, Харьковская и Екатеринославская губернии, а также Северная Таврия (без Крыма). Кроме того, появляется заявление о территориальных претензиях УЦР на часть Курской, Холмской и Воронежской областей.
В декабре Совнарком РСФСР требует от УЦР пропустить через свою территорию войска, направляющиеся для борьбы с атаманом Калединым. Генеральный секретариат отвечает отказом, а Всеукраинский съезд Советов, собравшийся в Киеве, поддерживает действия УЦР. Тогда депутаты от большевиков покидают Киев и перебираются в Харьков, где организуют проведение альтернативного Всеукраинского съезда рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Этот  съезд провозглашает Украинскую Народную Республику Советов и создаёт правительство под названием «Народный секретариат». 
6 января 1918 года большевики «разгоняют» Учредительное собрание, которое по замыслу организаторов Февральской революции, должно было «волею народа» решить вопрос о форме правления в России. Узнав об этом, УЦР своим универсалом № 4 провозглашает независимость УНР. В Киеве подавляется вооружённое выступление отдельных частей городского гарнизона и рабочих завода «Арсенал» против УЦР.

Маленькое лирическое отступление. В юные годы, когда я работал в ЦКБ п/я «Завод Арсенал», мы часто отмечали это легендарное «Январское восстание». С тех героических времён даже сохранился фрагмент заводской стены с выбоинами от пуль, воспринимаемый, как историческая реликвия. На площади возле проходной выставлялись киоски, где можно было на морозце выпить сто граммов водочки и запить их томатным соком. Там громко звучала музыка, выступали ансамбли, ходили нарядные девушки. Откровенно говоря, тогда я и не знал, что это за «восстание», но с удовольствие принимал участие в его праздновании. После развала СССР этот праздник тихо «сошёл на нет».

В январе 1918-го Киев переходит в руки советских войск, а члены Малой Рады и Рады народных министров перебираются в Житомир. Но уже в феврале после заключения сепаратного Брестского мира, по соглашению с правительством УНР, территорию Украины оккупируют германские и австрийские войска. В апреле в результате государственного переворота, вызванного намерением УЦР решить аграрный вопрос на основе «социализации» земли, к власти в Киеве приходит поддержанный крупными землевладельцами и бывшими военными П. Скоропадский, которого на Всеукраинском съезде хлеборобов провозглашают Гетманом. Возвращаются забытые казацкие символы. Рада прекращает своё существование. Позднее в своих «Воспоминаниях» Скоропадский напишет: «Я не сомневаюсь, как и не сомневался раньше, всякие социалистические эксперименты, раз у нас правительство было бы социалистическое, повели бы немедленно к тому, что вся страна в 6 недель стала бы добычей всепожирающего молоха-большевизма. Большевизм, уничтоживши всякую культуру, превратил бы нашу чудную страну в высохшую равнину, где со временем уселся бы капитализм, но какой!.. Не тот слабый, мягкотелый, который тлел у нас до сих пор, а всесильный Бог, в ногах которого будет валяться и пресмыкаться тот же народ».
На смену парламентской демократии в Украине приходит авторитарный режим. УНР переименовывают в Украинскую державу. Действия законов Центральной Рады  отменяются, запрещается проведение съезда представителей городов, съездов УПСР, УСДРП, а также селянского и рабочего съездов. Останавливается выпуск ряда демократических изданий. Вместе с тем, «гетманское» правительство прилагает немало усилий для укрепления денежной системы. Создаётся Украинский банк, а также Государственный земельный банк. По всей стране открываются около 100 новых украинских гимназий. В ноябре 1918 создаётся Украинская Академия Наук, первым президентом которой становится Владимир Вернадский.
Между Украинской державой и Всевеликим Войском Донским в августе подписывается соглашение по установлению границ. А вот в Крыму гетманское правительство применяет блокаду. Кроме того, оно не признаёт законность оккупации Румынией земель Бессарабии. Напряжённая обстановка складывается в сельской местности. Движение помещиков за возмещение убытков выливается в карательные операции против селянства. Реакция на них — восстания (под руководством эсеров), охватившие уезды Черниговской, Киевской и Волынской губерний. На юге Украины начали орудовать вооружённые отряды «батьки» Махно. Большой размах приобрело забастовочное движение. Одна забастовка железнодорожников, например, охватила около 200 тысяч рабочих и служащих. В такой ситуации Скоропадский вынужден был искать компромисс с демократической оппозицией. Но не нашёл. В начале августа партии и общественные организации создали Украинский национальный союз (УНС), который признавал власть Гетмана, но требовал создания нового правительства при своём участии. Состав правительства был изменён.
К середине ноября страны Антанты нанесли поражение Центральным державам и стали активно помогать «Белому движению», не признавая независимость Украины. В таких условиях Скоропадский издал грамоту «Ко всем украинским гражданам», в которой говорилось о федерации Украинской державы с небольшевистской Россией. УНС на своём заседании сформировал Директорию в составе председателя В. Винниченко, С. Петлюры, Ф. Швеца, А. Макаренко и П. Андриевского и объявил о восстании против власти Гетмана. Немецкие оккупационные войска (после революции в Германии) находились в состоянии разложения и в возникшем конфликте придерживались нейтралитета. Войска Директории начали наступление. Гетман Скоропадский отрёкся от власти и уехал в Германию. 19 декабря Директория торжественно въехала в Киев, провозгласила восстановление УНР, а к середине декабря её войска заняли практически всю территорию «заявляемой» Украины, кроме восточного Донбасса и городов Приазовья.
Уже в начале декабря 1918 года началась интервенция войск Антанты в Одессе и Николаеве. С севера и востока надвигалась Красная армия (СНК РСФСР объявил об аннулировании Брестского мирного договора и признании Украины суверенным государством), с Дона наступала армия генерала Деникина. Кроме того, на юге действовали повстанческие отряды Махно. Дивизия атамана Зелёного (Д. Терпило), которая встала на советские позиции, отказалась выполнять приказы из Киева. Её примеру последовали подразделения атамана М. Григорьева. Украина погружалась в анархию, выливавшуюся в террор, еврейские погромы и повальный грабёж.

В это время в Галиции происходили такие же драматические события. Польша, которой тогда «заправлял» Юзеф Пилсудский, вынашивала планы восстановления Речи Посполитой, стремясь объединить в своём государстве Гданьское Поморье, Мазурию, Вармию, земли бывшего герцогства Познаньского с Силезией, а также Литву и Белоруссию. Камнем преткновения стала Восточная Галиция, входившая в состав Австро-Венгрии, а также Холмщина, Подлясье и Волынь, ещё недавно находившиеся под властью Российской империи. В Восточной Галиции в сельской местности украинское населения составляло почти 90%, а в городах не превышало 20%. 9 октября 1918 года польские депутаты австрийского парламента приняли решение объединить все спорные территории. В свою очередь Украинский национальный совет поставил цель создать на восточной территории Австро-Венгрии новое украинское государство. В ночь на 1 ноября отряды сичевых стрельцов (украинские части в австрийской армии) в количестве 1500 человек вошли во Львов. Они без боя заняли все важнейшие учреждения города: сейм, здание военного штаба, казармы, вокзал, почту. До наступления утра под украинский контроль перешли и другие австрийские владения — Станислав (Ивано-Франковск), Тернополь, Коломыя, Сокаль, Борислав. Поляки 3 ноября создали в Львове штаб восстания, народный польский комитет, а также избрали коменданта города — Чеслава Мончинского. Началось польское восстание против украинских «оккупантов». Война разделила многие семьи. К примеру, на стороне поляков воевал Владислав Сикорский – будущий генерал и премьер Польши. Его двоюродный брат Лев Сикорский примкнул к украинцам. Началась мобилизация населения в Украинскую галицкую армию (УГА). 13 ноября была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), которая «претендовала» на территорию Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Её президентом стал Евгений Петрушевич. Директория активно поддержала УГА, поставив ей 20 тысяч винтовок, 300 пулемётов, 80 пушек, 20 самолётов. К декабрю 1918 года фронт противостояния украинцев и поляков растянулся на 200 километров. 21 января 1919 года УГА захватила Ковель и Владимир Волынский. Но развить успех ей не позволили активизировавшиеся в тылу большевики. В конце зимы во Львов прибыла миротворческая миссия стран Антанты во главе с  французским генералом Бартелеми. Навязанная Антантой линия разграничения («Линия Бартелеми»), по которой к Польше отходил Львов и нефтеносный район Дрогобыча, категорически не устроил ЗУНР. Бои возобновились. УНР, терпящая от Красной Армии одно поражение за другим, уже не могла обеспечивать УГА. Польша же, напротив, получала поддержку от Антанты. К середине июля остатки УГА оказались зажаты с запада польскими войсками, а с востока частями Красной Армии. Так был подведен итог войне, продолжавшейся 8 месяцев. Поляки потеряли в ней около 15000 бойцов, украинцы — около 10000. Польша установила контроль над всей территорией Восточной Галиции; Буковина отошла Румынии; Закарпатье стало частью Чехословакии.

Хаос трудно поверить гармонией, поэтому я намеренно не придерживаюсь строгой хронологии в трактовке событий. В начале 1919 года большевистское Временное рабоче-крестьянское правительство Украины перебирается в Харьков  и 6 января 1919 года своим декретом провозглашает Украинскую Социалистическую Советскую Республику. Большевистские войска начинают наступление на юг и, в частности, на Киев. Митинговая «демократия» только набирает свои обороты. 22 января 1919 года в Киеве на Софиевской площади провозглашается Акт соборности — воссоединения УНР и ЗУНР. Однако представители ЗУНР настаивают на том, что только общее Учредительное собрание окончательно установит закон о форме включения западных земель в состав УНР. Как показало будущее, это «острожное» заявление окажется более чем разумным. Но в шквале энтузиазма уже на другой день открывается Трудовой конгресс, который «ратифицирует» акт соборности и высказывается за демократический строй на всей Украине. 
Украинская «демократия» очень скоро распадается на отдельные лагеря. Из-за наступления большевиков Директория перебирается в Винницу, затем в Ровно, Здолбунов, Каменец-Подольский, и даже городок Черторыя на Волыни. В моду входит шутка: «В вагоне Директория — под вагоном её территория». Раздоры в самой Директории приводят к тому, что её сначала покидает Винниченко, затем из её состава выводят Андриевского. Симон Петлюра становится единственным лидером. За мятеж против него казнят атамана Болбочана.
Весной разворачивается движение селян, разъярённых политикой продразвёрстки и «военного коммунизма». Атаман Зелёный поднимает восстание. Большевики объявляют «вне закона» атаманов Соколовского, Гончара, Орловского и Григорьева.


Теперь представьте себе всю картину. С одной стороны из-за «просоветских настроений» разбегается армия УНР, воюющая с поляками и  большевиками (за несколько месяцев от 100 тысяч остаётся лишь 30 тысяч). С другой стороны, бунт против «военного коммунизма» провоцирует «самостийные» действия бесчисленных атаманов. С юга наступает Белая гвардия. Одессу, Херсон, Николаев пытаются удержать от натиска Красной армии интервенты Антанты. В промежутке между сражениями «воюющие стороны», количество которых трудно поддаётся оценке, то и дело заключают «временные соглашения». Солдаты, казаки и просто вооружённые мужики, ошалевшие от агитации, мечутся, перебегая туда-сюда. Имёна генералов, атаманов, диктаторов и министров — уже режут слух. Киев периодически оккупируют войска большевиков, немцев, петлюровцев, белогвардейцев, затем снова большевиков. В конце концов, 19 декабря 1919 года большевики уже в третий раз «входят» в Киев и окончательно устанавливают в нём советскую власть.
Переговоры УНР с Польшей в конце 1919 года завершаются подписанием договора, по которому Польше «отходят» территории Восточной Галиции, Холмщина, Подляшье и семь поветов Волыни. Кроме того, поляки в союзе с войсками УНР начинают наступление на позиции Красной армии. Конная армия Будённого подкрепляет фронт. Война на западном направлении проходит с переменным успехом до того момента, когда в Риге (в октябре 1920) заключается перемирие. Польша нарушает «варшавский» договор с УНР и интернирует её армию, признавая законной УССР. Этот мир потребовал от большевиков аналогичных территориальных уступок Польше. 
 
Дальнейшие геополитические события на территории бывшей Российской империи проходили уже «под диктовку» большевиков. После разгрома армии генерала Врангеля в Крыму была уничтожена и армия батьки Махно. А вот ликвидация отдельных «повстанческих» формирований, возглавляемых атаманами, затянулась до конца 1921 года. 
               


Рецензии