И людская кровь заговорила

в смертный час на разных языках...

Друзья!
Из Сети.

«ОДЕССА-МАМА БЕРЕЖЁТ В ПАМЯТИ ИМЕНА ДЕТЕЙ СВОИХ»

7 октября- день рождения нашей землячки поэта, военного корреспондента Маргариты Алигер ( 1915-1992)
Думаю, она осталась в истории литературы, а не в самой литературе. Даже ее поэму «Зоя», которую я учил еще в школе, вряд ли кто перечитывает. Обидно - человек она была талантливый, но настолько зажатый догмами того времени, что целом в том времени и осталась.
А жизнь у нее была достойная романов.
Девочка из интеллигентской семьи. Отец мечтал стать музыкантом, не получилось, он учил музыке дочь. Но отец умирает, когда ей исполнилось семь лет. И девочка бросает музыку. Семь классов школы и бросает школу. Химический техникум, завод... Но по ночам она пишет стихи. И бежит в 16 лет из Одессы в Москву.
В восемнадцать она в литстудии при «Огоньке». Ефим Зозуля публикует ее два стихотворения.
У нее сотни поклонников. Роман с Ярославом Смеляковым, затем с Алексеем Фатьяновым, потом с Арсением Тарковским. Выходит замуж за композитора Макарова. Он погибнет на фронте.
Тогда и Маргарита Алигер уходит в военные корреспонденты. И новый роман с Александром Фадеевым, от него дочь.
За поэму «Зоя» - Сталинская премия. Сталин давно обратил на Алигер внимание. Ему понравилось обращение к испанскому народу, что в 1937 написали Симонов, Долматовский и Алигер.
Но это не спасло ее от гнева в 1946, когда Алигер написала поэму «Твоя победа», где прозвучала еврейская тема.
Поэму напечатали в «Знамени» со скандалом, с цензурными изъятиями - и про эвакуацию из Одессы, и про осознание себя евреем.
В шестидесятые - семидесятые Маргарита Алигер вела себя достойно. Была членом редколлегии альманаха «Литературная Москва». Много делала для того, чтобы публиковали Цветаеву, Ахматову, Заболоцкого.
Вряд ли вспоминала о своей поэме «Твоя победа».
Но вот КГБ хорошо о ней знало и помнило.
У еврейских диссидентов изымали, изъятые цензурой отрывки из этой поэмы. Глава «Мы евреи» считалась антисоветской, сионисткой пропагандой. Ее изымали и включали в уголовные дела.

Маргарита Алигер
МЫ - ЕВРЕИ
(отрывок из поэмы «Твоя победа)
И, в чужом жилище руки грея,
Старца я осмелилась спросить:
- Кто же мы такие?
- Мы - евреи! Как ты смела это позабыть?!
Лорелея - девушка на Рейне, ветлых струй зеленый полусон.
В чем мы виноваты, Генрих Гейне?
Чем не угодил им Мендельсон?
Я спрошу и Маркса, и Эйнштейна,
Что великой мудростью сильны,
 -Может, им открылась эта тайна
 Нашей перед вечностью вины?
Светлые полотна Левитана
-Нежное свечение берез,
Чарли Чаплин с белого экрана
-Вы ответьте мне на мой вопрос!
Разве все, чем были мы богаты,
 Мы не роздали без лишних слов?
 Чем же мы пред миром виноваты, Эренбург, Багрицкий и Светлов?
Жили щедро, не щадя талантов,
 Не жалея лучших сил души.
Я спрошу врачей и музыкантов, Тружеников малых и больших.
И потомков храбрых Маккавеев,
 Кровных сыновей своих отцов,-
Тысячи воюющих евреев -Русских командиров и бойцов:
Отвечайте мне во имя чести
Племени, гонимого в веках:
Сколько нас, евреев, средь безвестных Воинов, погибнувших в боях?
И как вечный запах униженья, Причитанья матерей и жен:
В смертных лагерях уничтоженья
Наш народ расстрелян и сожжён!
Танками раздавленные дети, этикетка «Jud» и кличка «жид».
Нас уже почти что нет на свете,
Нас уже ничто не оживит...
Мы - евреи.
Сколько в этом слове
Горечи и беспокойных лет.
Я не знаю, есть ли голос крови,
Знаю только: есть у крови цвет...
Этим цветом землю обагрила
Сволочь, заклейменная в веках,
И людская кровь заговорила
В смертный час на разных языках..

Может быть этими словами гнева останется в литературе наша землячка Маргарита Алигер.
...Други!
Гитлер, Израиль и Палестина! Что общего? Ненависть к..."недочеловекам", нынешним палестинцам,тех, кто сам жестоко пострадал  от такой вселенской злобы германского фюрера.
Парадокс истории!? Нет!Тьма,  полчища исчадий ада,  на планете Земля постоянно ищет своих жертв, ей нужна огромная человеческая кровь и в 21 веке. Это,увы, доказала и нынешняя
бандеровская Украина вместе с НАТО и США!

Вл.Назаров
**********
1.«ШИРВИНДТ НА ВСЕ РУКИ»

Взрастил Андрея Миронова, украсил собой «Двенадцать стульев» - и вложил всю душу в Театр сатиры. Страна простилась с Александром Ширвиндтом.
В Театре сатиры вчера долго звучали благодарные аплодисменты. Близкие, коллеги и поклонники прощались с Александром Ширвиндтом, служившим этому театру более 50 лет. Вообще-то, на этой сцене собирались вскоре отмечать его 90-летие. Ширвиндт настойчиво требовал ото всех готовиться к его долгим летам: «117 лет! Это у меня запланировано, и ни шагу ни туда ни сюда. 118 мне много, 116 - маловато. Так что пусть все так и запишут». Но жизнь распорядилась иначе.
Из афиши театра уже убрали постановку «Где мы?» - последний спектакль, в котором играл Александр Ширвиндт. Там у него была роль одинокого старого артиста, всеми забытого клоуна, оказавшегося в сумасшедшем доме. Спектакль был щедрым подарком для его поклонников - став в 2000 году худруком Театра сатиры, Ширвиндт редко появлялся на сцене: все больше решал, по его собственным словам, вопрос «заполнения 1130 седалищных мест». «Да и в принципе, - с грустью шутил актер, - когда сейчас выхожу на сцену, становлюсь единственным случайно дожившим и превращаюсь в атрибут ритуальных услуг». Но зрители ждали его выхода, затаив дыхание.
«Я - глубоко пьющий и активно матерящийся русский интеллигент с еврейскими корнями. И мечтаю лежать в
ногу со временем», - заявлял о себе Ширвиндт. Что его жизнь будет связана со сценой, Ширвиндт решил еще в школе, хотя отец - скрипач Большом театре, друг Леонида Утесова - пытался приобщить его к музыке. «До 6-го класса меня держали в музыкальной школе, а потом весь ее коллектив пришел к папе и со слезами на глазах сказал, что, несмотря на огромную любовь к нему как к педагогу, человеку и отцу, вынужден прогнать меня. Последней каплей стал экзамен по сольфеджио, на котором я с удивлением узнал от педагогов, что в музыке существуют два ключа - скрипичный и басовый. Папа сдался», - вспоминал Александр Анатольевич.
За театральную же составляющую в семье отвечала мать Ширвиндта. Она работала редактором в Московской филармонии, но в молодости училась у Немировича-Данченко и играла на сцене МХАТа. В доме Ширвиндтов часто бывали актеры Василий Качалов, Ростислав Плятт, Владимир Яхонтов, Ольга Андровская и Михаил Яншин. А однажды дома Ширвиндт - ему на тот момент было 12 лет - познакомился с Михаилом Державиным. Тут же сколотив гениальный дуэт, они стали «королями капустников». И Ширвиндт принялся оттачивать свой юмор и актерский стиль. Если все вокруг не помирали со смеху, Ширвиндт чувствовал себя оскорбленным, и день, по его мнению, был прожит зря.

Ширвиндт начинал карьеру в Ленкоме, работал с Анатолием Эфросом, вслед за которым ушел в Театр на Малой Бронной. С 1970 года актер служил в Театре сатиры. Первой его там ролью был граф Альмавива в постановке Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Партнером Ширвиндта стал его друг - блистательный Андрей Миронов. Роль Фигаро для него окажется роковой. В августе 1987 года спектакль давали на гастролях театра в Риге. На реплике «Она оказывает предпочтение мне» Миронов, теряя сознание прямо на сцене упал на руки стоящего рядом Ширвиндта. «Шура, голова болит...» - были его последние в жизни слова. Через два дня Миронов умрет, не приходя в сознание.
Ширвиндт признавался, что физически помнил этот момент всю жизнь, а боль потери так и не затихла в его сердце. На одном из последних видео, опубликованных сыном Ширвиндта Михаилом, маэстро собирается в театр на репетицию. На выходе из дома, останавливаясь рядом со скульптуркой Миронова, он произносит: «Андрюша, я пошел работать». Говорят, так начинался каждый его рабочий день.
Ширвиндт (слева) с Андреем Мироновым и Михаилом Державиным в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»
Ширвиндт не только играл на сцене, но и занимался режиссурой - он поставил десятки спектаклей, ставших визитной карточкой Театра сатиры. И именно к нему перешла должность худрука, когда из театра ушел Валентин Плучек. Заняв новый кабинет, 66-летний Ширвиндт повесил там секиру. «Чтобы каждый входящий понимал - могу и отрубить что-нибудь!» - объяснял он, хотя коллектив знал, что суров
Ширвиндт только на словах. Признавал это и он сам: «Худруки - они должны быть и кнут, и пряник. Но когда кнут в руках у пряника...» Однако справлялся он блестяще - помогала врожденная способность объединять вокруг себя людей. В 2021-м он, впрочем, пост покинул: «Лимит все-таки ограничен, 87 лет обнулить невозможно. Поэтому я благодарю всех за долготерпение и ухожу». И тем не менее в работе театра он участвовал до самой смерти.
Невозможно представить без Ширвиндта и все наши самые любимые советские фильмы. Референт министра в «Стариках-разбойниках», Павлик из «Иронии судьбы», одноглазый из Васюков в «Двенадцати стульях», телеведущий в «Зимнем вечере в Гаграх». Ширвиндт сыграл десятки ролей, и каждая становилась украшением фильма.
Столь же интересно было его читать: Ширвиндт писал мемуары с присущим ему добрым и немножко грустным юмором. Последняя из книг - «Опережая некролог» - вышла в 2020 году. «Учитывая размеры окладов в наших вузах, можно заниматься педагогикой, только если это страсть. Во мне она 64 года», - писал он в книге. Преподавать Ширвиндт действительно начал сразу после окончания «Щуки». Среди его учеников - Андрей Миронов, Леонид Ярмольник, Амалия Мордвинова, Александр Олешко и Мария Голубкина.

Его жизнь почти не сопровождали скандалы. «Я никогда не был ни революционером, ни диссидентом, хотя друзей среди этих великих людей у меня была масса. Никогда не подписываю коллективные письма, потому что считаю, что надо жить индивидуально, таким, какой ты есть. И отвечать надо самостоятельно», - говаривал он.
Друзей у него было много. Но к записной книжке, где были их телефоны, он подходил все реже. А позже признавался, что вообще боится к ней прикоснуться. Все графы были вычеркнуты. Андрей Миронов, Михаил Державин, Аркадий Арканов, Эльдар Рязанов, Григорий Горин, Марк Захаров. Он оставался едва ли не единственным символом уходящей эпохи. И много на эту тему шутил: «Возраст - это не величина цифры, а состояние духа. У Бунина в повести “Деревня” есть щемящее определение: “это был старозаветный мужик, ошалевший от долголетия”».
Не так давно у него спросили, что бы он хотел увидеть, оказавшись когда-нибудь на другой планете, в другой жизни? «Озеро, удочка, фляжечка, сырок “Дружба”», - признался всенародный любимец, без которого сложно было бы представить театр, кино и телевидение последних десятилетий. «Конечно, умирать надо вовремя, - рассуждал Ширвиндт в мемуарах. - Но как высчитать в наш меркантильно-прагматичный век, когда это - вовремя? Чтобы “благодарные” потомки тоже вовремя спохватились и поняли, кого они потеряли...»
Алексей Викторов
https://jewish.ru/
****************
2.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ - 180! РУССКИЕ ТЕМЫ В СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРА

Этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства.

«Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества».
Н.А.Римский -Корсаков
Симфоническое творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908) в сравнении с оперным не столь масштабно и многообразно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад.
«Мне пришла мысль написать оркестровую пьесу фантастического характера на пушкинский пролог к „Руслану и Людмиле“, — вспомина композитор.
...— Пушкин, вкратце перечисляя элементы русского сказочного эпоса, входившие в рассказы чудесного кота, говорит:
Одну я помню, &mdash
Сказку эту
Поведаю теперь я свету,
и рассказывает сказку о Руслане и Людмиле. Я же рассказываю свою музыкальную сказку.
... Сказка моя, во-первых, русская, во-вторых, волшебная...
... Пусть всякий ищет в моей сказке лишь те эпизоды, какие представятся его воображению, а не требует с меня перечисленного пушкинском прологе.
(из книги «Летопись моей музыкальной жизни.
Н.А.Римского-Корсакова)
«СКАЗКА» ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА OP. 29(1880)
"...эта сравнительно небольшая оркестровая пьеса содержит в себе целую энциклопедию музыкальной фантастики, от нее ведут нити позднейшим операм Римского-Корсакова...
Здесь нет ни развернутых картин, ни развивающегося повествования, ни любимых композитором плавных переходов-сопоставлений Драматургию «Сказки» скорее можно уподобить мозаике звуковых мгновений: «персонажи» показываются и скрываются, чтобы внов неожиданно возникнуть перед удивленным слушателем.М. Рахманова
Уже в Первой симфонии, в сущности ученической и впоследствии переработанной автором, ярко выделилось "свежестью чисто русски поворотов гармонии ".
СИМФОНИЯ№1 e-moll Op.1 (1865 г.)
0:00 - I. Largo assai - Allegro
7:36 - II. Andante tranquillo 15:54 - III. Scherzo. Vivace - Trio 20:41 - IV. Allegro assai
Но ведь есть еще и третья симфония, основанная на русской национальной мелодике фортепианный концерт и многое другое!
СИМФОНИЯ №3 in C-major, Op.32(1873)
I. Moderato assai - Allegro
II. Scherzo - Vivo
III. Andante attacca
IV. Allegro con spirito
КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ Op.30(1882—1883)
Концерт представляет из себя сочинение в одной части, но с несколькими контрастными разделами. Главная тема концерта - народна песня, взятая из сборника №18 Милия Алексеевича Балакирева, которая подвергается различным мелодическим превращениям. Никола Андреевич посвятил концерт Ференцу Листу.
партия фортепиано Святослав Рихтер!
Впервые он был исполнен 140 лет назад, в марте 1884 г. в Санкт-Петербурге.
К сожалению этот замечательный в своём роде концерт "а-ля рюс" редко исполняется, главным образом благодаря его краткости и н слишком выгодной для пианиста фортепианной партии.
УВЕРТЮРА НА ТРИ РУССКИЕ ТЕМЫ, Ор.28(1866 г.)
СИМФОНИЕТТА НА РУССКИЕ ТЕМЫ ля минор соч. 31 (1878-79 или 1884)
...в сборнике «100 русских народных песен», откуда взяты почти все темы Симфониетты, предпочтение отдается песням обрядовым игровым: именно они определяют образный строй сочинения и его инструментальный колорит, нередко связанный с воплощением «идеальных» звучаний народных инструментов или их ансамблей.
I. Allegretto pastorale 00:00
II. Adagio 07:45
III. Scherzo-finale. Vivo 18:10
КОНЦЕРТНАЯ ФАНТАЗИЯ НА ДВЕ РУССКИЕ ТЕМЫ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ си минор, Ор.33(1887)
Концертная фантазия ор. 33 для скрипки с оркестром написана в первой декаде января 1887 года. Посвящена скрипачу Петру Артемьевич Краснокутскому, концертмейстеру оркестра Мариинского театра и преподавателю Санкт-Петербургской консерватории — коллеге Римского Корсакова.
https://alphapedia.rU/w/Piano Concerto (Rimsky-Korsakov)
****************
3.ВАЛЕРИЮ ЛЕОНТЬЕВУ - 75 С ЮБИЛЕЕМ!

«Артист и публика — как любовники. Иногда бросает он ее, иногда она — его, но по-хорошему не расстаются никогда», — сказал мне однажды Валерий Леонтьев, и я как литератор сразу оценила высокую художественность этой фразы. Но только сегодня осознала ее глубинный смысл.
Свой юбилейный день рождения 19 марта народный артист России отмечает в Москве. В узком кругу друзей. Почему не на сцене?
«Жанр, на который я положил полвека, не терпит дряхлости. Я сделал в 2019 году, на свое 70-летие, шоу в Москве в Кремле, в Питере в «Октябрьском» и ушел без выколачивания денег из публики на прощальных турах. Без соплей и слез», — жестко говорит он мне, причиняя боль своей беспощадной честностью.
«Я хочу только поблагодарить тех людей, которые поздравляют меня сегодня в Интернете, и все». И сказанные им ранее горькие слова становятся как полынь. У нее, созревшей, горечь, напоенная за лето солнечным теплом, всегда с едва заметным привкусом меда.
https://dzen.rU/a/Zfh4b9icdjKpRllU
Валерий Леонтьев — абсолютный уникум на нашей сцене. Сегодня, в постоянном стремлении успеть осознать новостную повестку дня, люди мало задумываются о глубинном смысле вещей и явлений. А уж тем более о сути отдельных персон. Их куда больше интересуют броские заголовки и скандальные
новости, особенно в отношении людей знаменитых. А между тем Валерий Леонтьев — тот самый самородок, у которых вероятность прорваться в звезды во все времена во всех
странах стремится к нулю.
«Главное — жить каждую падающую каплей времени секунду, — говорил мне Валерий Леонтьев. — Во сне и наяву. И ничего никогда не проживать дважды. Надо идти только вперед и никогда не оборачиваться. Есть только настоящее: сегодняшний сон и нынешняя явь, которая и называется твоя жизнь на данный момент времени. Прямо сейчас проживи вот именно эту секунду так, чтобы она запомнилась тебе навсегда...»
А потом он помолчал и добавил: «Если бы я был мессией, наверное, учил бы людей этому. ...Какое счастье, что я — не он».
Да, это счастье, что Леонтьев не мессия, а просто любимый миллионами человек и артист. Которого все запросто называют просто «Валера», как своего, родного и близкого.
С ЮБИЛЕЕМ!
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
21 марта 2024 года


Рецензии