Анатомия безразличия. Часть 1

Именно так, анатомия безразличия или гибель команды крейсера «Джуно»,  названа большая, прочитанная за 3,5 часа, лекция военного историка Максима Токарева о событии в водах Тихого океана  в ноябре 1942 года, в разгар битвы за остров Гуадалканал недалеко от побережья Австралии. До этого он в 13 часовых лекциях рассказывал о предшествующих этому сражениях крупных надводных сил, случившихся в ночь с 13 на 14 ноября. Поэтому мне придется разделить свой рассказ на 2 части. Вначале будет повествование о предшествующих событиях с начала войны на Тихом океане. 

Япония, которая остро нуждалась в ресурсах, которых было крайне мало на японских островах, начала военные действия вначале в Китае, захватив Маньчжурию, а затем перенесла военные действия в Юно-Восточную Азию, быстро и без больших потерь захватив многочисленные острова в этом регионе, богатые природными ресурсами, в первую очередь нефтью,  в которой очень нуждались и армия, и флот, как гражданский, так и военный.

После нападения на главную военно-морскую базу Тихоокеанского флота США на Гавайских островах (Перл-Харбор) и потопив несколько крупных кораблей, включая линкоры, Япония получила стратегическое преимущество и в первую половину 1942 года удерживала его. Лишь потеря у атолла Мидуэй 4-х японских авианосцев  ценой гибели одного американского, хоть и не переломила ситуацию войны на Тихом океане, но показала, что американский флот отошел от шока Перл-Харбора и готов к смертоносной битве с коварными японцами.

Дальнейшие сражения развернулись у Соломоновых островов, одним из которых был остров Гаудалканал.  Японцы после его захвата силами корейских рабочих построили на острове аэродром, но американцы дерзкой высадкой морского десанта захватили аэродром, оттеснив японцев в джунгли. И такая ситуация стабилизировалась на некоторое время. Аэродром на Гаудалканале превратился в непотопляемый авианосец, откуда американские самолеты наносили авиаудары по японским конвоям, которые снабжали войска на острове всем необходимым.

Поэтому японцы стремились разрушить аэродром, и в первую очередь взлетно-посадочную полосу, проводя обстрелы орудиями главного калибра линкоров и крейсеров в ночное время, когда американская авиация не могла этому препятствовать. Чтобы не потерять очень важный аэродром, американцы направили в этой район свои корабли и дополнительные силы морских пехотинцев. 

Американский ответ на крупные японские приготовления был стандартным: используя господство в воздухе, перебросить на остров такое количество войск и снаряжения, чтобы противник ни при каком повороте событий не мог рассчитывать на победу. Кроме уже упоминавшихся частей 4 ноября на Гуадалканал прибыли подразделения 147-го пехотного полка в количестве 1700 человек и рейдерский батальон морской пехоты. В Нумеа ожидали отправки еще 6000 солдат 182-го полка и множество маршевых подразделений. Единственное, в чем американцы все еще уступали японцам, была численность артиллерийских надводных кораблей, что могло иметь серьезное значение в ночных боях. Тем не менее, американский адмирал Хэлси был полон решимости не допустить ни высадки японских пополнений, ни разрушения аэродрома. Назревало серьезное сражение.

Американцы предприняли меры по усилению своего гарнизона первыми. В полдень 8 ноября вице-адмирал Тэрнер вышел из Нумеа с четырьмя транспортами, имея на борту костяк пополнений. Группа TG 62.4 контр-адмирала Нормана Скотта убыла из Эспириту-Санто утром следующих суток. В ее составе кроме крейсера «Атланта» и четырех эсминцев было еще три транспорта, перевозивших на Гуадалканал 1000 человек маршевого пополнения и строительный батальон. Почувствовав приближение надводного противника, Тэрнер приказал прибыть к острову крейсерскому соединению контр-адмирала Каллахэна.

9 ноября Объединенный флот Японии покинул Трук. Несмотря на понесенные в предыдущих боях потери, он выглядел все еще грозно. С учетом корабельных сил Юго-восточного района в распоряжении Ямамото находилось 4 линкора, авианосец, 7 тяжелых и 4 легких крейсера, 36 эсминцев. Вышеперечисленные корабли были объединены в пять основных соединений: две группы бомбардировки аэродрома: отряд вице-адмирала Абэ должен был произвести обстрел в ночь на 13-е и отряд контр-адмирала Нисимура — на следующую ночь; конвой, проводку которого доверили искусному Танаке; ближнее прикрытие конвоя вице-адмирала Микавы и главные силы — 2-й флот Кондо, предназначенный для дальнего прикрытия операции. К вечеру следующих суток все силы, входившие в состав Юго-восточного района, сосредоточились на якорной стоянке Шортленда, а 2-й флот прибыл в район севернее острова Санта-Исабель.

Американская служба дешифровки и радиоперехвата работала настолько хорошо, что информация о начале сосредоточения сил противника легла на стол Хэлси почти одновременно с прямым адресатом. В данной ситуации американский командующий пошел на разумный риск: он не стал отзывать транспортные отряды, приказав им максимально быстро разгрузиться в оставшееся время.

Первым в устье Лунга на рассвете 11 ноября прибыл отряд Скотта. В 09:30, спустя четыре часа после начала разгрузки, транспорта были атакованы 12 «Вэлами» авиагруппы авианосца «Хийо». Боевому воздушному патрулю истребителей морской пехоты не удалось полностью сорвать атаку. Хотя японские летчики не добились прямых попаданий, несколько бомб упали настолько близко к борту транспорта «Зейлин», что его первый трюм оказался затопленным. Пять D3A были сбиты, как и один из прикрывавших их А6М. Американцам этот бой стоил шести «Уайлдкэтов» и четырех пилотов. Новая волна японских самолетов, появившаяся через два часа, к счастью для противника, не обратила внимания на суда, сосредоточившись на бомбежке аэродрома и других береговых сооружений. Вечером корабли Скотта отошли в пролив Индиспенсабл, откуда в Эспириту-Санто под эскортом эсминца «Ларднер» был отправлен поврежденный «Зейлин».

Окончательно уверившись в присутствии как минимум одного японского авианосца вблизи Гуадалканала, Хэлси принял решение бросить в бой свой единственный авианосец — «Энтерпрайз» — несмотря на то, что тот еще не закончил ремонт. Хотя со времени сражения у Санта-Крус прошло уже более двух недель, американцам так и не удалось ввести в строй носовой лифт и часть системы борьбы за живучесть. Кинкейду, продолжавшему командовать TF-16, пришлось прихватить с собой плавучую мастерскую, чтобы в случае новых повреждений авианосца его можно было отремонтировать в море. Бой у островов Санта-Крус научил Хэлси быть более осторожным, поэтому он приказал Кинкейду ни при каких обстоятельствах не показываться в водах севернее Соломоновых островов. Соединение TF-64 под командованием контр-адмирала Ли, куда входили линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота», вышло в море в полдень 11-го числа вместе с «Энтерпрайзом» и на первом этапе осуществляло его охранение.

Утром 12-го в устье Лунга прибыли группы Тэрнера и Каллахэна, которые, соединившись с отрядом Скотта, приступили к разгрузке. Японцы активно противодействовали огнем гаубичной батареи. К 14:00 появились и самолеты из Рабаула. 19 G4M в сопровождении 12 А6М произвели отчаянную атаку, стоившую многим из них жизни. Один за другим 12 сбитых торпедоносцев попадали в воду, как гигантские факелы. Летчик одного из них направил свой гибнущий самолет на крейсер «Сан-Франциско». В падении он задел крылом кормовые надстройки корабля и разрушил центральный пост управления артиллерийским огнем. Одновременно оказалась поврежденной и антенна радиолокатора. Около 30 человек при этом было убито и ранено. Эсминец «Бьюкенен» сильно пострадал от зенитного огня своих же кораблей, когда те пытались обстрелять низколетящие торпедоносцы. В воздушном бою американцы лишились трех F4F и одного Р-39, японские же истребители потерь не понесли.

Потеряв два часа светлого времени на мероприятия, связанные с отражением вражеского налета, Тэрнер продолжил разгрузку и уже был близок к ее завершению, когда ему поступил ряд важных разведдонесений. Еще утром поисковые PBY и В-17 обнаружили два японских соединения, подходивших к Гуадалканалу. В состав одного из них, приближавшегося с севера, входили линейные корабли «Хией» и «Кирисима», один легкий крейсер и 14 эскадренных миноносцев; другое соединение, обнаруженное в проливе «Слот», состояло из тихоходных транспортов, шедших под охраной 11 эскадренных миноносцев.

Тэрнер всячески старался избежать встречи с японцами, но это ему не удалось. Американцам пришлось вновь прервать разгрузку и к заходу солнца отвести свой конвой на юго-восток. Чтобы помешать ночной атаке аэродрома Хендерсон, по приказу Хэлси Тэрнер сформировал сводное соединение из пяти крейсеров и восьми эсминцев и направил их обратно в пролив Железное дно. Этот отряд возглавил контр-адмирал Каллахэн. С конвоем остались лишь поврежденный «Бьюкенен», эсминцы «Макколла», «Шоу», тральщики «Саутхард» и «Хови».

Ночной бой между надводными кораблями

Адмирал Абэ, благодаря воздушной разведке, также знал о присутствии кораблей противника в данном районе. Хотя он и не исключал возможности боевого столкновения с ними, более вероятным было бы считать, что с заходом солнца они отойдут — слишком уж неравными были силы. Оставив 27-й дивизион эсминцев у мыса Эсперанс для защиты своих сил от внезапного удара с запада, он полным ходом направился к устью реки Лунга.

Ночью корабли Каллахэна миновали пролив Ленто и снова вошли в пролив Железное дно. Соединение уже почти подошло к маяку Лунга, когда группа адмирала Абэ, не имея радиолокаторов, вторглась в воды пролива с северо-западной стороны. Ночь была очень темная. Луны не было, и черные низко висевшие облака скрывали звезды. Оба противника двигались сходящимися курсами, и столкновение становилось неизбежным.

Каллахэн совсем не ожидал такого сражения и не был к нему готов. Он не успел составить план боя и не провел оценки района боевых действий. Подражая Скотту в бою у мыса Эсперанс, который, кстати говоря, в этот момент являлся его младшим флагманом, он построил свои корабли в кильватерную колонну с крейсерами в середине и эсминцами в голове и в хвосте. Так же, как и Скотт, он выбрал своим флагманским кораблем крейсер «Сан-Франциско» (фото на заставке), хотя тот имел устаревший радиолокатор, к тому же выведенный из строя еще днем. Таким образом, вся информация могла поступать командующему соединением только по радиотелефону. Более того, находясь в середине колонны, Каллахэн не мог в случае необходимости отдать приказ «следуйте за лидером» и личным примером управлять отрядом.

Идя в полной темноте по проливу Железное Дно на запад, американское соединение вытянулось в длинную, змеевидную колонну. В авангарде находились эсминцы «Кашинг», «Лэффи», «Стерет» и «О'Бэннон». За ними следовали крейсера «Атланта» (флаг контр-адмирала Скотта), «Сан-Франциско» (флаг Каллахэна), «Портленд», «Хелена» и «Джуно». Замыкали строй эсминцы «Арон Уорд», «Бартон», «Монссен « и «Флетчер». Для более эффективного использования радиолокации было бы гораздо разумнее рассредоточить корабли. Крейсера «Портленд», «Джюно», «Хелена», эсминцы «Флетчер» и «О'Бэннон», имевшие на вооружении новые радиолокационные станции обнаружения надводных целей типа «SG», оказались поставленными в хвост колонны.

Японский боевой порядок больше соответствовал возможности ночного боя. Впереди по курсу эскадры шли дозорные эсминцы «Харусаме» и «Юдати» (из состава 2-го дивизиона). Линкоры «Хией» (флаг вице-адмирала Абэ), «Кирисима» и легкий крейсер «Нагара» (флаг командира 10-й эскадры эсминцев контр-адмирала Сусуми Кимура) образовывали единую колонну («Нагара» шел впереди на некотором отдалении). На флангах колонны находились: 16-й и 61-й дивизионы (с левого фланга) и 6-й дивизион (с правого) — по три эсминца с каждой стороны. Построение замыкала оставшаяся часть 2-го дивизиона, во главе которой шел флагман 4-й эскадры эсминцев — эскадренный миноносец «Асагумо» (флаг контр-адмирала Тамоцу Такама). Расчлененный боевой порядок позволил японцам обнаружить своего противника заблаговременно и вступить в бой гораздо организованней, чем соединению Каллахэна.

В 01:24 крейсер «Хелена» установил радиолокационный контакт с неопознанной целью, находящейся о него на дистанции 130 каб. Три минуты спустя контр-адмирал Каллахэн приказал сделать два последовательных поворота всей колонной вправо и взял курс на север. Этим он, видимо, хотел воспроизвести маневр Скотта, удачно охватившего месяц назад голову колонны противника. В это время эсминец «О'Бэннон» установил новый радиолокационный контакт и донес о нем по УКВ. Так как расстояние быстро уменьшалось, и врага обнаруживали все новые корабли, эфир во всем диапазоне был забит передачами данных о пеленгах и дистанциях, тактическими командами и требованиями докладов об обстановке.

В 01:41 находившемуся на «Кашинге» командиру 10-го дивизиона эсминцев кэптену Томасу Стоксу доложили о визуальном обнаружении двух японских эсминцев. Это были «Юдати» и «Харусаме». Они пересекали курс «Кашинга» на расстоянии 16 каб. от его носа. Стокс немедленно дал оповещение по радио. Избегая преждевременного боя с противником и приводя торпедные аппараты на угол стрельбы, эсминец произвел поворот и лег на курс 315°. В результате внезапного изменения курса остальные корабли авангарда, стараясь избежать столкновений друг с другом, нарушили строй колонны, а крейсер «Атланта» вынужден был резко уклониться влево.

Не понимая, что происходит с кораблями авангарда, Каллахэн сделал запрос по УКВ: «Что вы делаете?», на что командир «Атланты» кэптен Дженкинс ответил: «Уклоняюсь от собственных эсминцев».

Пока эти переговоры засоряли эфир, два японских эскадренных миноносца отстукивали донесение на флагманский корабль Абэ. Получив его, японский командующий также дал приказ изготовиться к бою. Японским артиллеристам хватило восьми минут, чтобы заменить приготовленные в башнях для обстрела аэродрома фугасные снаряды на бронебойные.

Тем временем Стоксу, наконец, удалось заполучить по УКВ соизволение на проведение торпедной атаки. Однако оно пришло слишком поздно. «Юдати» и «Харусаме» находились уже вне досягаемости «Кашинга». Тем временем тяжелые корабли Абэ стремительно приближались, а командиры американских кораблей ожидали приказ на открытие огня. В 01:45 такой приказ был получен. Спустя три минуты луч прожектора с эсминца «Акацуки» скользнул по воде и остановился на крейсере «Атланта».

Это послужило сигналом к получасовой свалке, беспримерной в истории парового броненосного флота. Безо всякого сигнала с дистанции 8 каб. американские корабли открыли огонь по осветившим их прожекторам. Японские корабли ответили шквалом торпед и довольно точных выстрелов. Колонна Каллахэна врезалась в строй японцев. Боевой порядок и тех, и других был нарушен.

Первым кораблем, пострадавшим в бою, стал, по-видимому, воспользовавшийся прожектором «Акацуки». Оказавшись слева от американской колонны, он повернул на юг и очутился под обстрелом артиллеристов крейсера «Сан-Франциско» и эсминца «Стерет». По докладам сигнальщиков американского крейсера, цель накрыло не менее семи залпов главного калибра, после чего эсминец взорвался и затонул. Больше повезло находившемуся рядом «Икадзути». Хотя его обстреливали одновременно «Хелена», «Флетчер» и «Стерет», эсминец, получив ряд повреждений и возгораний, смог выйти из боя и самостоятельно дойти до базы.

Американцы также жестоко пострадали от ответного огня противника. В результате сосредоточенного огня эсминцев б-го дивизиона в носовую часть «Атланты» в течение каких-то двух минут попало 25 снарядов! В довершение этого шквального обстрела в 01:50 американский крейсер получил торпедное попадание. Авторство торпеды обычно приписывают «Акацуки» — японский эсминец «задним числом» смог отомстить за свою гибель. Серия сильных взрывов привела к выходу из строя всей силовой установки за исключением вспомогательных дизелей. С заклиненным рулем «Атланта» покатилась влево и вышла из строя американских кораблей.

Именно в этот момент американское соединение получило от своего флагмана первое и единственное указание относительно порядка ведения боя. Кадлахэн был лаконичен, как герой ковбойского фильма при нападении индейцев. «Кораблям с нечетными номерами вести огонь правым бортом, с четными — левым!» — гласил его приказ. Большинство кораблей, выделенных для стрельбы вправо, не смогли отыскать цели с указанного борта и несколько драгоценных мгновений не принимали участия в бою.

Если первые три минуты боя (01:48 — 01:50) еще не обозначили превосходства одной из сторон, то во втором этапе американцам пришлось заплатить и за любовь адмирала Каллахэна к удобным каютам крейсера «Сан-Франциско», и за неудовлетворительную организацию взаимодействия между кораблями. Кроме того, удача явно была не на стороне моряков, плававших под звездно-полосатым флагом. Четыре эсминца авангарда вступили в схватку с линейными кораблями вице-адмирала Абэ, тремя сопровождавшими их эскадренными миноносцами 16-го дивизиона и понесли страшные потери.

В 01:51 «Хией» и находившийся на расстоянии около 4 каб. за его кормой «Киршима» открыли огонь по американской колонне. «Кашинг», «Лэффи», «Стерет» и «О'Бэннон» самостоятельно выходили в атаку на линейные корабли, которые наносили ответные удары. Командиры эсминцев знали возможности своих кораблей. Исход боя, да и сама их жизнь зависели от успешной атаки, и они маневрировали, чтобы поразить линкоры торпедами.

Первым в неравный поединок вступил «Лэффи». Этот эскадренный миноносец был вторым по счету кораблем в авангардной группе эсминцев. Когда с «Кашинга» обнаружили противника и он замедлил ход, «Лэффи» был вынужден резко повернуть влево. Продолжая двигаться на запад, американский корабль внезапно выскочил на появившийся из темноты линкор «Хией». Заметив бронированного исполина, шедшего прямо на него, командир «Лэффи» лейтенант-коммаидер Уильям Хэнк приказал отвернуть и едва сумел избежать столкновения. Разворачиваясь, эсминец примерно в 01:52 выпустил в японский линкор две торпеды. Они попали в цель, но, так как дистанция была слишком малой для снятия торпед с предохранителей, не взорвались.

«Хией» прошел за кормой «Лэффи» на расстоянии пистолетного выстрела. Артиллеристы эсминца вели стрельбу по мостику линейного корабля, который открыв ответный огонь сразу же влепил в «Лэффи» два 356-мм «чемодана». Крупнокалиберные снаряды вывели из строя котлы, машины и снесли за борт орудие № 2. Оставив американский корабль покачиваться на волнах, «Хией» продолжил идти юго-восточным курсом. Теперь его обнаружили и другие корабли американского отряда, что превратило мостик линкора в точку прицеливания артиллеристов «Портленда», «О'Бэннона» и «Арон Уорда».

Тем временем в центре американского соединения разыгрался другой трагический эпизод. Флагманский «Сан-Франциско», видимо, уже давно потерявший визуальную связь с ближайшими кораблями отряда, в 01:51 внезапно обнаружил вынырнувший из темноты «большой эсминец», шедший юго-восточным курсом. Кто же еще мог идти в этом направлении? Конечно противник! Тяжелый крейсер успел всадить в цель, отстоявшую от него всего на 16 каб., несколько бортовых залпов прежде, чем Каллахэн узнал в приближавшемся корабле пылающую и полуразрушенную «Атланту».

Полагая, что «Атланту» обстреливает не он один, американский адмирал немедленно дал по соединению приказ: «Прекратить обстрел своих кораблей!» Результатом этого сигнала стало прекращение обстрела линкора «Хией», но «Атланте» уже мало чем можно было помочь. Чудом оставшийся в живых командир крейсера кэптен Самуэль Дженкинс насчитал впоследствии в надстройках корабля следы от попаданий 19 восьмидюймовых снарядов, которые снесли за борт мостик вместе со всем штабом адмирала Скотта, сбили мачты, антенны и вызвали повсеместные пожары. По злой иронии судьбы Скотт пал жертвой снарядов своего бывшего флагманского корабля, сделавшего его знаменитым ровно месяц назад! Развалина, еще четыре минуты назад являвшаяся одним из новейших крейсеров США, продрейфовала дальше к югу и окончательно вышла из боя.

Перестрелка в голове американской колонны разгорелась с новой силой. Японский легкий крейсер «Нагара», эсминцы «Юкикадзе» и «Терудзуки», обогнав отряд линкоров, пересекли курс американского соединения и, оказавшись справа от него, дали полные торпедные залпы. Эти вееры, легшие почти вдоль курса колонны Каллахэна, нашли себе многочисленных жертв. «Амацукадзе», шедший первым в боевом порядке дивизиона, видимо, запутавшись в обстановке, изменил курс на юго-западный и вторично прорезал курс американских кораблей.

Примерно в 01:52 первая из выпущенных торпед попала в «Портленд» и повредила один из его винтов. В результате скорость хода крейсера значительно снизилась. Спустя мгновение сильный взрыв потряс крейсер «Джюно». На нем было затоплено носовое машинное отделение и, по всей вероятности, поврежден киль. В довершении всего, в «Джуно» попало несколько снарядов с «Амацукадзе», вызвавших ряд пожаров.

Третьей жертвой залпа стал, как ни странно, «Лэффи», находившийся примерно в двух милях юго-западнее японских кораблей. Взрывом торпеды были затоплены кормовые отсеки. Эсминец окончательно потерял способность управляться и сильно накренился. Командир приказал покинуть корабль. Вскоре на корме раздался еще один сильный взрыв, «Лэффи» переломился пополам и сразу же затонул. Глубинные бомбы, установленные на определенную глубину, взорвались.  Гидравлический удар, явившийся следствием этого взрыва, стал причиной смерти многих моряков, не успевших отплыть далеко от горящего остова.

Однако еще раньше, чем «Лэффи», на дно пошел находившийся в арьергарде эсминец «Бартон». Третий от конца в колонне, он лишь немного затормозил, чтобы избежать столкновения с «Арон Уордом», как в него в 01:54 почти одновременно попало две торпеды. Первая взорвалась в районе носового котельного отделения. Секундой позже вторая поразила носовое машинное отделение. Эсминец разломился на две части и мгновенно скрылся под водой.

Различные историки приходят к отличающимся мнениям относительно авторства попаданий в «Бартон», однако наиболее подходящей кандидатурой кажется японский эсминец «Юдати», который в этот момент как раз двигался юго-западным курсом и прорезал строй американского соединения, чуть не столкнувшись с эсминцем «Арон Уорд». По рапорту его командира, капитана 2 ранга Киикава в 01:55 (видимо время определено не точно) эсминец дал залп, которым торпедировал и потопил два тяжелых крейсера США. В дальнейшем японскому эсминцу удалось пробиться на запад к своим силам, но многочисленные попадания, полученные им в нескольких кратковременных стычках с вражескими эсминцами и крейсером «Хелена», полностью вывели из строя его силовую установку. В 04:30 Киикава отдал приказ покинуть корабль.

Стоически перенеся эти торпедные залпы, американское соединение продолжало вести бой. Американцы почти не обращали внимания на японские эсминцы, хотя именно в этот период «Юкикадзе» получил несколько снарядных попаданий — по-видимому с «Кашинга». Основное внимание американцев привлекли линкоры, и в первую очередь флагман Абэ — «Хией».

Вторым после «Лэффи» в атаку на него вышел эсминец «Кашинг». В 01:54 его командир лейтенант-коммандер Эдвард Паркер заметил японский линкор и смело ринулся вперед, несмотря на сокрушительный огонь крейсера «Нагара» и вражеских эсминцев. Чтобы произвести торпедный залп, корабль повернул вправо. В то время, как «Кашинг» медленно совершал необходимый поворот, японский линейный корабль находился всего в 5 каб. от эсминца. Вскоре шесть торпед вышли в направлении огромной мишени. Три из них, казалось, должны были попасть в цель, но сигнальщики «Хией», должно быть, заметили характерные следы «рыбин», поскольку японский корабль отвернул влево и, взяв курс на северо-запад, скрылся в туманной дымке.

В ответ эсминец получил несколько новых попаданий в среднюю часть корабля, которые почти лишили его хода. Управление рулем могло теперь осуществляться только вручную. Вскоре «Кашинг» потерял ход и остановился. С обоих бортов в темноте сновали корабли противника, а в непосредственной близости от эсминца падали японские и американские снаряды. Команда «Кашинга» пыталась дать кораблю ход, но все усилия были напрасны.

Почти сразу вслед за «Кашингом « в атаку на линкор вышел эсминец «О'Бэннон». Артиллеристы корабля открыли огонь по «Хией» с дистанции 6 каб. В то время, как эсминец непрерывно посылал 127-мм снаряды в линейный корабль, японский гигант не мог вести ответный огонь из-за незначительной дистанции между ними. И тут около 01:54, в самый разгар боя на эсминце был получен странный приказ: «Всем кораблям прекратить огонь!»

Объяснялся он просто: Каллахэна, наученного горьким опытом, поразило то обстоятельство, что японский корабль в этот момент не вел ответного огня, т.е. мог оказаться американским. «Портленд», «Сан-Франциско» и «О'Бэннон», сделавшие по паре попаданий в «Хией» и «Кирисима», прекратили обстрел, но остальные корабли не приняли приказа из-за повреждений радиопередающей аппаратуры на флагмане. Как только крейсера прекратили огонь, на них посыпались японские снаряды. Несмотря на запрет, будучи уверенным в том, что перед ним враг, командир «О'Бэннона» коммандер Эдвин Уйлкинсон, в 01:56 приказал выпустить две торпеды. Их следы протянулись к цели, но, очевидно, они прошли под килем корабля, или у торпед не сработали взрыватели. Так или иначе, торпеды цель не поразили, и корабли разошлись: японский линкор ушел на северо-запад, а «О'Бэннон» на северо-восток. Оглянувшись назад, Уйлкинсон насчитал за кормой эсминца пять неподвижно горящих кораблей. Хотя в тот момент он не знал, сколько из них являлись вражескими, с точки зрения сегодняшнего дня можно уверенно заявить, что все они относились к флоту США!

Более дорогой ценой обошлась попытка атаковать линкор третьему по счету в американской колонне эсминцу «Стерет». Сначала он долго не мог выбрать цель, т.к. ему всякий раз мешали проходившие рядом американские корабли. Затем около 01:51, еще, по сути дела, не вступив в бой, он подвергся перекрестному обстрелу с «Хией» и эсминцев 16-го дивизиона. Попаданиями снарядов среднего калибра на нем был поврежден руль и сбита фок-мачта вместе с находившимся там радаром. Управляясь одними машинами, эсминец только к 02:03 смог занять позицию для пуска торпед. Он выстрелил с дистанции 10 каб. четыре торпеды — и снова ни одного попадания!

Американские крейсера после некоторого замешательства возобновили огонь. «Хелена» также имела возможность нанести огневой удар по японскому линейному кораблю. Надстройки «Хией» покрылись множеством снарядных разрывов. Артиллеристам «Сан-Франциско» удалось влепить два залпа в ватерлинию вражеского исполина, однако ответный огонь оказался несравненно более убийственным.

На протяжении каких-то трех — четырех минут в американский флагманский крейсер попало около пятнадцати снарядов главного калибра «Хией» и «Кирисима», а так же бессчетное число более мелких. Парадоксально, но факт — судьба «Сан-Франциско» была бы предрешена, если бы не слишком малая дистанция боя. Многие из японских снарядов прошивали корпус крейсера, даже не разорвавшись. Тем не менее, все башни и надстройки были уничтожены, адмирал Каллахэн погиб вместе с командиром крейсера кэптеном Кэссином Янгом, а его преемник, старший помощник коммандер Брюс Маккендлес насчитал на борту корабля не менее 25 очагов пожара! В тот момент, когда, казалось бы, еще один торпедно-артиллерийский удар окончательно сокрушит американское соединение, японский линкор и эсминцы внезапно скрылись из вида, растворившись в ночи.

Если бы американцы могли бы прочитать мысли Абэ, они были бы очень удивлены, т.к. японский адмирал и не помышлял о продолжении боя, и считал, что сам не далек от поражения. Его ошеломил тот натиск, с которым корабли противника атаковали флагманский линкор. Строй японских кораблей был полностью нарушен, и Абэ удивился, когда его флагман, выйдя вперед, внезапно попал под огонь эсминцев. Ни кораблей эскорта, ни крейсера «Нагара» не было видно. По образному выражению американского историка Томаса Роско, японского адмирала ошеломило то, что «там, где должны были быть американские эсминцы, шли американские крейсера, а американские эсминцы располагались там, где должны были находиться японские эсминцы. Они даже обстреливали линейный корабль пулеметным огнем».

На протяжение второй десятиминутной фазы боя (01:51 — 02:00) в «Хией» попало не менее 50 снарядов, хотя ряд историков завышает эту цифру до 85, во что не трудно поверить. Многочисленные повреждения надстроек и внутренней переговорной системы, пожары на верхней палубе и т.д. сопровождались большими потерями среди личного состава. Однако опаснее всего оказались повреждения, нанесенные рулевому управлению корабля.

В 02:00 вице-адмирал Абэ приказал линейным кораблям «Хией» и «Кирисима» возвращаться на базу. «Кирисима», закончив поворот гораздо раньше «Хией», почти не участвовал в бою. Теперь он отошел назад, чтобы послать несколько снарядов в американские крейсера. Оба линкора вышли из боя и пошли на север к побережью острова Саво. В ночном бою «Кирисима» получил лишь одно, не причинившее повреждений попадание 203-мм снаряда.

Однако атака американских эсминцев продолжалась. Подоспевшие из арьергарда эскадренные миноносцы «Арон Уорд» и «Манссен» спешили внести свой вклад в «потопление японских линкоров». «Монссен» был предпоследним мателотом в кильватерной колонне американцев. Он шел непосредственно за «Бартоном», который успел затонуть прежде, чем командир «Монссена» лейтенант-коммандер Чарльз Маккомбс успел разобраться в обстановке. Накануне, во время воздушного налета, на «Монссене» была повреждена радиолокационная станция управления огнем, и стрельбу можно было вести только по данным визуального наблюдения.

Внезапно, около 02:03 справа по носу от «Монссена» на расстоянии 20 каб. был обнаружен силуэт «Хией». Произведя маневр, эсминец атаковал линейный корабль пятью торпедами. Второй пятиторпедный залп был дан по этому же кораблю, когда он оказался на траверзе «Монссена». В то же время эсминец открыл огонь из 127-мм орудий по кораблям противника, слабо видневшимся с правого борта, и из 20-мм автоматов по эсминцу «Юдати», находившемуся не более чем в полумиле по левому борту. И на этот раз длительное ожидание не увенчалось радостью успеха. Взрывов не было, следовательно, и эти торпедные залпы прошли мимо.

Флагман 12-й эскадры эсминцев «Арон Уорд» вступил в огневой поединок с «Хией» еще в 01:52. Стрельба неоднократно прерывалась, т.к. вести ее мешали свои же крейсера, то угрожая тараном, то заслоняя цель. Тем не менее командир корабля коммандер Орвил Грегор продолжал храбро преследовать вражеский линкор, несмотря на то, что последний стремительно удалялся на северо-запад. Однако сблизиться ему так и не удалось — из-за несовершенства радара цель была потеряна сразу, как только прекратила стрельбу. Продолжив поиск противника, Грегор решил обстрелять один из японских кораблей, освещавших поле боя прожектором. Этим он обратил на себя внимание артиллеристов «Хией». Неожиданно эсминец получил попадание, которым был разбит пост центральной наводки. Последующими попаданиями на «Арон Уорде» были повреждены дальномер, антенна, прожектора и разрушен радиолокационный пост. Один из снарядов срезал фок-мачту выше марса, другой пробил корпус ниже ватерлинии. В общей сумме, эсминец получил три 356-мм, два 152-мм и пять более легких снарядов, в результате которых было затоплено машинное отделение. Не исключено, что часть из них была выпущена из американских орудий. В результате полученных повреждений к 02:35 корабль окончательно потерял ход.

Другой неподвижной мишенью являлся стоявший неподалеку эсминец «Кашинг». После атаки на «Хией» он замер без хода почти в самом центре поля боя. Около 02:05 эсминец попал в луч прожектора японского эскадренного миноносца «Терудзуки». В следующее мгновение на «Кашинг» обрушился град вражеских снарядов. Удары следовали один за другим, орудия эсминца были уничтожены, его мостик был изрешечен а надстройки разрушены. Из-под обломков вырывались языки пламени. Последующие удары окончательно вывели из строя рулевое устройство и машины. В 02:20 был отдан приказ покинуть корабль. Эсминец горел все утро и весь день. Около 17:00, когда огонь достиг артиллерийских погребов, «Кашинг» взорвался и затонул.

Лишь один американский эсминец вышел из этого боя без единой царапины. Им был «Флетчер». Он имел на вооружении новую радиолокационную станцию обнаружения «SG», благодаря чему его командир коммандер Уильям Кол мог хорошо ориентироваться в обстановке.

Стремясь применить в первую очередь торпеды, командир эсминца направил корабль на север, чтобы напасть на противника с фланга. Следуя избранным курсом, около 02:05 «Флетчер» установил радиолокационный контакт с крупной целью. Быстро произведя необходимые расчеты, Кол приказал выпустить десять торпед. Дистанция до цели в момент атаки равнялась 35 каб. Из-за большого расстояния определить результаты атаки не удалось. Однако в направлении удара появилось зарево, поэтому командир эсминца, посчитав цель уничтоженной, прекратил преследование. Не исключено, что одна из торпед этого залпа попала в «Хией» и нанесла ему дополнительные повреждения.

Заключительный этап сражения (02:00 — 02:16) связан со вступлением в бой трех японских эсминцев 2-го дивизиона, т.к. большинство других кораблей императорского флота к тому времени уже покинули данный район. Эскадренные миноносцы «Асагумо», «Мурасаме» и «Самидаре» находились на левой раковине линкоров и долгое время не могли вступить в контакт с противником. Наконец, около 02:00 они произвели торпедный залп по какому-то горевшему американскому кораблю, но, по-видимому, не попали. Продолжая двигаться в восточном направлении, они около 02:05 внезапно попали под точный обстрел эсминца «Стерет». Американский корабль выпустил две остававшиеся у него торпеды (обе мимо) и добился накрытия цели двумя залпами еще до того, как японская сторона смогла открыть ответный огонь. В «Мурасаме» попало сразу несколько снарядов, разрушивших котельное отделение № 1 и вызвавших серию пожаров. Их отблески осветили поле боя и корабль противника. Ответными залпами «Стерету» досталось 11 попаданий. Все его орудия, кроме двух, и все торпедные аппараты были выведены из строя. Эсминец сумел выжить лишь благодаря исправности силовой установки, давшей возможность полным ходом скрыться от противника.

Данный инцидент настроил находившегося на «Асагумо» командира 4-й эскадры эсминцев контр-адмирала Такама на более агрессивный лад. Дав несколько залпов осветительными снарядами, японцы обнаружили в 02:12 неподалеку еще один неизвестный эсминец. В действительности это был «Монссен», который к тому времени уже перестал преследовать «Хией» и ждал дальнейших указаний от притихших командиров. Полагая, что эсминец подвергся обстрелу американского корабля, лейтенант-коммандер Маккомбс приказал дать опознавательные. Тотчас же лучи прожекторов осветили эсминец, и через несколько секунд на корабль обрушился рой японских снарядов, а затем и торпедный залп.

Хотя торпеды прошли мимо, снаряды сильно повредили палубу эсминца, разрушили мостик и вывели из строя котельное и машинное отделения. Они повредили вспомогательную силовую установку и уничтожили помпы. 127-мм орудия были сорваны со своих фундаментов, пулеметы перелетели через дымовые трубы, торпедные аппараты были разбиты, а глубинные бомбы катались по палубе, как консервные банки. В эсминец попало не менее 37 снарядов. Когда артиллерийский огонь стих, «Монссен» представлял собой развалину, охваченную пламенем. В 02:20 экипаж покинул корабль. Не исключено, что сразу после того, как эсминец был оставлен экипажем, в него попала торпеда с «Асагумо», поскольку «Монссен» потряс сильный взрыв. Горевший корпус эсминца еще некоторое время оставался на плаву, но около полудня еще раз взорвался и затонул. Потери команды составили 130 человек.

Другой не менее ожесточенный боевой контакт имел эсминец «Амацукадзе». В 02:13 внезапно он встретил в темноте «Сан-Франциско», который в силу выхода из строя всей артиллерии главного калибра мог стать легкой добычей. Японский корабль добился попадания нескольких снарядов, а затем выпустил четыре торпеды (не взорвались из-за слишком малой дистанции). На выручку тяжело поврежденному собрату пришел крейсер «Хелена». Первыми же залпами он влепил в «Амацукадзе» два снаряда, которые разрушили пост управления огнем, радиорубку и вывели из строя гидравлическую систему. Последнее могло иметь для японцев самые плачевные последствия. На эсминце сразу же отказали рулевое управление и артиллерия. Корабль начал описывать беспомощные циркуляции, и ничто не помешало бы американцам расправиться с ним, если бы не огонь эсминцев 2-го дивизиона. Им удалось добиться нескольких попаданий в «Хелену» отвлечь внимание от беззащитного «Амацукадзе», который сумел в суматохе улизнуть. В 02:16 бой прекратился, хотя отдельные корабли сторон продолжали еще в течение получаса обмениваться случайными артиллерийскими и торпедными залпами.

Окончание следует.


Рецензии