В. Князев. Духовно-личностная идентичность

В. М. Князев, профессор кафедры философии, биоэтики и культурологии УГМУ, доктор философских наук

ДУХОВНО-ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Целевая установка этого доклада – актуализировать вопрос о субъектности русского человека. Если говорить об автономии, то это и есть одно из проявлений субъектности человека. Когда мы говорим: человек самостоятелен или социальный институт самостоятелен, то мы говорим о том, что субъект действия находится в «автономном плавании» и все проблемы решает сам. Этот человек самодостаточен. По сути, каждый из нас образ и подобие Бога, и в бытии этой возможности безусловно самодостаточен и может все, что захочет.

Другое дело, когда человек забывает об этом. Он тогда становится ущербным, он становится частичным, он отходит от полноты и силы изначального бытия. Вот это чрезвычайно важно в человеке – иметь свои корни.

Эпиграфом у нас здесь звучат слова Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Это и есть вопрос о корнях, но эти корни должны давать ствол, а ствол должен иметь развесистую крону и давать плоды. Поэтому, говоря об автономии, я понимаю
Ю.В. Савельева. Все говорят о русской России, говорят о 80% русских в России. Но это только количество, а на практике все решает качество. Качество 80% русских людей сведено до положения рабов. Поэтому, что нам говорить о количестве, нам надо говорить о качестве. Я поддержал проект автономии именно из этих соображений. Все говорили, что с точки зрения аксиологии (науки о ценностях) мы принижаем Великий русский народ, которого аж 80%. Но с точки зрения сущностного подхода – Ю.В. Савельев – это действие в условиях, когда все молчат. Вот приходит человек и начинает действовать. Это надо было поддерживать. И хорошо, что поддержали. В результате состоялся этот праздник, День Державы, посвященный русской культуре. Я был на празднике в ДК Лаврова, когда там выступал Уральский хор. Это действительно объединяет людей, они вспоминают, начинают думать о том, что у нас есть нация, у нас есть корневая система, есть система культурного кода.

Возвращаюсь к теме выступления. На мой взгляд, главное противоречие современной эпохи (мы его недостаточно прочувствовали) – это противоречие между двумя цивилизациями: техногенной и традиционной. И разрывная сила этого противоречия проходит через душу каждого из нас. Человек предстает и как субъект, и как объект. Причем объектная сторона человеческой жизни в условиях денежной цивилизации стремительно возрастает, поглощая своим могуществом субъектность человека. Человек ныне самый продаваемый товар на глобальном рынке. Продают как товар его рабочую силу, продают его тело, продают его духовные качества: честь, совесть, человеческое достоинство. Современные технологии этот процесс расчеловечевания убыстряют. Так как человек, с одной стороны, есть биологическое тело, а с другой стороны, он неорганическое тело, тело технологий, тело урбанизированного образа жизни.

Современный человек – раб удобств, раб технологий. Мы не можем без компьютера, мы не можем без телефона, мы не можем без удобств, мы не можем без этой сферы потребления.

Наша эволюция управляется не биологическими факторами, а управляется сферой технологий. Технологии принадлежат олигархам. Они имеют монополии на эти технологии.

Что означает нынешний тренд идеологии? Это трансгуманизм. Он означает создание с помощью технологий совершенно нового человека, у которого не будет не только национальных корней. У него не будет социальной, гендерной идентичности. Его так изменят, что изменится половой гендер. Это будет ни мужчина, ни женщина – унисекс, киборг.

Кто должен работать на шахтах, кто должен работать на рудниках? Люди-потребители всё меньше туда стремятся. Поэтому будут клонировать идеальных рабов, которые безропотно, за мизерную заработную плату выполнят опасный, тяжелый труд. Будут делать счастливого раба с помощью технологий: нано-технология, информационная технология, когнитивные технологии и другие. С помощью этих технологий создадут
нового человека.

То, что делается сейчас, старо как мир – всегда господа желали властвовать вечно. И видели гарант своего всевластия в слабости, в покорности трудового народа.

Чтобы людей из народа превратить в рабов, надо было внедрить в души этих людей дух раболепия. Поэтому вопрос об автономии, самостоятельности человеческой души – это самый главный и вечный вопрос человеческой жизни. У души должен быть только
один хозяин – это духовная воля самого человека, живущего преданиями, исторической памятью своего родного народа. С помощью денег, развитых технологий по изменению естественной природы человека ныне душе навязывается дух наживы, продажности, предательства.

Драматизм положения в том, что это делается ныне с помощью очень мощный технологий. С помощью современных технологий можно полностью лишить человека свободной воли. К примеру, превращают человека в дисконт-карту, а затем вставляют чип. Он не может получить наличных денег и полностью зависим от банкиров. Г. Греф ещё недавно хвастался, что мы введём электронные паспорта, сделаем карту для всех, но карта – это только первый шаг, затем идёт чипирование.

Следующий момент, который усугубляет ситуацию, – это разрушение института семьи. Молодые люди не мотивированы на создание семьи – они мотивированы на «прелести» сексуальной культуры, на пробный брак. Сознание молодых меняется: у них нет половых предрассудков, они говорят, что будут вступать в брак после 40 лет, сейчас они пропагандируют абсолютно свободный секс без всяких обязательств.

Конечно, не все студенты такие прогрессисты. Есть молодые люди из традиционных семей, они ориентированы на соблюдение традиций.

Я спрашивал этих молодых людей: «Как Вы относитесь к сексуальной революции?» Они язвительно отвечали: «Да никак не относимся, на порог её не пускаем. Сексуальная революция – это разврат и смерть для семьи ». А для сторонников вседозволенности это считается архаизмом, они смотрят на традиционалистов как на дикарей. Я констатирую: уже произошли существенные сдвиги. Причём негативные сдвиги идут в нравственном сознании молодёжи. Возникает человек, у которого нет пола, у которого нет нравственности, который понимает свободу в форме «эмансипированного инстинкта», у которого мозги уже работают, как протез. Они не могут без интернета, они самостоятельно ничего не читают.

Вот об учёбе здесь говорили. К примеру, как нынче философию учат. Я должен позитивно оценить студента. За что? За презентацию темы. Но все, что есть в презентации, они берут из интернета, текст изумительно грамотный, картинки красивые выбирают. Но я прошу прокомментировать, что они думают об этом, а они не могут. Причём я должен заметить, что интеллектуальный уровень студента медуниверситета очень высокий, там талантливая молодёжь, но система технологии образования нацелена на формирование компетенций на уровне исполнительского труда. Узкий специалист суть функционал, винтик в системе, которому трудно подняться на высоту зрелого мировоззрения.

Главная технология трансгуманизма – это фактически создание нового человека, вся инновация трансгуманизма свелась к инновациям нашей системы образования. Речь идет о создании не специалистов, а бакалавров – это нечто, ни рыба, ни мясо. Это вечное образование, потому что работодателем являются транснациональные компании, а у них конъюнктура меняется, следовательно, должен меняться функционал исполнителя. Поэтому надо снова учиться, переучиваться всю жизнь, чтобы быть на острие рыночного спроса.

Что такое исполнительский труд? К примеру, спрашиваю узкого специалиста в налоговой, в банке, в департаменте власти:
– Вы кто?
- Выпускник престижного вуза, знает языки, художественно образован.
– Вот с таким интеллектуальным багажом уже давно работаешь, а чувство удовлетворенности есть? Тупеешь или умнеешь?
– Да я тупею от этого бездушного функционала!

Это исполнительский труд. Он не даёт творчества. В Советском Союзе учили по программе творцов, сейчас по программе исполнителей. Путину задают вопрос: как бы Вы сдавали экзамен? Писали сочинение или ЕГЭ? Писал бы сочинение. Но следующий вопрос не задают президенту. «Что же ты, батенька, не прекратишь этот балаган?» А этот балаган спущен МВФ. Это было одно из требований, когда дефолт был, когда нас обанкротили.

Иммунная система у нас уничтожается. Я начал выступление с автономии. У нас ещё есть автономия на уровне личности, на уровне каждого из нас, мы чувствуем автономию своего Я. Русский человек, как подводная лодка. Он готов оставаться русским человеком, он готов быть причастным корням или нет? Я в этом плане остаюсь русским человеком, в любых условиях я этому не изменяю. Мы должны быть вместе. И личностно состоявшиеся русские люди должны быть вместе, в единстве духовном и социальном. Иначе нас просто не будет.

(опубликовано в сборнике статей «Основы самостояния России».
Общество русской культуры "Отечество".
Екатеринбург, 2016 год

Ответственный за выпуск: Г. П. Юхно.
Редактор: Б. И. Пинаев.
Компьютерная верстка: П. А. Петухов).


Рецензии