Н. Смольникова. Нравственные ценности русского нар
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ
В общественном сознании современной России прочно утвердилось мнение о катастрофическом состоянии преподавания русского языка и русского художественного слова в общеобразовательной школе. Студенты, которые приходят в педагогический университет на первый курс, зачастую не могут ни устно, ни письменно оформить грамотным литературным языком свои мысли. Их беспомощность можно образно
выразить словами талантливого поэта В. Маяковского: «Улица корчится безъязыкая».
Поистине наркотическая зависимость школьников и студентов от «Айпадов» и «Айфонов» формирует «клиповое» мышление, для которого характерно скольжение по поверхности фактов и явлений современной жизни. Учащаяся молодежь затрудняется в понимании главного в изучаемом явлении, в критическом анализе потребляемой информации. Это относится и к выбору смысложизненых ориентиров, эстетических и нравственных предпочтений.
Между тем, отечественное художественное наследие обладает мощным духовно-нравственным потенциалом. Его корни уходят еще к славянскому язычеству. Ярко и образно запечатлел наш фольклор – сказки, пословицы, поговорки, легенды и былины – такие ценности, как любовь к родной природе, родной земле, к семье, уважение к труду.
Не случайно сегодня вокруг русского фольклорного наследия идёт не столько эстетическая битва, сколько философско-культурологическая. Так, психолог Козлов в адресованной молодежи монографии «Практическая психология на каждый день, или Искусство заводить друзей» пишет, что в своем доме он не держит русскую сказку, так как она якобы учит его детей «неуважению к старшим». Приведя обращение Иван-дурака к Бабе Яге: «Ты, старая карга, сперва меня накорми, напои, в баньке попарь, а потом спрашивай», профессор заключает: «Какое неуважение к старой женщине».
Подобная трактовка – либо образец потрясающего невежества, либо цинизма, навязываемого доверчивому читателю.
Баба Яга в русской сказке – не старая женщина, требующая уважения, а художественный образ зла, с которым сталкивался человек, и сказка учила преодолевать его. «Сказка – первая философия ребёнка, – лучше блестящего знатока духовного смысла русской сказки Ивана Ильина не скажешь, – ею старшее поколение помазует младенчество».
С искажением, выворачиванием наизнанку смысла русской сказки мы встречаемся и в средствах массовой информации. Так, зам. редактора доступной по цене и самой популярной газеты «Аргументы и факты» Желнорова утверждала, что сказку о Емеле-дураке мог придумать только абсолютно ленивый народ, который ни на что не способен.
Замечательная сказка «Три медведя», на которой мы все с вами выросли, которая развивала у ребенка воображение, делала его добрее, в юмористической передаче Максима Галкина подается в такой трактовке: «Машенька-то – зоофилка…». Подобные примеры можно продолжить. Не в том ли причина искажения сути русского фольклорного наследия, что оно помогало осмыслить высшие ценности жизни ещё до принятия народом греко-православного христианства?
Из сказанного следует, что просветительская деятельность общества русской культуры «Отечество» заслуживает всяческого одобрения, в частности, опора на русский музыкально-танцевальный фольклор в проведении праздника День Державы в с. Кочневское Белоярского района в 2015 г. Остановимся на художественном наследии русского средневековья. Удивительное жанровое многообразие и идейная глубина отличают литературу этого периода. Здесь и эпос, и проповеди, и поучения, и жития, в том числе авторские сочинения, такие как «Житие» протопопа Аввакума.
Богатейший пласт нравственных ценностей православного христианства несёт литература этой эпохи. Обратимся к «Повести о разорении Рязани Батыем». Ее герой Евпатий Коловрат жертвенным служением родному городу, бесстрашием и храбростью вызвал изумление и восхищение у хана Батыя. Сатирические повести обличали религиозное ханжество, продажность судей.
Дальше идёт наша литература золотого века. Почему Пушкина назвали «удерживающим»? Потому, что ценности, которые были заложены в художественной культуре на стадии язычества и средневековья, Пушкин в прекрасной художественной форме органично включил в русскую культуру уже нового времени. Любовь к Отечеству, милосердие, сострадание, соборность – это всё нашло художественное воплощение в шедеврах нашей литературы. Гоголь говорил о нашем национальном гении так: «Мне всегда было дорого его вечное и непреложное слово». Творчеству Николая Васильевича мы находим оценку у Н.Я. Данилевского. Этот мыслитель отмечал, что великая европейская литература создала образы многих героев, но такого героя эпического масштаба, как гоголевский Тарас Бульба, не знает ни одна европейская литература.
А чем жил Тарас Бульба? В жестоких боях с врагами Отечества он и его товарищи погибали со словами: «Славно пожил, дай Бог и каждому так прожить. Пусть живёт и процветает во веки вечные Христом любимая Русская земля!» А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский находились в такой же ситуации, как и мы, потому что хулителей России всегда было великое множество. Они избрали трудный путь – отстаивать наши духовные ценности, уважение к отечественной истории, право России и русского народа на достойное место в истории человечества. Их кредо – завет А.С. Пушкина о том, что «дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, слабодушно преклоняясь пред своим только веком». Идеалы добра, правды, справедливости, совести – это не только наши идеалы. Наша художественная литература ставила и решала общечеловеческие вопросы.
Сегодня отечественное художественное наследие актуально, как никогда. Так, выдающийся философ и политолог Александр Панарин был убежден, что не так опасно присвоение олигархами-приватизаторами материального достояния нашего народа, как отлучение нас от родной литературы.
Причину этого он видит в том, что в серьёзных вопросах ценностного выбора, самоопределения русский народ искал совета у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Назвать такой народ тёмным, недостойным цивилизованного существования могут только люди (он деликатно выразился) с весьма определёнными недобросовестными намерениями. Народ, которому современные либералы хотят вместо великой литературы подсунуть жвачку, сникерсы и боевики, порнуху и чернуху, комиксы в качестве образца, никогда с этим не согласится. Он интеллектуально перерос эту публику на несколько столетий просвещения.
Следует всячески поддерживать такие инициативы общества «Отечество», как проект, реализованный в 2014 г. в связи с двухсотлетним юбилеем еще одного русского гения
Михаила Юрьевича Лермонтова. Это было замечательное массовое деяние. В городе состоялись праздничные вечера, конференции школьников, проведен лермонтовский диктант, в котором приняли участие и студенты нашего университета.
Что делать дальше обществу «Отечество», особенно в городе Екатеринбурге? В политическом пространстве предвыборной России наш город занимает особое место. Я согласна с Александром Прохановым, который убежден, что Ельцин-центр служит тому, чтобы задуманное чубайсами реализовалось. Не случайно Чубайс сказал, что если бы у него была возможность, он убил бы Фёдора Михайловича Достоевского. Посмотрите, пожалуйста, 94-й выпуск «Бесогона» Никиты Михалкова. Невозможно не дать высокую оценку гражданской позиции известного режиссера. На основе убедительных аргументов он показал, что такое ельцинская эпоха в действительности, а не на экспозиционных площадках центра.
(опубликовано в сборнике статей «Основы самостояния России».
Общество русской культуры "Отечество".
Екатеринбург, 2016 год
Ответственный за выпуск: Г. П. Юхно.
Редактор: Б. И. Пинаев.
Компьютерная верстка: П. А. Петухов).
Свидетельство о публикации №224032201021