Индейский путеводитель
Недалеко ушли от правды те грамотеи, которые путают индейцев с индусами. Ведь именно Индию отправился открывать Христофор Колумб, когда по ошибке "открыл" Америку. Европейцев не смутило, что "новый" континент уже давно был населен тысячами других народов с собственной культурой и политическим строем. И эти "дикие племена" отличались друг от друга сильнее, чем французы от испанцев. Но их почему-то решили объединить под названием, которое стерло все различия и лишь закрепило историческую ошибку. В конце XV века одних только "индейских" этносов насчитывалось более 2200, а сегодня – около тысячи.
Ирокезы, оттава, майами, могикане, делавары, чероки, дакота, юта, массачусеты и кайова – это все они, великие и ужасные жители американских лесов и равнин, духи гор и Великих озер. Против захватчиков они воевали всегда – начиная с 1540 года. Вооруженные конфликты разного масштаба не стихали до конца XIX века. А интервалы между ними редко достигали двух-трех лет. Но порой эти наивные люди пытались договориться. И заключали договоры о дружеских и торговых отношениях.
Есть войны, в которых может не быть победителя, но проигравший есть всегда. В семейных разборках США и Англии, как это часто бывает, больше всех пострадали соседи - то есть, индейцы. Они до последнего верили, что сдали свою жилплощадь в аренду, но почему-то не получали за это денег. Во время войны 1812-1815 годов индейцы воевали как на стороне США, так и на стороне Британии. Но по итогу одни лишились британской поддержки, а другие в очередной раз убедились, что помогать «бледнолицым» – все равно что лежать под чумным одеялом. Американцы с новыми силами возобновили захват индейских территорий, а несколько лет спустя начали процесс депортации. Но индейцы все равно продолжали надеяться и даже становились скаутами в армии США. Да, это тоже были они.
О племенах и нравах
Кто же скрывался за словом "индейцы" и как они ладили с непрошенными гостями? К началу XIX самыми сговорчивыми оказались пять племен, которых белые американцы назвали "цивилизованными". Это были чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы. Они быстро усвоили обычаи чужаков и даже помогали им в военных конфликтах, например, с Англией. Однако это не спасло их от принудительного выселения на так называемые Индейские территории в 1830-е годы. Эти дикие земли красноречиво называли Великой американской пустыней. По пути туда тысячи человек погибли от голода и болезней, поэтому события вошли в историю под названием "этнической чистки" и "Дороги слез". Такой ценой колонисты освободили для себя земли богатого и обжитого юго-востока.
Индейцев пяти племен переселяли по очереди, но в итоге все они оказались на территории современного штата Оклахома. Первой подошла очередь чокто, и сначала все выглядело как деловой договор. Индейцы уступали правительству США свою территорию в Миссисипи в обмен на больший участок на Западе. Но это была лишь иллюзия выбора. Индейцам предложили обрести "полную свободу" на новом месте либо массово лишиться своих земель. В этой "сделке с дьяволом" большинство выбрало меньшее из зол, не представляя, что ждет впереди. Те, кто шли, добровольно, - теряли больше 20 процентов населения из-за невыносимых условий, а тех, кто сопротивлялись, - депортировали насильно, пуская в ход оружие. В Миссисипи сумели остаться лишь около шести тысяч чокто, которое подверглись притеснениям, но все-таки получили гражданство. А их вождь написал американцам послание, которое цитируют до сих пор.
Выдающийся адвокат и политик Джордж Вашингтон Харкинс, как типичный дикарь, получил образование в Центральном колледже в Данвилле, штат Кентукки, и степень юриста в Камберлендском университете. Харкинс сделал чокто полноценными членами американского общества и даже сумел пробить для них место в Конгрессе.
Когда началась депортация, ему было всего 22 года. Увидев зверские - ничем, кроме алчности, необъяснимые намерения властей - он написал "Прощальное письмо американскому народу", которое появилось в прессе в 1832 году. Именно там он впервые сказал о переселении как о "пути слез и смерти". Вот несколько цитат:
"Нас оградили два зла, и мы выбрали то, о чем думали меньше всего. Однако мы не могли распознать право, которое получил штат Миссисипи, издавать законы для нас. Хотя законодательные органы штата имели право принимать законы для своих собственных граждан, это не давало им права стать законодателями для людей, которые были столь непохожими".
"Мы, чокто, предпочли страдать и быть свободными, чем жить под унизительным влиянием законов, которые не могли быть услышаны при их формировании".
"Как бы штат Миссисипи ни причинил нам зло, я не могу найти в своем сердце никакого другого чувства, кроме горячего желания его процветания и счастья".
"Я мог бы с радостью надеяться, что представители другой эпохи и другого поколения могут не почувствовать воздействия тех репрессивных мер, которые были столь недобросовестны в отношении нас; и что мир и счастье могут быть их наградой. Среди мрака и ужасов нынешней разлуки нас радует надежда, что в скором времени мы достигнем нашей предназначенной земли и что ничто, кроме самых низменных актов предательства, никогда не сможет отобрать ее у нас".
Джордж Вашингтон Харкинс, вождь племени чокто
Чокто - родители Оклахомы
Названия почти всех американских штатов ведут нас к индейцам - либо напрямую, либо извилистыми тропами. Зачастую они происходят из «индейских», весьма многообразных языков, либо же имеют аналог в названиях племен - которые исторически жили на этих землях. Даже когда «штатов» там не было и в помине.
Вот, например, печально известная Оклахома - место ссылки «пяти цивилизованных племен». Название местности (теперь уже штата) происходит из языка индейцев чокто и означает «красные люди» (okla humma). Чоктавский язык принадлежит к группе мускогских, распространенных на юго-востоке страны. Именно его предпочли освоить европейцы, чтобы наладить диалог с коренными жителями в начале XIX века. А во время Первой мировой использовали американские радисты. Им владел и президент США Эндрю Джексон, подписавший предательский Закон о выселении в 1830 году.
Чокто или чахтас оказались наиболее восприимчивы к культуре европейцев, быстро перенимали их образ жизни. И активно поддерживали США в войне за независимость против Британии. Когда же с британцами было покончено, начался процесс депортации. Главным образом, с территории Миссисипи. Вот, что писали в те годы местные американцы. Газета «Vicksburg Sentinel», город Виксбург: «Первыми товарищами по играм в нашем младенчестве были мальчики чокто из тогдашних лесов округа Уоррен. Когда-то их язык был для нас едва ли менее знаком, чем наш родной английский». «Они оставили имена многим нашим рекам, городам и округам; и до тех пор, пока существует наше государство, о чокто, которые когда-то владели большей частью его земли, будут помнить всегда».
Назвать штат в честь «краснокожих» предложил вождь племени Аллен Райт в 1866 году. Тогда активно обсуждался вопрос о статусе обжитой индейской территории. Словами «Окла хомма» представители чокто до сих пор заменяют слово «индеец».
Одного из трех главных вождей племени звали Пушматаха или «индейский генерал». В Англо-американской войне 1812 года воевал за США и отказался переходить на сторону Британии даже под давлением великого вождя Текумсе – лидера шауни и индейского племенного союза.
Он был известен своими ораторскими способностями, военным мастерством и внес большой вклад в победу над британцами. Даже по внешнему виду он был настоящим вождем – под два метра ростом, крепкого телосложения и с тонкими чертами лица. Индейцы называли его "Коготь пантеры", потому что решительность и бесстрашие сочетались в нем со спокойствием и достоинством. Говорят, что ни один индеец его времени не пользовался таким уважением среди белых людей.
В 1824 Пушматаха пытался убедить руководство США не отнимать земли у чокто, напоминая о продолжительной, крепкой дружбе. Но в разгар переговоров в Вашингтоне он заболел и умер – по одним данным, от вирусной инфекции дыхательных путей, по другим – от дифтерии. Незадолго до смерти его посетил Эндрю Джексон, под руководством которого Пушматаха служил во время войны. Пять лет спустя Джексон стал президентом и главным идеологом индейского переселения.
Диккенс и «совершенный джентльмен»
Как настоящий англичанин Чарльз Диккенс знал толк в джентльменах, но лучшего из них он повстречал за океаном - путешествуя на пароходе по реке Огайо. В «унылой толпе» пассажиров, не располагающей к общению, писатель обратил внимание на интеллигентного мужчину, который был удивительно хорош собой. Возрастом лет за сорок, с длинными черными волосами, смуглым скуластым лицом и темными пронзительными глазами. Он свободно говорил по-английски, читал стихи Вальтера Скотта и легко поддержал беседу, неожиданно интересную. Незнакомцем был Питер Перкинс Питчлинн – будущий вождь племени чокто. Когда Диккенс выразил сожаление, что его собеседник не носит национальный костюм, индеец ответил: одежда – это меньшее, что у них отобрали. И только ассимиляция спасла народ от полного уничтожения.
Впечатленный Диккенс пригласил нового знакомого в Англию. Тот с радостью согласился, хотя и добавил с печальной улыбкой: англичане любили красных людей, только когда нуждались в их помощи, и при этом не слишком о них заботились. Они пожали руки и расстались, а Диккенс увековечил попутчика в «Американских записках» 1842 года. И назвал его «самым величественным и совершенным джентльменом, которого создала природа» и которого он когда-либо знал. По меткому выражению писателя, индеец «передвигался в лодке» среди людей и был будто бы существом другого рода. Позже он получил в подарок литографический портрет Питчлинна, который бережно хранил всю жизнь.
Питчлинн имел забавное национальное прозвище, надо полагать, отражавшее его характер: «Зубастая черепаха» или Hatchootucknee (Snapping Turtle). Он родился смешанной семье и был индейцем всего на четверть – по материнской линии. Но по традиции унаследовал статус в клане. Его отцом был шотландец - майор Джон Питчлинн. Он хорошо знал язык чокто благодаря приемным родителям и помогал Джорджу Вашингтону во время переговоров с индейцами. Питер рос в семье из десяти детей, но получил хорошее образование и позже открыл Академию чокто в штате Кентукки, которой руководил долгие годы. Еще не получив статус вождя, он был назначен делегатом в Вашингтоне и налаживал связи с властями США. В итоге стал видным масоном и обеспечил себе место на кладбище Конгресса. Потребовалось только сменить костюм.
Почему не спит Сиэттл?
А сейчас стоит представить еще одного вождя, имя которого - без всякого сомнения, - всем хорошо знакомо. Вы никогда не думали о том, почему американский город Сиэттл страдает от бессонницы? Возможно, это все из-за древнего индейского поверья: вспомни человека по имени, и не будет ему покоя даже после смерти. Потому-то и горевал «великий миротворец» и лучший друг белых – Сиатль. Он совсем не хотел такой славы.
А хотел он только избежать большой крови. Сначала – закончить братоубийственную войну между племенами дувамиш и сквамиш, которые жили на побережье Тихого океана. Мотив очевидный – мать была из одних, отец – из других. А вождями становились не по наследству, а за особые заслуги. С помощью американцев Силт, как его звали изначально, примирил и возглавил оба племени. Видя численное и военное преимущество белых, он сказал известную фразу: «против лома нет приема» (перевод грубый). И предпочел жить дружно, усмиряя вспышки гнева своих соплеменников и помогая отгонять враждебные племена. В 1850 колонисты основали поселение в заливе Элиотт и чуть позже назвали его в честь гостеприимного вождя. Сначала, правда, хотели назвать Нью-Йорком.
В начале 1855 власти поставили индейцев штата Вашингтон перед фактом – их планируют выселить в резервацию. В том числе на земли, непригодные для охоты и рыболовства, которыми традиционно жили прибрежные салиши. Несколько племен объединились для войны. Но люди Сиэттла остались лояльными и были отправлены в Порт-Мадисон, где вождь и умер в возрасте 86 лет. Зато потом ему поставили памятник - да не один.
Если театр начинается с вешалки, то Сиэттл начался с лесопилки. Бревна тащили волоком с горы и отправляли в Калифорнию, где в середине XIX века вспыхнула «золотая лихорадка». Сегодня это крупнейший город в штате Вашингтон. Там находятся штаб-квартиры Амазон и Майкрософт, которыми владеют богатейшие люди в мире, а также главный офис Старбакс. Население Сиэттла оценивают в семьсот тысяч человек. Индейцев среди них - менее одного процента. И это - единственный город в мире, названный в честь их вождя. Который, понятное дело, никак не может уснуть.
Индейский путеводитель. Аляска – куда все колоши ведут
Наверное, ни один народ не удостоился такого количества разнообразных и красочных прозвищ. Они были то кровожадными дикарями, что злее любого зверя, то отважными "викингами в деревянных доспехах". Эти язычники узаконили рабство и многоженство, не прощали обид даже кровным братьям, учились воевать с детских лет и возвели войну в ранг искусства. У них были крепкие деревянные дома, развитые ремесла и пышные обряды, на которых они раздавали "чрезмерное богатство". А еще - лучшее в своем роде оружие, которым они великолепно владели, и вожди с благозвучными - как мелодия флейты - именами. Вот, что мы знаем о самом многочисленном коренном народе Аляски - тлинкитах. На русский манер их назвали калюжами или совсем уже по-родному – колошами (с ударением на первый слог).
Индейский путеводитель, изображение №22
Первые сведения о народе с тысячелетней историей появляются в документах в конце XVIII века - тогда они познакомились с русскими поселенцами, прибывшими с другого берега. Основатель Российско-Американской компании Григорий Шелихов был поражен их внешностью. Многие мужчины, по его словам, были русоволосы и бородаты, а еще стриглись "под горшок". Подумали грешным делом, что это потомки моряков, потерпевших здесь крушение полвека назад - и забывших свое происхождение. Что-то похожее писал и архимандрит Анатолий (Каменский) в конце XIX века : "Аляскинский индеанин, или тлинкит, высок ростом, нередко шести футов... и если бы не цвет кожи, слегка отливающий медью, иногда статного индеанина или индеанку трудно было бы распознать и отличить от европейца" .
Индейский путеводитель, изображение №23
Русские увидели не дикие племена, а целую "Страну тлинкитов". Она располагалась на острове Ситка, и ее жителей прозвали "ситкинцами". На тот момент в племени было 18 "куанов", и на каждый приходилось по несколько деревень. Во главе селения стоял свой вождь или тойон, как их называли северные народы России. В особом почете были шаманы и местная знать - анъяди. Тлинкитами звали только простолюдинов. На нижней ступени ютились рабы - обычно из враждебных племен. Междоусобицы здесь не прекращались. А у клана киксади особенно не заладились отношения с русскими, да настолько, что это переросло в жестокую войну. Расскажу о ней в следующий раз. И надеюсь, хоть одна птица долетит до середины этой долгой истории.
Колоши на скользкой тропе войны
Этот конфликт на Аляске назвали громко и вместе с тем очень просто: Русско-Индейская война. Он затянулся на долгих три года с 1802 по 1805-й. Американцы, которые позже Аляску купили, считали его "самым кровавым эпизодом" в истории Русской Америки. Но ведь и сравнивать им было не с чем - если не вспоминать свои собственные эпизоды. "Самый кровавый" оказался для России единственным и во всех смыслах уникальным. В истории колонистов из Европы таких войн — более двухсот. И каждая со своим звучным названием, чтобы не перепутать.
Вообще-то американцев в нынешнем понимании слова тогда еще не было. В России жителей бывших британских колоний называли бостонцами - в память о Бостонском чаепитии, с которого началась война будущих США за независимость. Индейцы Аляски, в том числе колоши, активно торговали как с Британией, так и с Соединенными Штатами, сбывая им ценный мех калана. В обмен принимали огнестрельное оружие, которое в итоге направили против русских. Особенно популярны были мушкеты английской Компании Гудзонова залива - старейшей корпорации в Северной Америке. И, по стечению обстоятельств, - прямого конкурента Российско-Американской компании.
Владения Гудсонбайской ("hudson bay") компании в Канаде граничили с русской Аляской. И хотя англичане претендовали на другие рынки сбыта, трепетной дружбы все равно не сложилось. В 1802 году колоши из клана киксади подняли восстание и начали войну за контроль над островом Ситка. Крепость Ново-Архангельск - центр Русской Америки - они захватили и сожгли. А среди нападавших невесть откуда оказались матросы с американского торгового судна. Как выяснилось позже, конфликт спровоцировали именно "бостонцы". Они пригрозили местным разорвать торговлю, если те не избавятся от русских. Британские суда тоже дежурили неподалеку и время от времени приходили на помощь - спасая пленных и требуя за них выкуп. Милейшие люди.
В конфликте успел принять участие военный шлюп "Нева" Юрия Лисянского, который тем временем совершал кругосветное плавание. Контроль над Ситкой вернули только к 1804 году, а Ново-Архангельск был восстановлен и назначен столицей. Отношения с колошами постепенно наладились, а в 1818 году тот самый Катлиан - лидер враждебного племени - явился к Александру Баранову. Русский губернатор под старость лет собирался в отставку. На прощание индеец предложил "остаться братьями" и забыть все обиды. Формально - с соблюдением всех процедур - помирились только в 2004 году, так что это была еще и самая долгая война в истории России. И, надо сказать, очень символичная.
Рецепт богатства от индейцев, проверенный временем
Тлинкиты или колоши – удивительно самобытный народ – любили гулять на широкую ногу и производить впечатление. Мне, например, запал в душу их красивый обряд под названием "потлач". Красивый не столько по форме, сколько по глубинному философскому содержанию. Самый близкий перевод этого слова – "подарок", и сам обряд, как можно догадаться, предполагал обмен некими ценностями. Но индейцы настолько увлеклись процессом, что возвели его в культ. Праздники превращались в аттракционы невиданной щедрости. Гости пытались перещеголять друг друга дороговизной и числом подаренных вещей, а порой и рабов. Входя в раж, отдавали последнее.
Бывало, что после какой-нибудь свадьбы целый клан оставался без еды и обрекал себя на голодную смерть. Они верили – бурный поток не обмелеет, и добро обязательно вернется. Квакиутли – соседи тлинкитов – говорили: "хороший вождь всегда умирает бедным". Возможно, поэтому индейцы северо-запада, у которых этот обряд был в чести, стали богатейшими среди коренных народов Северной Америки. Властям США и Канады «варварский обычай» пришелся не по душе, и в конце XIX века его запретили как "расточительный и непродуктивный". И принцип "дающей руки", известный во всех религиях мира, заменили на принцип руки "продающей". А щедрость так и не стала главной добродетелью нашего времени.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224032201023