Оковы Стеклянного зверинца времени 2. 0

«Стеклянный зверинец». История возвращения к себе по мотивам пьесы Т.Уильямся
Режиссер Сергей Исаев
В спектакле использована музыка О. Каравайчука
Художник по костюмам Наталья Васильева
Действующие лица:
Аманда Вингфилд, мать – Наталья Васильева
Лора Вингфилд, её дочь – Юлия Тарасенко
Том Вингфилд, её сын – Федор Тарасенко
Джим О'Коннор, визитёр – Сева Бобров.
В спектакле «Стеклянный зверинец» Сергей Исаев обращается к культовой пьесе классика мировой драматургии Теннеси Уильмса, его произведения представили миру глубокие исследования человеческого общества. В них главным объектом познания и исследования были тенденции и паттерны, определяющие общественное существование, направления векторы развития человеческого общества. Спектакль «Стеклянный зверинец» представляет нам визуальную - сценическую проекцию плодов его исследований, в многомерном пластах и глубинах знаний человеческого общества наше внимание фокусируется наше внимание на концепции времени человеческой жизни. Эта сложная тема была исследована Уильямсом в большинстве его произведений, но в «Стеклянном Зверинце» её раскрытие вышло за рамки времени создания пьесы, в нём наше познание фокусируется на сложном сопряжении времен в жизни персонажей произведения. Временная конструкция человеческой «Стеклянного зверинца» является главным объектом нашего познания, его временные рамки и контент не ограничиваются жизненным пространством Уильямса, так как автор «Стеклянного Зверинца» вывел ряд универсальных аспектов, присущих всем временам и народам. 
Драматургическое полотно под названием «Стеклянный Зверинец», написано Уильямсом практически с натуры в процессе наблюдения человеческого общества в период Великой Депрессии, охватившей в двадцатом веке на десятилетия американский континент и Западную Европу. Этот мрачный период истории человечества ассоциируется мощными тектоническими сдвигами, изменившими жизни миллионов, неисчислимым количеством суровых человеческих трагедий и крашей целых поколений. Великая депрессия создала острые изломы исторического пространства, острые углы истории изранили миллионы душ, сохранили в памяти поколений мрачные картины нищеты и безысходности.
Великому драматургу депрессия дала уникальный шанс изучения паттернов поведения человека в точке исторического излома, в нём мы видим человеческое общества в особой ситуации, при которой общепринятые поведенческие паттерны и шаблоны более не работают и не применимы. Люди в этой ситуации не могут апеллировать к опыту прошлого и должны принимать решения согласно своим собственным взглядам, их видению и пониманию окружающего мира.
Люди «Стеклянного зверинца» в спектакле на их жизненном пути уже познали и почувствовали реальную проекцию социально-экономических процессов, которые ранее вторглись в их миры, переформатировали их по своему образу и подобию, сформировали у них иное жизненное пространство и парадигму жизни. Ураган истории в сообществе «Стеклянного зверинца» - это главный фактор деструкции жизненного пространства и внутреннего мира персонажей, все они в зоне его поражения, в финальной точке его действий их миры полностью разрушены, они хранят память прошлого, где они были уверены в себе, в собственных силах и знаниях, которые устремляли их к ясным жизненным ориентирам. Новая ситуация непонятна им, пугает их неизвестностью, неопределённостью, багаж жизненного опыта, более не даёт им ответы на главные вопросы человеческого существования, заставляет их мучительно всматриваться во мрак неизвестности, в надеже увидеть там понятные им ориентиры. Это психоэмоциональное состояние метафорично воплощено в их восприятии временных плоскостей, для них настоящее, будущее и прошлое сложно-сопряжены, является опорной точкой их собственной формы экзистенциального существования, модуса вивенди и операнде.
В нём прошлое концептуально возвышенно над настоящим и будущим, для персонажей прошлое - это не период жизни, безвозвратно скрывшийся в глубинах времени. Прошлое -это символическая зона душевного и психо-эмоционального комфорта, в которой их жизнь размерена, предсказуема, в ней они чувствуют защищенность от пугающего их окружающего мира. В их жизнях прошлое не прожито до конца, это обращает их взор в эти временные дали. В нём они пытаются не только спрятаться от неуверенности и дискомфорта настоящего, но и найти ответы на тревожащие их вопросы, пытаются обрести уверенность в себе.
Будущее людей «Стеклянного Зверинца» - это очень непродолжительный отрезок времени, он скоротечен и может незаметно стать настоящим. В рамках этой концепции мы видим в их действиях и поступках пост-шоковый синдромом от вторжения исторических процессов в их жизни, только прошлое- это место, где всё под контролем, для них это зона комфорта. Концепция видения времени персонажей позволяет нам увидеть в них людей, живущих воспоминаниями, то есть прошлым и настоящим одновременно. В сценической проекции этого видения двух плоскостное, в нём передний план ассоциируется с сегодняшним днём персонажей, с их неуверенностью в себе и своих поступках. заставляет их искать для себя некое убежище, в котором они обретут иллюзию спокойствия и уверенности в себе. Прошлое для них – в визуальной проекции концепции времени это сценическое пространство второго плана, оно отделено белой вуалью, символизирующей пелену времени, за ней они прячутся от пугающих ликов настоящего.
В желании вернуться в прошлое они устремляются во временное пространство, которое символично воплощено в форме некой спирали, движение по виткам, которой возвращают их в прошлое. В соотношении человек и его время, люди абсолютно беззащитны перед временем, временной континуум спирали - это одна из опорных точек концепции их эгсизтенциального существования. Вихревые потоки захватывают персонажей, в них они подобны хрупким игрушкам стеклянного зверинца, а силы исторических процессам подобны вихревым ветрам, несущие их в некую, пугающую неизвестность.
В их желании обрести спокойствие и уверенность для себя, очень ясно просматривается эскейпизм, попытка обретения иллюзии уверенности в себе и в своих силах, в жизни. Небольшое сообщество людей «Стеклянного зверинца» репрезентативно, представлены люди, разных поколений, взглядов и видений и здесь каждый из них решает дилемму времени собственным путем. Одни создают иллюзию защищённости посредством ухода в прошлое, погружения в некого занятие или дело, отвлекающего их от реалий. Это увлечение позволяет им почувствовать себя сильным и защищённым от вихревых, ураганных потоков общественно-экономических процессов. В этой трудной жизненной ситуации один из персонаже обретает уверенность в себе в практике ораторского мастерства, эти навыки не имеют профессионального значения, не ускорят движение вверх по карьерной лестнице. С помощью этого окна возможности он обретает веру в себя, создаёт своеобразную защитную ширму его жизни, за которой он верит, что именно ораторское мастерство- это средство, повышающее его самооценку и укрепляющее его уверенность в собственных силах.
Другой иллюстрацией эскейпизма выступает коллекционирование стеклянных игрушечных зверей, этот процесс абстрагирует героиню от внешнего мира и замыкает её в процессе. Посредством этого приёма она сосредотачивает своё внимание на создании альтернативной реальности в пространстве, которое называется стеклянный зверинец, убежище её израненной души.  Модель мира, в которой герои ищут мир и спокойствие для себя идеалистична, это их зона комфорта, в её иллюзорных стенах, они прячутся от страхов и комплексов собственной жизни.
В картине человеческой жизни, запечатлённой в «Стеклянном Зверинце», мы видим хрупкость этого иллюзорного мира, он обречён и может рухнуть в любой момент. Их жизненный путь и осмысление окружающего приводят их к пониманию, что они не могут быть вечными обитателями стеклянного зверинца, замкнуться в его бутафорских стенах от окружающего их мира. Герои подвергают критическому анализу свою мировоззренческую систему и парадигму существования, в этом процессе каждый из них идёт своим путём. Траектория этого пути индивидуальна в каждом отдельном случае, но финальная его точка едина, в ней они делают выбор их жизни, в котором решают либо остаться узником стеклянного зверинца, либо сделать шаг в окружающий мир и строить новую, иную жизнь вопреки всем страхам.
В реалиях нашей сегодняшней жизни мы все очень похожи на узников «Стеклянного зверинца», так как тщательно стараемся скрыться от реалий окружающего нас мира и в своём эскейпизме мы ищем радости и спокойствия в прошлом, в собственном стеклянном зверинце мы строим бутафорские замки, в надежде обрести убежище и зону эмоционального комфорта. Сергей Исаев в спектакле «Стеклянный зверинец» предлагает каждому из нас увидеть в персонажах самих себя, прожить фрагмент их жизни и попробовать сорвать с себя оковы неуверенности и страха перед окружающим миром.    
 
Вы можете посмотреть фрагмент спектакля и его краткий разбор на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/7dMD60Dl1fE


Рецензии