Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 26

               

                Брак в Кане Галилейской

Известный сюжет храмовой живописи, который не часто, но обнаруживается на стенах церквей. Вообще-то это считается первым чудом, которое совершил Спаситель. И описание есть только у апостола Иоанна. По видимости, и он присутствовал на этом пиру. Претворение воды в вино – это чудо.

Послушаем апостола Иоанна:

Когда Спаситель пришёл в Галилею, в городе Кане Его позвали на празднество заключения брака. Вместе с Иисусом были Его ученики и Мария, Матерь Его. И так как народу оказалось больше, чем предполагалось ранее, у пирующих закончилось вино. Об этом Мария и сказала Спасителю. Он же ответил Матери, что это не их дело, а Его время совершать что-то ещё не пришло.
 
Но Мария же, подозвав служителей, сказала, чтобы они слушались Сына и делали, что Он им скажет. И Иисус обратился к шести водоносам с каменными сосудами, чтобы они наполнили свои сосуды простою водой. До самого верха наполнили они свои сосуды. И увидев это, Спаситель сказал им, чтобы они зачерпнули этой воды и отнесли распорядителю пира.

И принесли распорядителю, и отведал он этой воды, которая сделалась вином. И удивился, откуда столько вина, потому что не знал он, что знали водоносы. Позвали жениха, которому распорядитель сказал, что по традиции на пиру сначала подают хорошее вино, а уж потом, когда все напьются, худшее. Но что он умудрился до сих пор сберечь хорошее вино.

Так и положил Спаситель начало чудесам в Кане, городе Галилейском. Где и явил свою Славу. Уверовали здесь и ученики Его.

Евангелие от Иоанна. Глава 2 (2:11)

В Ектении великой на чин венчания есть упоминание об этих событиях: «О благословении этого брака, как брака в Кане Галилейской, Господу помолимся». Поэтому богословы говорят о событии превращения воды в вино как о Его благословении этого брака.

А ещё это событие было предвестником другого события – по Евангелию, сразу же после него Спаситель занялся изгонять торгующих из храма в Иерусалиме. Есть ли здесь какая-то связь, мне не ведомо.

Западные художники полно отметили своей кистью этот сюжет. «Брак в Кане Галилейской» – замечательнейшее полотно, красочное и широкое, кисти итальянского живописца Паоло Веронезе (1562-1563 гг.).

Русские художники тоже поспешали. Например, В.Е. Маковский с «Чудом в Кане» (1887 г.). Или же наш современник В.И. Нестеренко в 2001 году в Храме Христа Спасителя создал свой «Брак в Кане Галилейской».

Изображение находится: Тверская область, Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777 и 1785 гг.).

Тверская область, Сонковский район, село Кой. Церковь Троицы Живоначальной (1717-1731 гг.), остатки академической живописи.


                Несение креста

Несение креста, или же Крестный путь Иисуса Христа – достаточно известный евангельский эпизод, который часто изображали на храмовых росписях. Это путь Спасителя с тяжёлым крестом от места вынесения приговора до места распятия. Небольшой эпизод описан всеми четырьмя евангелистами и входит в события так называемых Страстей Христовых.

Слушаем евангелиста Марка:

Когда же вдоволь надсмеялись над Спасителем, сняли с Него багряницу, олицетворяющую царя, которую надели смеха ради, одели в Его же одежды, и повели на распятие. По дороге встретили некоего Симона, Киринеянина, отца Александрова и Руфова, который шёл с поля, и заставили его нести этот тяжёлый крест Его. И привели Иисуса на место Голгофу, что означает Лобное место.

Евангелие от Марка, глава 15 (20:22)

Всего-то несколько строк, но эта дорога была вымощена сплошными страданиями. И Спаситель всё выносит безмолвно. Чему это учит и нас, чтобы и простые люди с любовью и терпением несли каждый свой жизненный крест. Так учат богословы.

Художники просвещённой Европы много потрудились над этим образом.

Очень впечатлительное полотно вышло из-под кисти Иеронима Босха «Несение креста» (1498 г.). Тициан (Тициано Вечеллио) «Несение креста» (1560 г.).

Русские художники просто не могли обойти стороной этот сюжет. М.В. Нестеров «Несение креста» (1912 г.). А также современные художники, например В.Ю. Графов «Несение креста» (2013 г.).

Изображение находится: Вологодская область, Морозовица. Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1659 г.). Пятиярусный барочный иконостас собора.

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, март 2024 г.


Рецензии
Вообще толкуется, что когда Иоанн пишет "это первое чудо, которое совершил..." - то есть образ самого главного чуда. О котором сам Иисус на просьбу Марии о вине сперва "что мне и тебе, жено, еще не пришел час Мой" (Евангелие от Иоанна). Что в этом чуде образ Искупления всего. И делается вместе все Иисусом и Марией - по просьбе и в соучастии с Девой Марией. И называет "жено", как Новый Адам единый во всем Новой Еве (жена сотворена, как помощница). Отец и Мать будущего века. Мария - и дочь и сетра тоже.
+
И тоже это объяснение Марии, как Непорочно Зачатой и СоИскупительницы здесь (назвала Себя Мария и СоИскупительницей в своих признанных явлениях в Амстердаме в 20м веке). Иоаким и Анна супруги настоящие (не хищники, но овцы соединенные Гласом Пастыря Доброго) рождают дитя девочку Марию без касания первородного греха до часа Искупления (так и человеческая природа Спасителя без греха до Искупления), но силой Евангелия Искупления сущего от Предвечного Совета Троицы. И "Агнцем закланным прежде Сотворения мира" (Откровение Иоанна). Дочь Пророческая Мария ощутимо знает это Вдохновением Благодати и потому просит и о вине во Знамение сему.

Дмитрий Хохлов 2   13.05.2024 15:21     Заявить о нарушении