Карты дорог. 3

Короткое здешнее лето наступало стремительно. Как будто планета резко сместила ось вращения и накренилась в сторону солнца. По крайней мере, так мне показалось. Правда, примерно с неделю, мы с Ефимкой просидели на крыше. Там и выход специальный имелся — на чердаке была устроена специальная лестница, ведущая прямо к маленькой дверце. Через неё мы и попадали наверх. Мы сидели, грелись на солнышке и наблюдали за окрестностями. Иногда перекрикивались с соседями — Обрад и Дажка тоже проводили эти дни на крыше своего дома.
  Под яростным напором солнца снег стремительно таял. Куда бы я не посмотрел — всюду была вода. Изредка я наблюдал лодку. Это мужики с другого конца деревни внимательно осматривали окрестности — не унесло ли кого? Ефимко объяснил, что такое случалось. Как-то раз он сам, будучи молодым и неопытным решил поплавать на старой двери. Взял шест, уселся сверху и его тут же унесла быстрина.
— Хорошо, прибило к изгороди, — пояснял Ефимко, — иначе бы поминай как звали. Я сидел на верхней жердине и ждал. С неё меня мужики и сняли. С тех пор я оставил эту затею.
Наши тулупы висели на чердаке под самой крышей, а мы облачились в более лёгкие фуфайки. И даже в них было тепло. Но это гораздо приятнее, чем всё время мёрзнуть. Я с нетерпением ждал, когда спадет вода. Мне хотелось покинуть Багульник. Я вспомнил тот вечер, когда мелкая оплошность помогла открыть карту.
  Я аккуратно оттер излишнюю копоть и принялся рассматривать рисунок. Определенно, это была карта. Понятно, что в самом внизу какой-то населенный пункт, а вверх пошла дорога. Сначала я ничего не понял, но выручил Ефимко. Он сразу узнал гнилую топь, что располагалась западнее деревни.
— Если так, — рассуждал он, — то вот наш Багульник. А это стогн* в соседнее местечко, в Бродни. Наверное, тебе надо туда.
Я засобирался было, но мой спаситель принялся меня отговаривать.
— Сейчас зима, снега много. Всё заметено. Стогн засыпан так, что даже не понятно, где он. Давай дождемся лета. Снег уйдет, тогда и доберешься. Хотя мне жаль с тобой расставаться. На светлой топи ягоды пойдут — вдвоем больше бы насобирали.
Я пожалел доброго и простодушного мужика, и решил повременить с походом. Тем более, по такому снегу одному до соседнего поселения не добраться. И ещё я пообещал себе, что отправлюсь в путь только после того, как помогу Ефимке с ягодами.
  Интересная была здесь природа. Видимо, вслед за долгой зимой за одно короткое лето успевало вырасти всё, что необходимо людям. Ягоды, грибы, какие-то клубни в огороде — в общем, то, что понадобится в будущем. Отсидев чуть больше недели на крыше, мы выбрались на землю. На удивление она быстро просыхала, хотя поначалу ходили по уложенным прямо в грязь доскам. Потом мы привели в порядок огород и, наконец, отправились на светлую топь. Меня поразили кочки, сплошь усеянные красными ягодами.
— Ого! — удивлялся я. — Недавно ничего не было, а теперь столько всего!
— У нас все время так, — отвечал Ефимко, — поэтому целое лето занимаемся заготовками.
Мы натаскали ягод и принялись собирать грибы. Ягоды ссыпали в большие деревянные короба, которые стояли в погребе. Грибы сушили на солнце, развешивая их гроздьями на изгородь. Мне нравилось помогать Ефимке, но хотелось и вернуться. Видя, как он радуется, я не знал даже с чего начать разговор. Но мне и не пришлось. Однажды вечером, за чашкой свежего ароматного чая, Ефимко сказал:
— Спасибо Санко. Ты очень помог. Дальше я сам. Тебе пора в путь. Но если ты ничего не найдёшь — возвращайся! Я буду только рад.
Не зная, что сказать, я крепко его обнял. Утром я собрал свои немногочисленные пожитки и отправился в дорогу. Обрад и его жена вышли меня проводить. Дажка поправилась от болезни и была очень мне благодарна. По моему совету, она стала заготавливать лекарственные травы. Ефимко вздохнул и показал на видневшуюся вдалеке большую темную ель.
— Держи путь на неё и выйдешь к стогну. Там, где-то впереди, увидишь огромный выворотень. Вот от него дорога и начинается.
— Спасибо! — я крепко его обнял, помахал рукой Обраду с Дажкой и пошел.
Поначалу никакой дороги не было, а потом показался здоровенный выкорчеванный из земли пень.
«Наверное, это выворотень», — решил я.
Как и сказал Ефимко, вскоре появилась дорога. Это были две накатанные колеи, между которыми росла трава. Но если есть колеи, значит кто-то ездит. Интересно на чем? В Багульнике, например, никакого транспорта я не видел.
  Наступил полдень, а я всё шел и даже не представлял сколько мне ещё идти. Наконец, вдали показались постройки. Так и есть — где-то здесь окончание моего пути.
«Ума не приложу, что мне искать. Очередную карту»?
Деревня Бродни показалась больше по размерам, чем Багульник. И цивилизованнее. По крайней мере тут и там попадались телеги, запряженные лошадьми. Да и людей было больше. Правда, на меня никто не обращал внимания.
  Отчего-то меня привлекла кузница. То, что это именно она, я догадался из-за торчащей на крыше большой трубы. И из неё валил густой черный дым. Я подошел ближе и поздоровался с сидящим на завалинке мужиком.
— Откуда путь держишь? — спросил он.
— Из Багульника. Интересуюсь всякими диковинами, — неожиданно ляпнул я, — вот и пришел в Бродни.
— Здесь конечно не столица, но кое-что есть, — рассмеялся мужик, — там, откуда ты идешь, точно ничего интересного. Меня Жданом кличут, а тебя?
— Санко!
— Вот и ладно. Ефимко там как?
— Хорошо, — удивился я.
— Вот разберусь с делами, да съезжу к нему. Топор поменяю. А он мне ягод, да грибов.
— За топор?
— Старый-то я заберу, — пояснил Ждан, — за зиму выправлю, наточу.
«Понятно, натуральный обмен».
— Заходи, покажу тебе мои сокровища! — озорно блеснул глазами кузнец. — Не диковины, конечно, но полюбопытствовать можно.
В помещении царил полумрак и было жарко. Вскоре глаза мои привыкли, и я осмотрелся. В горне шумело пламя, рядом валялись разномастные клещи, кувалды, молотки и ещё какие-то штуки. На первый взгляд бардак, но возможно так было удобнее для хозяина кузни.
— Санко!
Я подошел.
Ждан доставал из стоящего в дальнем углу сундука всякие вещи. Это были разной длины ножи, два топора, и несколько непонятных предметов.
— Вот! Некоторые я сам выковал, а эти два выменял. Смотри, как блестят! А на солнце аж слепят.
— А железо откуда? — ляпнул я.
— Видишь в углу кучу лимонита**? Я его в домнице*** обжигаю. Шлак обгорает, а железо остается. Ты лучше на ножи полюбуйся. К ним даже ножны прилагаются. Только эти лишние.
Он протянул мне невзрачный на вид предмет.
— Они странные, — продолжил кузнец, — ни к чему не подходят. Хотел выменять, но никто их не берет. Нужно что-то очень тонкое. Даже нож не влезает. К тому же они слишком коротки.
Я взял в руки ножны.
«Действительно, странные. И короткие».
— Для чего же они?
Ждан пожал плечами:
— Не имею понятия. Но отдам их любому, если он засунет в них подходящий предмет.
И тут меня осенило. Я достал пластиковую карту и вставил её в узкую прорезь. Она вошла как будто для этого и предназначалась. У Кузнеца глаза полезли на лоб.
— Это что за штука? — воскликнул он.
Я пожал плечами и улыбнувшись, спросил:
— Отдаешь?
— Бери! Слово Ждана ; закон! И давай, иди уже отсюда. Пока я не передумал.
На улице я снова рассмотрел полученный трофей. Он и правда мало походил на ножны. Скорее это был чехол.
— Чехол для карты? — произнес я вслух.
Поднялся вихрь, окружил меня, потом вокруг всё завертелось в непонятном хаосе и неожиданно стихло. Я оказался в другом месте.




*Стогн — дорога
** Лимонит — разновидность бурого железняка, иначе болотная руда. Отлагается в болотах на корневищах болотных растений.
*** Домница — специальная горнообразная печь для обжига болотной руды.

http://proza.ru/2024/03/31/1622


Рецензии
"Я достал пластиковую карту и вставил её в узкую прорезь. Она вошла как будто для этого и предназначалась."

После этих слов нужно было продолжить так: "А затем на казавшейся монолитной поверхности "чехла" неожиданно ожил дисплей и высветилась надпись: "Уважаемый клиент, у вас имеется крупная задолженость по займу, в связи с чем вы будете немедленно транспортированы в коллекторский отдел кредитной организации."😈

Фомичёв Алексей Сергеевич   06.04.2024 11:57     Заявить о нарушении
🤣🤣🤣 Прикольно, конечно))) Но здесь всё немного не так. Спасибо за чтение!

Димитрий Галкин   07.04.2024 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.