Литература
1. «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада».
2. Платон «Собрание сочинений» в 4-х томах.
3. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах
4. Джабир ибн Хайян «Источник жизни».
5. Джабир ибн Хайян «Книга Монаха».
6. Джабир ибн Хайян «Сумма совершенств».
7. М. Ф. Каримов «Прикладная химия Джабира ибн Хайяна и ее роль в естествознании».
8. «Герметизм, магия, натурфилософия в Европейской культуре XIII-XIX вв.».
9. Бэкон Р. «Введение к трактату Псевдо-Аристотеля «Тайная тайных».
10. Бэкон Р. "Об искусстве алхимии".
11. Бэкон Р. "Зеркало алхимии".
12. Бэкон Р. "Трактат о тинктуре и масле сурьмы".
13. Бэкон Ф. "Получение золота".
14. Бэкон Ф. "Эксперименты касательно Серы и Меркурия".
15. Парацельс «Архидокс».
16. Парацельс "Химическая псалтырь".
17. Парцельс "Небо Философов или Книга Вексаций".
18. Парацельс "Руководство по изготовлению и применению Философского Камня".
19. Парацельс "Метод экстракции меркурия и сульфура".
20. Парацельс "О физической тинктуре".
21. Парацельс "Сокровище сокровищ алхимии".
22. Парацельс "Тайны алхимии открытые в природе планет".
23. Парацельс "Трактат о трёх основных сущностях".
24. Парацельс "Герметические и алхимические сочинения".
25. Пуассон А. "Теория и символы алхимии. Великое делание".
26. Пуассон А. "Теории и символы алхимиков".
27. Василий Валентин «Алхимические трактаты».
28. Луллий Р. "Хризопея Господа".
29. Луллий Р. "Свет Меркурия".
30. Луллий Р. "Ключи".
31. Луллий Р. "Эксперименты".
32. Луллий Р. "Разъяснение завещания".
33. И. Глаубер «Минеральное делание. Тинктура золота. Утешение плавающих».
34. У. И. Каримов «Неизвестное сочинение Ар-Рази «Книга тайны тайн».
35. Ар-Рази «Книга тайн».
36. Абраксас «Триединый путь».
37. Альберт Великий «Малый алхимический свод».
38. Альберт Великий «Состав составов».
39. Агрикола "Трактат о золоте".
40. Агрикола "О горном деле и металлургии".
41. И. Голландец "Алхимические трактаты".
42. И. Голландец "Рука Философов".
43. И. Голландец «О растительном камне».
44. И. Голландец «О заблуждениях алхимиков».
45. И. Голландец «О Философском Камне».
46. И. Голландец «Минеральная книга».
47. И. Голландец «Книга Сатурна».
48. И. Голландец «Камень из урины».
49. И. Голландец «Эликсир и иксир».
50. Эшенройтер Г. «Лекарства из минералов и растений».
51. Библия, изд. Московской Патриархии.
52. Батсдорф "Нить Ариадны".
53. А. Кашани "О природе металлов".
54. Веллинг Г. "О соли, сере и меркурии".
55. Гельвеций "Золотой Телец".
56. "Герметический венок из роз".
57. Дескормье Д. "Пятьдесят изумительных секретов алхимии".
58. Дорн Г. "Аврора Философов".
59. Келли Э. "Театр земной астрономии".
60. Клавдий из Виллановы "Алхимические фигуры".
61. Кокрейн А. "Семя металлов".
62. Коллинз Д. "Путь киновари".
63. Лен И. "Рассуждение об истлении и сожжении вещей".
64. Менделеев Д. "Основы химии".
65. Монтанор Г. "Режимы огня".
66. Монте-Снидерс И. "Об универсальном лекарстве".
67. Клод дИже "Новое собрание химических философов".
68. Потанус Я. "Философский огонь".
69. Руспеци "Liber primus de consideratione quintae essentiae omnium rerum".
70. Садуль Ж. "Сокровище алхимиков".
71. Сендивогий М. "О практике и соделании камня или тинктуры через Искусства".
72. Сендивогий М. "Новое химическое светило".
73. Синезий Киренский "О трансмутации".
74. Камала-Джняна "Словарь алхимической философии".
75. "Сокровищница алхимических трактатов" в 2-х томах.
76. Бернард Тревизанский "Утраченное слово".
77. Фигул Б. "Золотая и благословенная шкатулка чудес".
78. Хартманн Ф. "В Пронаосе Храма Мудрости".
79. Леонтьев Д., Кочергина А. "Энциклопедия алхимии".
80. Гермес Трисмегист "Золотой трактат".
81. Гермес Трисмегист "Изумрудная скрижаль".
82. Аноним "Книга Еноха".
83. Аноним "Хризопея Клеопатры".
84. Мария Иудейка "Забота о божественной воде".
85. "Лейденский папирус".
86. Зосима "Фрагменты".
87. Аноним "Книга Алзе".
88. Аноним "Предварительное понятие к познанию натуры".
89. Аноним "Собрание философов".
90. Аноним "Собранные полезные цветы".
91. Аноним "Трактат о магистериуме".
92. Аноним "Зодиак философов или Время Камня".
93. Аноним "Истинное откровение по поводу универсального лекарства".
94. Аноним "Книга двадцати двух герметических картин".
95. Аноним "Кибалион".
96. Аноним "Колыбель Камня Мудрых".
97. Аноним "Слова отца Аристеуса своему сыну".
98. Аноним "Книга Кратеса".
99. Аноним "Малый циркулятум".
100. Аноним "О двенадцати операциях".
101. Аноним "О цветах Великого Делания".
102. Аноним "Открытый секрет".
103. Аноним "Работа с дождевой водой".
104. Аноним "Раскрытие Великого Делания".
105. Аноним "Рождение и Операция Великого Делания".
106. Аноним "Трактат о земном небе".
107. Аноним "Хризомандер".
108. Аноним "Розарий Философов".
109. Аноним "Mutus liber".
110. Аноним "Cabala mineralis"
111. Аноним "Speculum Veritatis".
112. Аноним "129 положений Гебера и Луллия".
113. Аноним "Книга двенадцати дверей алхимии".
114. Аноним "Война рыцарей".
115. Аноним "Карманная книжка для любителей истинной философии".
116. Трисмозин "Splendor Solis"
117. Ван Гельмонт Ф. "157 химических канонов".
118. Ван Гельмонт Ф. "153 химических афоризмов".
119. Ван Гельмонт Ф. "Секрет эликсира бессмертия или алкагеста".
120. Ван Гельмонт Ф. "Тайна творения".
121. Валлахин Д. "Минеральный глютен".
122. Вайденфилид И. "О тайнах Адептов или Об использовании Духа вина Луллия".
123. Киркхвегер А. "Золотя цепь Гомера".
124. Маак Ф. "Золотая цепь Гомера".
125. Кавелин Л. "Алхимическая инструкция".
126. Каро Р. "Путь киновари".
127. Каро Р. "Словарь алхимической философии".
128. Каро Р. "Операции Эликсира Философов".
129. Буркхарт Т. "Алхимия".
130. Канселье Э. "Золотое руно".
131. Канселье Э. "Алхимия".
132. Манолов К. "Великие химики" в 2-х томах.
133. Садул Ж. "Сокровище алхимиков".
134. Варенюк А. "Алхимия".
135. Зотов С. "История алхимии".
136. Казанский Ю. "Что есть алхимия".
137. Канонников И. "Книга Алхимии".
138. Леонтьев Д. ""Мир алхимии. Энциклопедия".
139. Маркар Р. "Краткая история химии и алхимии".
140. Масалов В. "Великие алхимики в поисках Философского камня".
141. Морозов Н. "В поисках Философского камня".
142. Рабинович В. "Алхимия".
143. Рабинович В. "Алхимия как феномен Средневековой культуры".
144. Редгроув Г. "Алхимия древняя и современная".
145. Родченков Ю. "Небесная наука".
146. Рохмистров В. "Книга алхимии".
147. Ютен С. "Алхимики в повседневной жизни".
148. Кролл О. "Царственная химия".
149. Ле Бретон "Ключи к Философии".
150. Лефевр Н. "Курс химии".
151. Муриен П. "Очищение и затвердение ртути".
152. Муриен П. "Металлические масла или Алхимическая сера".
153. Оронато из Прованса "О Философском камне".
154. Рипли Д. "Книга двенадцати врат".
155. Рипли Д. "Книга Души".
156. Рипли Д. "Секретнейшая книга".
157. Рипли Д. "Свиток".
158. Рипли Д. "Трактат о меркурии и Камне Философов".
159. Сальфлюере Р. "Парадигма Гермеса".
160. Теофраст "О камнях".
161. Теофраст "О первых началах".
162. Теофраст "О священном искусстве".
163. Туранжо С. "Ключ к Великому Деланию".
164. Зелатор А. "Практическое руководство по алхимии".
165. Филалет И. "Принципы".
166. Филалет И. "Фонтан алхимической истины".
167. Филалет И. "Отворённый вход в Царский чертог".
168. Филалет И. "Метаморфоза металлов".
169. Филалет И. "Краткое руководство по получению Небесного Рубина".
170. Фламель Н. "Завещание".
171. Фламель Н. "Книга прачек".
172. Фламель Н. "Иероглифические фигуры".
173. Фома Аквинский "Трактат об искусстве алхимии".
174. Фома Аквинский "О камне философском и прежде всего о телах сверхнебесных".
175. Фома Аквинский "О смешении элементов".
176. Фома Аквинский "Формирование пяти сил".
177. Фулканелли "Философские обители".
178. Фулканелли "Сухой путь".
179. Фулканелли "Алхимия и спагирия".
180. Абраксас "Триединый путь".
181. Байджент М. "Эликсир и камень".
182. Головин Е. "Приближение к Снежной Королеве".
183. Майринк Г. "Ангел Западного окна".
184. Гилбоа "Алхимист без маски или Открытый обиан умовоображаемого златоделания".
185. Артефий "Тайная книга".
186. Безант А. "Оккультная химия".
187. Бем И. "О камне Мудрых".
188. Бхагван Даш"Алхимия и применение лекарств на основе металлов в аюрведе".
189. Виженер Б. "Трактат об огне и соли".
190. Лэмбспринк "О магистерии".
191. Мадатанус Г. "Возрождённый золотой век".
192. Майер М. "Секреты алхимии".
193. Майер М. "Убегающая Атланта".
194. Пордедж "Божественная и истинная метафизика".
195. Валентин Андреа "Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459".
196. Броттофер "Комментарий к "Алхимическим годам" Христиана Розенкрейца".
197. "Тайные фигуры Розенкрейцеров".
198. Аноним "Завещание братьев Золотого Креста и Розы. Работа с Универсальным Духом".
199. Воган Т. "Обитель света".
200. Фракенберг А. "Магический Драгоценный Камень".
201. Фракенберг А. "Путь древних".
202. Эккартсгаузен К. "О фосфорной кислоте против гнилости".
203. Эккартсгаузен К. "Рассуждение о сожжении и истлении вещей".
204. Габалис "Разговоры о тайных науках".
205. Ди Д. "Иероглифическая монада".
206. Мезареф "Огонь плавильщика".
207. Михельшпахер Ш. "Алхимическое зеркало искусства природы".
208. Нови Валлес "Герметические фигуры".
209. Постель Г., Виженер Б. "Ключ скрытый в строении мироздания".
210. Руланд М. "Прима Материя".
211. Телегин С. "Алхимия Чёрного Солнца".
212. Фомин О. "О современной алхимии".
Свидетельство о публикации №224032201208
Для меня оказалось полной неожиданностью, что у Николая Морозова оказывается тоже есть книга по алхимии: «В поисках философского камня».
Конечно, с алхимией всё обстоит крайне загадочно. Если «полуметалл», который алхимики использовали в качестве первоматерии, определить по «приметам» в алхимических трактатах ещё можно, то с некоторыми другими аспектами алхимического «художества» полная засада). На мой взгляд, сложность даже не в запутанности символов, а в том, что алхимики вкладывали в ключевую триаду понятий: Душа, Дух и Тело другой смысл, чем тот, к которому мы все привыкли. По-моему, ближе всего к их пониманию ключевой триады: Сущность (Сера Философов), Субстанция (Ртуть Философов) и Форма (Соль Философов).
Уже не помню, где прочитал, что алхимики не только занимались трансмутацией металлов, но и пытались создать два вида весьма занятного «стекла», используя белый и красный магистерий. Фантастические свойства их «стекла» просто поражают воображение. Хорошо, что у них не получилось реализовать свои смелые проекты)
Обязательно прочитаю несколько книг из Вашего списка.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 11.06.2024 13:24 Заявить о нарушении
Например, если спустя столетия какой-нибудь любознательный учёный будет изучать наш учебник химии (или физики), где элемент вещества почему-то называется "неделимым" (атомом), хотя и состоит из частей: ядра (нуклона) и янтаря/ей (электрона/ов). Он в растерянности подумает: "Неужели древние химики (физики) полагали, что атом представляет собой ядро вокруг которого вращаются шарики янтаря? Какой абсурд! А ещё учёными назывались! Дремучие люди!". Так и нынешние исследователи совершенно не понимают смысла алхимических понятий: сульфур, меркурий и соль, полагая, что речь идёт, то ли об обыкновенных сере, ртути и соли, то ли об умозрительных абстракциях. Но, тот же меркурий алхимиков можно считать ртутью ровно в той мере, в какой электрон можно считать янтарём.
Вы пишете о том, что три алхимических первоначала являются философскими понятиями: сущностью (сера), субстанцией (меркурий) и формой (соль). Однако, они слишком абстрактны для применения на практике. Важно понимать, что эти термины описывают некую объективную реальность и существуют конкретные материальные носители, в которых они имеют максимальные проявления. Иными словами, существует материя в которой доминируют свойства сульфура, материя в которой доминируют свойства меркурия, и материя в которой доминируют свойства соли. Любое минеральное (и не только) вещество можно алхимически разделить на три таких материи (чистых носительниц свойств сульфура, меркурия и соли). Добавлю существенное замечание: любая материя одного вида, всегда содержит в себе толику свойств и двух других.
Об упомянутых Вами чудесных "стеклах", которые алхимики пытались создать с помощью красного и белого магистерия мне читать не доводилось. Попадалась у Плиния Старшего история о злосчастном мастере, казнённом императором Тиберием за изобретение "гибкого стекла", которое не разбивалось, а гнулось при ударе, и его изъяны можно было исправить буквально при помощи молотка. О кубке-хамелеоне я упоминал в 3 главе. Какие именно алхимические стёкла Вы имели в виду?
Если Вам понадобятся выходные данные заинтересовавших Вас книг, то могу добавить их.
Благодарю за отзыв.
Всего доброго!
Лео Корсо 12.06.2024 00:21 Заявить о нарушении
XVI. Михаил Майер. «Золотой треножник». 1618 г. Майер был любопытным персонажем. Я поинтересовался его биографией.
"Философы, посредством их эликсира, могут создавать различные чудесные зеркала, в которых видно всё, что замышляют вдали от нас люди нам во благо или во зло, как это ясно описано в «Ветхом Завете», в четвёртой Книге Царств, в главе 6, где Елисей, Пророк и Философ, обладавший таким зерцалом, открывает Царю Израильскому всё замышляемое против него Царем Сирийским, даже и то, что Царь никому из своих подданных не сообщает; всякий прочитавший эту главу целиком поймёт, достойно ли самого пристального внимания и полного доверия сказанное мною о чудесах нашего эликсира; в таком зерцале можно увидеть появление самых разных предметов и вещей — земных и плотных, прозрачных и аэрических, как, например, стихийных духов, для большинства невидимых; можно увидеть все их действия и соотношения, как о том рассказывает Елисей в шестой главе…
В этом зерцале можно без труда увидеть всё произведённое Небом и Землёю и обнаружить меркурий Философов, а также ясно узнать, он ли это: сделать это легко по цвету, который должен быть Сапфировым, смешанным с белым.
Философы в их зерцале могут увидеть и их Сульфур цвета чистотела, богатое сокровище растительного естества. Этот сульфур можно находить и собирать в таком изобилии, какого кто пожелает. Закончиться он не может. Из этих двух видов материи и создаётся новое зерцало, красного цвета, столь исполненное огня, что движением или простым пробуждением его можно сжигать и уничтожать предметы на большом расстоянии, словно молнией, как об этом рассказывается в первой главе четвёртой Книги Царств, где Илия попалил пятидесятников божества Аккаронского"
Сансельриано Туранжо: "Добродетели, возвышающие наш Эликсир над Камнями» [
"в частности, известен опыт со стеклом, чрез это снадобье доведённым до состояния такого утончённого, сияющего, блистательного, тяжёлого алмаза, что это стекло стало более алмазом, чем сами алмазы; отметим необходимость при этой операции поддерживать должный уровень жара, ибо сильный огонь приводит к обжигу (calcination) стекла и делает его неспособным к принятию снадобья. Ещё лучше добиться того же с помощью "камня в белом" (Pierre au blanc), три гранулы которого, брошенные в воду из источника, во мгновение делают её твёрдой и прозрачной, совсем как стекло (v;ritable cristal)… У нашего Камня два превосходящих всякое разумение достоинства; первое придаёт стеклу все возможные цвета, как на витражах Сент-Шапель в Париже и церквей святого Готье и святого Мартина в Туре; второе заключается в способности делать стекло ковким, как чашка, подаренная Императору Тиберию; получается это чрез придание стеклу изначально отсутствующей твёрдой маслянистости и распространение по всему стеклу этого свойства, так что его можно ковать на наковальне, как и металл, из коего оно в конечном счёте и происходит".
Александр Галяткин Юлия Фадеева 12.06.2024 12:15 Заявить о нарушении
Всех благ и удачи!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 12.06.2024 12:52 Заявить о нарушении
мною, рассказ Плиния о "гибком стекле". А его "рецепт" изготовления искусственного алмаза из магистерия из стекла или "воды из источника", мягко говоря, нелеп. Как, впрочем, и сообщение о витражных стёклах, якобы окрашенных с помощью магистерия (полагаю, один такой витраж стоил бы дороже десяти кафедральных соборов вместе взятых). На мой взгляд, это чистейшей воды фантазии "литературных алхимиков".
Кстати, сохранилось множество древних рецептур по изготовлению и окраске искусственных драгоценных и полудрагоценных камней, мрамора, стекол и керамики. Одни из самых ранних, относятся к Древнему Египту.
Муссируемая "литературными алхимиками" тема, что в мире существует только один единственный минерал(якобы его имя разглашать строго запрещено) из которого можно сделать магистерий - это тоже расхожая байка для доверчивых простаков. Как правило, этим "литературные алхимики" скромно намекают читателю на то, что им ведом величайший секрет алхимии, но, к сожалению, они не могут им поделиться с профанами, "дабы не разгневать Бога и собратьев по искусству". Смешная уловка. Даже если бы на самом деле в мире существовал единственный минерал пригодный для Делания и имя его было бы известно, всё равно, никакой человек, не сведущий в тонкостях алхимической
технологии Великого Делания, не смог бы приготовить из него магистерий. Поэтому, совершенно бессмысленно держать имя такого минерала в секрете от тех, кто не
является мастером алхимии, а таких, как известно, за всю историю можно по пальцам пересчитать.
Согласно алхимической теории, материалом для магистерия может быть практически любой минерал, только одни минералы более пригодны и удобны для работы, другие - менее, а с третьими, вообще, возиться - себе дороже. Сурьму можно использовать в Делании,
хотя, по моему мнению, это не лучший вариант.
С наилучшими пожеланиями!
Лео Корсо 12.06.2024 18:28 Заявить о нарушении
Литературная алхимия... Проблема в том, что вся нам известная европейская алхимия литературная. Мог ли подлинный мастер алхимии (не химии) сделать общедоступными свои рабочие записи? Наверное, нет. У него могли возникнуть проблемы не только со служителями церкви, но и с представителями власти. Он же не хотел, чтобы к нему однажды пришли "добрые люди" и сказали: "Сдается нам, что ваше "искусство" не от Бога, а от падших ангелов). Давайте спокойно обсудим "тонкие моменты" в уединенном месте, а заодно и золото нам сделаете". И всё. "Умеющий шагать не оставляет следов".
Остаются тексты по греческой, индийской, арабской и китайской алхимии.
" а таких, как известно, за всю историю можно по пальцам пересчитать". Было бы интересно узнать их имена?
Всего самого доброго!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 13.06.2024 03:44 Заявить о нарушении
Существует несколько книг, где относительно подробно описаны реальные алхимические технологии и лабораторные инструменты. Детального описания приготовления эликсира нет ни у одного автора, поскольку это действительно является секретом, который тщательно скрывается от посторонних по вполне очевидным причинам (они приведены в комментариях к ликбезу).
Вы затронули интересный вопрос об алхимии, как искусстве от падших ангелов. Это возвращает нас к прежде обсуждаемой проблеме гностицизма. Если середневековые алхимики считали Камень Философов Божьим даром, то в эпоху Ренессанса, ознаменованную повышенным интересом к античным учениям, в том числе и к гностицизму, всё чаще транслируется мысль о К. Ф., как о плоде Дерева Жизни, доступ к которому Бог запретил для человека.
"22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Б. гл.).
То есть, некоторые алхимики стали понимать Великое Делание, как "темное искусство", целью которого является похищение (воровство) "плода бессмертия" для обретения бессмертия. Отмечу, что алхимики античности и средневековья приписывали магистерию лишь целебные свойства и мыслили его не более, чем панацеей - универсальным лекарством от всех болезней. Представление о том, что эликсир даёт его обладателю вечную жизнь возникло позже. Это и есть, так называемая, "тёмная алхимия", сторонники которой исповедуют гностицизм.
Назову несколько бесспорных имён мастеров алхимии: Гебер (Абу Муса Джабир ибн Хайян аль-Азди), Разес (Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази), Альберт фон Больштедт (Великий), В. Валентин, И. Голландец. Вопрос о том, получали ли они магистерий остаётся открытым, но многие из описанных ими алхимических технологий вполне осуществимы на практике.
Всех благ!
Лео Корсо 13.06.2024 17:43 Заявить о нарушении
Даже так. Очень интересно. В этот период как раз произошло «возрождение» герметизма. Козимо Медичи Старый, чудом избежав казни после поражения свой партии, решил, что с ситуациями, когда любые деньги не спасают, нужно заканчивать раз и навсегда). Для этого он предпринял ряд мер, в том числе профинансировал службу по поиску и скупке старинных древнегреческих и других рукописей, которые сразу переводили на латинский. Так «просвещенная» европейская общественность познакомилась с текстами из Герметического корпуса. Герметизм публике понравился своим забористым синкретизмом. Действительно, в нем набор элементов, взятых из разных учений, просто убойный для неокрепших душ). Он идеально подходил для всяких закрытых сообществ, создавая у их членов иллюзию избранности. Очень скоро алхимия стала считаться герметическим искусством.
Спасибо за имена мастеров алхимии. Если понимать под эликсиром – мощное средство, выводящее из организма токсины и ускоряющее процесс регенерации клеток, то, на мой взгляд, Гебер, Разес и Альберт Великий вполне могли его создать. Весьма солидный для того времени срок жизни этих алхимиков косвенно намекает на это.
К сожалению, не смог идентифицировать И.Голландца. Кто это такой?
Успехов в творчестве!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 14.06.2024 00:56 Заявить о нарушении
С наилучшими пожеланиями!
Лео Корсо 14.06.2024 03:04 Заявить о нарушении
Татьяна Черноглазова 26.07.2024 21:04 Заявить о нарушении
Лео Корсо 27.07.2024 01:34 Заявить о нарушении