Что в имени тебе моем?

Если вы помните, так называется стихотворение Александра Сергеевича Пушкина о неразделённой любви. Грустное. И лишь в последней строке поэт выражает надежду, что «есть сердце, где живу я».

Похоже, не случайно именно строчка, знакомая с детства, всплыла в памяти, когда задумалась о своём имени.

Собирался ли семейный совет, чтобы назвать меня, новорожденную, неизвестно. Бабуля рассказывала, что они с мамой долго выбирали между Олей и Таней. Вряд ли потому, что так звали сестёр Лариных из «Евгения Онегина». Просто им хотелось найти имя милое и благозвучное.

На чём остановились, обе забыли потому, что регистрировать дочь в ЗАГСе поручили папе. Он, как всегда, поступил по-своему и принёс свидетельство о рождении девочки по имени Нина.

Папа объяснил свой поступок просто. Дочь его друга, Нина, очень красивая девушка. Вот папуля и решил, что и мне достанется немного её очарования через имя. Кстати, а имя-то ещё и довольно редкое. Всего от одной до четырёх девочек на тысячу новорожденных называют в России именем Нина.

Буря возмущения родных моих женщин уже ничего изменить не могла.
Какое-то время меня никак не звали, а потом всё-таки стали имя употреблять.
Мне же оно активно не нравилось долгие годы. Да и как могло нравиться, когда –Нинка у В. Высоцкого в песне «Наводчица» страшна, хуже некуда.
У А. Розенбаума «Нинка, как картинка, с фраером гребёт» и дальше по тексту ничего хорошего.

Шучу, но из песен складывалось впечатление, что Нинами называли девочек, обречённых на «низкую социальную ответственность».

Когда подростком пыталась разобраться, откуда же имя моё взялось, во многих справочниках встречала только фразу «значение не известно».

Но. . . Нина Чавчавадзе. . . , история любви и преданности, над которой не властно время. Её называли «чёрной розой Тифлиса» за то, что хранила память о погибшем супруге,   Александре Грибоедове, до конца своей жизни.

Известный писатель, статский советник, он, как и многие достойные претенденты на руку Нины, был очарован красотой, нравом и образованностью юной княжны. Сватались многие, но Нина ждала своего единственного. Александр Грибоедов был не далёк от истины, сравнивая супругу с Богородицей Мурильо, где она в образе пастушки. Картину и сейчас можно увидеть в Эрмитаже.

Молодые были безмерно счастливы. Но всего через несколько месяцев после свадьбы посол России Александр Грибоедов был растерзан обезумевшей толпой фанатиков в Персии. От потрясения Нина потеряла сына. И уже до конца жизни не сняла траурных одежд. Нина Чавчавадзе  и Александр Грибоедов покоятся вместе в тбилисском Пантеоне на горе Мтацминда. На памятнике надпись:
 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нет, у меня прекрасное имя, решила я, впервые услышав эту потрясающую историю.
А рассказ о святой Нине уже не оставил никаких сомнений в благородном происхождении имени.
«Рожденная в Каппадокии, Нина стала одной из первых христианских просветительниц Иверии (Грузии). По легенде, миссию просвещения этой страны на Нину возложила сама Матерь Божия, вручив святой крест из виноградной лозы.

Проповеди могущественной святой обратили в христианскую веру всю Грузию. Мощи святой Нины покоятся в женском монастыре в Кахетии»
Мне всегда казалось, что нежно отношусь к Грузии потому, что выросла совсем недалеко от неё, в Сочи. Рождённые в СССР мы дружили, не задумываясь о национальностях, с интересом принимали и перенимали обычаи, танцы, песни, блюда друг друга. Но оказывается, что крепче всего связывает меня с живописной Грузией моё имя.
Однако недавно выяснила, что распространено оно по всему свету и даже значение известно, пусть и везде разное:
• латинский — царственная;
• греческий и язык древних шумеров — госпожа;
• арабский — полезная;
• грузинский — ласковая, юность (в разных источниках);
• иврит — правнучка;
• испанский — девочка;
• язык индейцев кечуа — тлеющие угли.
«Вот теперь тебя люблю я!» Да и как можно иначе относиться к имени, которое на любом языке прекрасно?
Несколько смутили тлеющие угли. Но. . . ведь именно от них идёт самый сильный жар. И при этом огня почти не видно. То есть – даже пожар внутри заметен лишь слабыми язычками племени.
Пожалуй, следует перенять это качество у тлеющих углей – оставаться невозмутимой при любых сильных эмоциях. Если честно, для меня это трудно. Но зато есть куда стремиться!
Современный огромный супермаркет.
- Нина, Ниночка! Постой! Ну, куда же ты? – летит ввысь голос молодой женщины, окликающей малышку. Та, видимо, в восторге от безграничного пространства и впрямь готова улететь.
- Ниночка, Нина! – ещё громче повторяет женщина и бросается вслед за девочкой.
Наблюдаю со стороны и улыбаюсь.  Оказывается, папа знал, что выбирает для дочки очень красивое имя.

02.02.2022


Рецензии