Дхармы и карма - калейдоскоп потока психики

                Понятие «дхарма» в буддийской философии имеет столь выдающееся значение,
                что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм.

                О.О. Розенберг «Проблемы буддийской философии»





Что такое дхармы в буддийской философии сознания? Само слово «дхарма» происходит от индоевропейского корня “dhr” — «держать». Оно родственно старославянскому drъzo, drъzati — «держать», «обладать».

«То есть дхарма – это “держатель”, или “носитель”. Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние» [1].

Таким образом, каждая из дхарм держит своё собственное качество и несёт элементарное психофизическое состояние или один бит информации, как сказали бы сейчас.

Дхарма — это не субстанция, несущая в индуистской философии множество качеств. В понятии  “дхарма” «носитель и несомое им качество совпадают» [1], что явно противоречит не только индийскому субстанционализму, но и современным информационным технологиям, где биты информации всегда имеют свой материальный носитель. Наконец, «субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны» [1]. Что же такое дхармы?

Дхармы — это элементарные частицы психики, которые существуют в мире наряду с элементарными частицами физики: электронами, протонами, нейтронами, кварками, фотонами, глюонами и т.д. В буддийском Учении — Дхарме (с большой буквы) — также существует большое множество различных «раздельных мимолётных элементов», объединённых и классифицированных, наподобие таблицы Менделеева, в 5 больших «групп привязанности», 5 «скандх» (буквально — «куч»). Эти «раздельные мимолётные элементы» психики и есть те самые дхармы (с маленькой буквы), которые и ответственны за все психические явления, как сознательные, так и бессознательные.

Что их объединяет, так это «кшаникавада», учение о мгновенности бытия и мгновенности существования различных конфигураций элементарных частиц психики — дхарм. Именно мгновение, краткий миг между прошлым и будущим, а не вечность, как в общей теории относительности (ОТО), стоит во главе угла Дхармы:

«С теорией дхарм тесно связана ещё одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности (кшаникавада).  Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и, соответственно, весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поётся в известной песне, призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется “жизнь”» [2].

Поток мгновений напоминает неумолимое движение киноплёнки некоего вселенского блокбастера бытия, в котором каждая новая серия, посвящённая каждому живому существу, продолжается от его рождения и до его смерти:

«Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Если использовать современную метафору, его лучше всего сравнить с киноплёнкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм, и поэтому воспринимаем его как чистый континуум. Вместе с тем различия между двумя соседними кадрами настолько ничтожны, что эти кадры представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь — новая серия безначального сериала, нирвана — конец фильма» [2].

Мир существует в движении. Движутся отдельные «кадры»-мгновения. Череда мгновений порождает поток новых состояний, новых комбинаций элементарных психофизических элементов — «дхарм». В восприятии это и есть «живое существо».

«Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как “живое существо”» [2].

Каждый новый миг, квант Времени творит новый кадр Вселенского блокбастера бытия Сантана.

              Извечный HIT, блокбастер бытия Сантана
              Идёт с широкого Вселенского экрана.
              В нём каждый Миг содержит Мир и Мысль,
              Мгновения настоящего в ход времени сплелись.

              Мгновения блокбастера — что кадры киноплёнки,
              Чтоб их вращать, у Времени достаточно силёнки.
              Поток стремительных мгновений — суть движения,
              В потоке кадров на экране возникают все творения.

              Тут каждый новый кадр живёт одно мгновение,
              За кадром кадр — вот жизни представление.
              Поток мгновенных комбинаций элементов
              Рождает на экране жизнь из серии моментов.      

Каждое новое мгновение этого Вселенского голографического кино создаётся новая личность — как физическая, так и психическая. В непрестанном потоке мгновений одни клетки тела умирают, чтобы со временем замениться другими, и в результате человек через 7 лет состоит из полностью новых клеток, хоть и сделанных по одному и тому же генетическому проекту. Вечная динамика, вечное движение, вечное непостоянство — вот внутренняя суть мира.

Каждое новое мгновение времени, каждый новый квант времени одни дхармы заменяются другими, творя новые конфигурации психики: от любви до ненависти, от тоски до радости, от добра до зла, от сна невежества до Пробуждения Знания...

Любое живое существо, любую личность — хоть человека, хоть летучую мышь, хоть Бэтмена, хоть кота Тома и мышь Джерри — творит работа мельчайших психофизических элементов — дхарм. Каждый новый миг личность изменяется. Она (ура!) взрослеет или (увы!) стареет. Она то набирается ума-разума, то, наоборот, теряет последний ум-разум. Она то любит, то ненавидит, а от любви до ненависти, как известно, — один шаг. Она то обвиняет недругов во всех смертных грехах, то великодушно прощает. Она то кайфует, то страдает. Она то почитывает, то пописывает. Она многолика и переменчива как сердце красавиц. Она подвижна как ртуть. Она текуча как стремительный поток (то ли воды, то ли времени). Она существует в вечном движении и изменении как иллюзорная картинка детской игрушки — калейдоскопа, которого вращает рука его маленького владельца.

То, что эта личность кажется самой себе одной и той же, неизменным «я», «эго», является исключительной заслугой оперативной и долговременной памяти, сохраняющей в потоке Времени воспоминания о прошлых «я», «эго».

Она, эта подвижная как ртуть личность, является зрителем и одновременно актёром вселенского блокбастера бытия. В потоке мгновений движутся элементарные частицы физики и психики, создавая новые мгновенные причудливые комбинации материи и сознания. Они одевают каждому живому существу волшебные мозговые очки, которые и разделяют истинную реальность на «я» и «не-я». Они порождают двойственное, дихотомическое сознание, поток которого ввергает человека в мир иллюзорных «представлений о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как всё это — лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризируя» [3]. Индусы называют это иллюзорное отождествление человеческого восприятия с истинной реальностью словом «майя»:

              «Майя — иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или карты с местностью» [3].

Поток дхарм конструируют в мозгу зрителей космического блокбастера бытия голографическую кинокартину окружающего материального мирка, которую вслед за индусами можно назвать «Майя». Эту кинокартину расцвечивают, озвучивают, придают вкус, запах и тактильные ощущения именно дхармы сознания. Вне сознания всех этих качеств (квалиа) не существует.

Поток этих же элементарных частиц психики  конструирует во времени и в пространстве саму личность, точнее, эгоистичное представление человека, летучей мыши, Бэтмена, кота Тома и мышки Джерри о себе, любимых. Именно эгоцентризм, зацикленность на собственном иллюзорном «эго», «я», и служит источником всех человеческих бед и несчастий — считают буддисты.

Они же убеждены, что никакого вечного «эго», никакой «бессмертной души» нет ни при жизни, ни после смерти. Такой взгляд на посмертное существование живого существа противоречит как точке зрения материалистов, отрицающих любое посмертное существование души, так и точке зрения христиан и индусов, верящих в «бессмертие души».  Правда, христиане верят в обретение «бессмертной душой» вечного Царства Небесного, а индусы верят в переселение душ:

«Индиец не представлял себе, что со смертью какого-нибудь лица его духовный мир может просто исчезнуть без всякого следа или сразу перейти в вечность. Нет! Подобно тому как тело наше после смерти сгниёт, т. е. превратится в землю, в которой наука видит те же элементы, те же атомы, из которых состояло живое тело, точно так же и духовный мир наш, и прежде всего элемент сознания, не исчезнет из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявится вновь в другой форме и в другом месте. Во всём мироздании господствует везде закон причинности» [4].

Буддийская истина оказывается посредине двух крайних заблуждений. Первое — заблуждение материалистов, что смерть уничтожает Жизнь и сознание раз и навсегда. Второе заблуждение — вера в вечное загробное существование «бессмертной души». 

Вера буддистов избегает крайностей. Её правило — золотая середина. Как тело распадается на атомы и молекулы, так и сознание распадается на отдельные дхармы, которые продолжают своё движение в потоке физического времени и обусловленного им причинно-зависимого происхождения.

«Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространённому заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощённая душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений.

Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьёт по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определённое ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передаёт ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передаётся, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни).

Второй пример связан с образом калейдоскопа: определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно ещё раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздаёт всемогущий Господь — Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании» [5].

Значение слова КАРМА — не воздание, не возмездие, не перевоплощение, а ДЕЙСТВИЕ.  Очень похоже на слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», привычное для физиков, которые говорят о 4 фундаментальных взаимодействиях: гравитационном, электромагнитном, сильном и слабом.

КАРМА — это такое же объективное ДЕЙСТВИЕ, как, например, действие трёх законов Ньютона. Только в отличие от этих физических законов, ДЕЙСТВИЕ КАРМЫ распространятся на область психики. Причиной этого ДЕЙСТВИЯ являются тело, слово, мысль.

Это ДЕЙСТВИЕ неотвратимо. Оно пронзает пространство и время, оно проходит сквозь нарождающиеся и умирающие космические миры, от него нет никакой физической защиты, никакой брони, никакой денежной, властной или иной неприкосновенности.

Карма является высшим проявлением главного закона буддийской Дхармы (Учения) —закона причинности, в котором нет как личной воли Бога, так и самого Бога, карающего или милующего:

«Но буддизм не является теистическим учением, в нём нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии» [5].

Карма есть неотвратимое психическое действие, которое формирует живые существа в потоке мгновений и сковывает эти существа узами сансары. В этом солидарны и индусы, и буддисты. Также солидарны они в том, что разорвать узы сансары и кармы всё-таки можно. Высшее Знание, дающее возможность познать Высшую нераздельную реальность, где нет никой дихотомии, ввергающей живое существо в темницу иллюзий и неведения (“майи” и “авидьи”), как раз и ведёт к Высшему Освобождению:

«На психологическом уровне слово “карма”, так же, как и “майя”, получило новую трактовку. До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.

Освободиться от чар майи, разорвать узы кармы означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть Брахман. Это ощущение называется “мокша”, или “освобождение”, и составляет основное содержание индуизма» [3].

Освобождение в философии как индуизма, так и буддизма — это преодоление власти кармы, преодоление неумолимого космического действия, преодоление фундаментального закона причинно-следственных отношений, вовлекающего любое живое существо в водоворот жизни-смерти, исполненный страдания. Это Освобождение не из-под власти тиранов и поработителей, а из-под колдовской власти дихотомического сознания, вовлекающего любое живое существо в королевство кривых зеркал психики*.

            *Вспомним Френсиса Бэкона:

            «Ум человека уподобляется неровному зеркалу,
            которое, примешивая к природе вещей свою природу,
            отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде» [6].

Это Освобождение достигается не путём социальной революции и не борьбой за права человека, а революцией сознания, которую Джидду Кришнамурти называл Единственной Революцией (“The Only Revolution”), и борьбой с невежеством, неведением, незнанием, порождаемым чарами майи и колдовской работой дихотомического сознания. Это Освобождение достигается посредством успокоения работы сознания, наводящего тень на плетень, и обретения недвойственного Знания-Видения, очищенного от искажающего действия сознания.

Посредством изощрённой психотехники, известной на Западе под названием «медитация», меч-кладенец дихотомического сознания, искусственным и превратным образом рассекающий единую и неделимую реальность на части, на “я” и “не-я”, на субъект и объект, переплавляется в Зерцало Знания. В процессе такой психической «переплавки» на смену человеческому уму, подобному неровному зеркалу, который «отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде» [6], приходит безграничный и совершенный Единый Ум (Экачитта).

Этот Ум находится за пределами мозга и мира материи. Он представляет собой некую систему когерентных, согласованных взаимодействий на квантово-информационном уровне реальности, где весь мир представляет собой нелокальное Единое. Этим психическим взаимодействиям уже не требуется биологическая оболочка.

Единый Ум обретается посредством Высшего трансперсонального психического опыта. Он дарует нелокальное чувство космического единства, называемого «океаническим» экстазом. Как сказал Ромен Роллан в 1927 году, «океаническое чувство» — «ощущение “вечности”», чувство «единого целого с внешним миром»  (англ. “oceanic feeling” is “a sensation of 'eternity'”, a feeling of “being one with the external world as a whole”).

               Вселенная хранит в своём нутре
               Безбрежный Океан Психеи.
               Молекулы души в психическом костре
               Рождают разум, чувства и идеи.

               Из чрева Океана бьёт фонтан души,
               Подвижны как огонь и мысль, и чувства.
               Познать сей мир скорее поспеши,
               Забудь про деньги, вспомни про искусства!

               Стремглав вращается души калейдоскоп,
               Сознанию являя иллюзорные картинки,
               Движение порождает Время-стробоскоп,
               Творя из мигов бытия мир без запинки.

               Из крохотных мгновений соткан дождь,
               Течёт с небес душа обыкновенная,
               И ты порой, как тот небесный Вождь,
               Вдруг понимаешь — ты и есть Вселенная!

В этом сверхчувственном и сверхразумном состоянии психики человек отождествляет себя со Вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звёзд! Это иррациональное чувство слияния с Богом или Абсолютом! Это растворение маленького локального “я” в бесконечном Океане Психики! Это голографическое превращение крохотной части Океана Целого в само Целое, в сам Океан Психеи!

Обретя этот совершенный трансцендентный Ум и взглянув в это идеальное голографическое Зеркало Мира, человек обретает свет Свободы, вырываясь из Платоновой пещеры теней, порождаемой колдовской работой дхарм дихотомического сознания.

Чистое недвойственное Знание-Видение (Джняна-Видья) позволяет утихомирить волны неведения (Авидьи, антипода Видьи), преломляющие и искажающие истинную реальность. Когда броуновское движение дхарм стихает, то на смену девятому валу сознания в потоке неумолимых мгновений приходит состояние Психического Штиля и Океанического Отражения. Это и есть Зеркало Мира.

               Утих девятый вал сознания,
               На Океан Психеи опустился полный штиль.
               На глади Океана отразилось Небо Знания –
               Зеркальной Мудрости высокий стиль.

Это состояние психики буддисты называют Пробуждением. Первым Пробуждённым от вечной спячки сознания в Платоновой пещере теней был Будда (корень слова что в санскрите, что в русском один и тот же — «будить»).

В состоянии Пробуждения зеркальная гладь неподвижных вод психики отражает в себе без малейших искажений истинную реальность Таковости, Мира Такого, каков он есть на самом деле, без влияния искажений сознания. Само Пробуждение есть Пробуждение Единого Ума, обладающего совершенным Знанием и Запредельной Мудростью (Праджня Парамита). Отныне сонное царство обманчивого сознания кануло в лету.   

И вечный сон! Сей мир нам только снится
           Сквозь искажения сознания и мысль...
Летит, летит сансары колесница,
           Страдание составляет жизни смысл...

Но вот миг Пробуждения! Сон разом испарится.
           Нажат стоп-кран нирваны навсегда!
Покой души блаженно воцарится
           И канут в лету страдание и беда!       

Именно такое Пробуждение ведёт к Освобождению от колдовской деятельности дхарм и от порождаемой ею власти сансары и кармы. Именно такое Освобождение и составляет Высший смысл жизни любого человека.


Примечания:


1. Е.А. Торчинов «Учение о "Я" и личности в классическом индийском буддизме»
2. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
3. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 5  «Индуизм»
4. Ф.И. Щербатской «Философское учение буддизма»
5. Е.А. Торчинов «Введение в буддологию», Лекция 2
6. Френсис Бэкон «Новый Органон»

     22 марта 2024 года


Рецензии
Принципиально не понимаю Буддизм.

Мир не только юдоль страданий, но в мире есть и радости, победы, наслаждения. Почему радости бытия игнорируются? Почему главным и единственным элементом мироздания принято считать страдания?

А вот зачем, чтобы всем хотелось из сего мира бежать в Нирвану.

Буддизм это безнадёжный скептицизм.

Ну, ладно, уйдём В Нирвану. А как же мир без нас? Что будет с нашими детьми? с нашей планетой? С Родиной что будет?

Наплевать и забыть в блаженстве? Пусть всё загадят и всех замучают?

А что если не искать обещанного блаженства ТАМ? А просто сделать свою жизнь хорошей ЗДЕСЬ?

Да, в ней будут неприятности, болезни, старость, потери и смерть. Но будут и хорошие стихи, танго, любовь, верность, драки, рыбалка, уха, дымок костерка, горные вершины.

"Есть упоение в бою,
И мрачной бездны на краю,
И в разъярённом океане,
Средь пенных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы".

Это Сансара, друг.

А Нирвана? Чем она отличается от пьяного сна в луже?

В общем, я не уверен, что мне туда надо.

Михаил Сидорович   04.07.2024 08:03     Заявить о нарушении
Ну, в лужу, так в лужу!! Не простудитесь в луже...

Сергей Горский Москва   04.07.2024 17:45   Заявить о нарушении
Сергей, это не ответ. Вы не хотите отвечать, или не можете?

Михаил Сидорович   05.07.2024 09:02   Заявить о нарушении
Умом нирвану не понять,
Аршином общим не измерить.
Тут надо просто Буддой стать,
Вмиг Пробудиться и проверить.

Тут надо просто снять очки,
Те, что в мозгу у нас гнездятся.
Тут надо Мыслить вопреки,
И в лапы Майи не попасться.

Тут надо про язык забыть
И словом мысли не тревожить,
И бессловесный мир открыть,
И Глас Вселенной приумножить.

Тут надо Таковость познать
И Высшую реальность мира.
Тут надо Пробуждённым стать
И Победителем турнира.

Победа Будде в дар даёт
Покой в объятьях мирозданья,
Освобождение от невзгод,
И Жизнь в Себе, но без страданья.

К нирване путь один ведёт,
Тот, благородный и срединный.
Лишь тот на этот путь встаёт,
Кто сердцем чистый и невинный.

В конце пути нирвана ждёт,
Мир Жизни радостно ликует.
А человек вдруг Познаёт:
Его-то и не существует!
Комментарии:

Слово Будда (Buddha) — Пробуждённый, Просветлённый — по этимологии родственно русскому слову "будить". Санскрит, на котором говорил сам Гаутама, и русский язык — потомок и наследник протославянского языка — относятся к одной индоевропейской языковой семье.

Если христианство базируется на слепой вере, то буддизм — на Знании, которое обретается в процессе Высшего психического опыта. В христианстве важно верить (на слово), в буддизме важно проверить (на собственном опыте).

Сергей Горский Москва   05.07.2024 12:42   Заявить о нарушении
Почему радости бытия игнорируются?

Михаил Сидорович 04.07.2024 08:03

Потому что они краткосрочны, эфемерны и преходящи. Жизнь начинается в муках рождения и заканчивается в муках смерти.

Сергей Горский Москва   05.07.2024 12:44   Заявить о нарушении
<Буддизм это безнадёжный скептицизм.>

Михаил Сидорович 04.07.2024 08:03

Буддизм — это благородный срединный восьмеричный путь спасения от юдоли страдания.

Сергей Горский Москва   05.07.2024 12:48   Заявить о нарушении
А как же мир без нас? Что будет с нашими детьми? с нашей планетой? С Родиной что будет?

Михаил Сидорович 04.07.2024 08:03

Мир будет без нас по законам физики. Дети когда-то умрут. А с Родиной будет беда.

Сергей Горский Москва   05.07.2024 12:51   Заявить о нарушении
Вы сделали жизнь хорошей здесь? без если...

Сергей Горский Москва   05.07.2024 13:00   Заявить о нарушении
А планета наша когда-то сгорит в объятиях Солнца. Вы можете её спасти?

Сергей Горский Москва   05.07.2024 13:06   Заявить о нарушении
А от любви до ненависти — один шаг. Не стоит его делать.

Сергей Горский Москва   05.07.2024 13:08   Заявить о нарушении
Пьяный сон в луже предпочитают наши соотечественники, которые о нирване вряд ли что слышали. драки, рыбалка, уха, дымок костерка... всё... богатый жизненный опыт

Сергей Горский Москва   05.07.2024 13:12   Заявить о нарушении
Евгений Торчинов "Введение в буддологию" курс лекций.

Чтобы не сесть в лужу, я бы рекомендовал для начала ознакомиться с предметом.

С уважением,

Сергей Горский Москва   05.07.2024 13:15   Заявить о нарушении
Доброе утро, Сергей.

Отвечаю здесь, так как поя личная переписка работает только в одну сторону. Ваши послания до меня доходят, а мои до вас - нет.

Вы спросили, могу ли я улучшить свою жизнь?
Ответ Да, могу, и это не трудно.

Я занимаюсь любимой работой, от которой получаю удовольствие.
Я 24 года занимался боевыми искусствами, и это тоже огромное удовольствие. Как побочный эффект, ко мне перестали приставать гопники, как-то чувствуют, что лучше не надо.
Я увлекался плотницким и столярным ремеслом, построил дом - удобный и красивый на 4 спальни, построил баню, это тоже огромное удовольствие - строить. Веранду 50 кв.м.
Пишу романы, а это тоже огромное удовольствие.
Я играю на гитаре, пять лет занимаюсь танго. Невозможно передать человеку не занимающемуся танго, чего он себя лишил. Танго это магия - химия, ни с чем не сравнимое блаженство. Если в нирване нет танго, то нафига мне такая нирвана?

А мог бы я вместо этого сидеть под деревом петь харираму и ждать просветления.

Ждать - это ошибка. Единственное, чего ты дождёшься, это старости, аденомы простаты и смерти. Не ждать, а жить. Здесь и сейчас. Не там улыбки, где счастье, а наоборот, счастье там, где улыбки.

Что же касается боли, которая тоже есть в сансаре, так человек без боли превращается в жирное неповоротливое, бездумное бревно. Боль это тот самый пинок под зад, вследствие которого человек делает шаг вперёд.

Впрочем, я вам ничего не навязываю. Если не хотите объяснить мне чего вы там получаете от Буддизма, можете не объяснять. Я ведь почему спрашивал? Я думал, вот человек, который занимается Буддизмом. Может быть, он нашёл нечто важное и хорошее в Буддизме, чего я лично лишён. А в ответ вижу совсем не буддистскую обиду.

Если мои вопросы приносят вам огорчение, прошу прощения. Больше не буду вас тревожить.

Михаил Сидорович   07.07.2024 09:13   Заявить о нарушении
Доброе утро, Михаил.

Так я, вроде, Вам в личку и не писал. Я попытался ответить, причём без всяких обид, на Ваши вопросы. Просто попытался объяснить, потому что понимание, как я убедился, это самое сложное. Похоже, однако, мне не удалось это сделать. К сожалению, у большинства людей – весьма превратное представление об Учении Будды. Оно сводится к какой-то экзотике и эзотерике, а на самом деле – это самое рациональное учение, за которым, как я уверен, – будущее. Надо только понять, о чём именно идёт речь.

Рад, что Вы улучшили свою, именно свою жизнь. Мне-то виделся подтекст «общественную» под словом «свою». Но улучшив свою жизнь, мы никогда не застрахованы от жизненных невзгод, от потерь, причём не только «всего, что нажито непосильным трудом», но и родных, любимых и близких, как не застрахованы сами от старости, болезней и смерти. А именно это и есть смысл сансары.

В небезызвестном буддийском монастыре Шаолинь, основанном ещё в V веке, монахи всю жизнь занимаются боевыми искусствами. Именно оттуда идут китайские боевые искусства.

Буддисты не поют "харираму" и не ждут просветления. Они идут всю жизнь к Пробуждению от грёз сонного царства дихотомического сознания, которое и погружает человека в психическое королевство кривых зеркал со всеми его иллюзорными и преходящими радостями.

От буддизма лично я получаю Знание, без которого мне никакое танго не в радость. Но помимо меня ещё миллионы людей на Земле нашли «нечто важное и хорошее в Буддизме»:

«"Три главных идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли; без них не может быть построено учение о нравственности". — Таково учение Канта и с ним европейской науки, равно как таково и убеждение широких слоев образованных людей. И вот, однако, существует религия, которая не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли, и которая тем не менее ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей, которая воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства...».

Эти слова, посвящённые Учению Будды, принадлежат академику Российской академии наук Фёдору Ипполитовичу Щербатскому («Философское учение буддизма», 1919 год).

Так что, повторяюсь, никаких обид с моей стороны. Лишь попытка объяснить.

С уважением,

Сергей Горский Москва   07.07.2024 11:00   Заявить о нарушении
Всё это я слышал. Только про отрицание бессмертия души для меня совершенная новость.

Разве Буддисты не верят в реинкарнацию? А какая же реинкарнация может быть без бессмертия души?

Но ничего привлекательного вы мне не сообщили.

На мой взгляд нирвана это бесконечная скука.

Михаил Сидорович   07.07.2024 12:01   Заявить о нарушении
Михаил, Вы меня удивляете!

Моё произведение, под которым стоит Ваша пространная рецензия, и которую мы, по сути, и обсуждаем, посвящено именно вопросу, который для Вас — "совершенная новость". Именно в своей работе «Дхармы и карма — калейдоскоп потока психики» я очень-очень подробно объясняю буддийские представления об отсутствии «бессмертной души» и учения о реинкарнации. Напомню лишь одну цитату:

"Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространённому заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощённая душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений".

Приведённые мною метафоры бильярда и калейдоскопа вполне наглядно объясняют представления о рекомбинации, перегруппировке психофизических дхарм после смерти живого организма, порождающей новое живое существо. Вот и вся новость!

Нирвана же — не "бесконечная скука", а блаженный покой Психического Штиля и Океанического Отражения, когда "зеркальная гладь неподвижных вод психики отражает в себе без малейших искажений истинную реальность Таковости, Мира Такого, каков он есть на самом деле, без влияния искажений сознания".

Правильно ли я пониманию, что Вы, даже не читая моего произведения, просто высказали своё принципиальное неприятие философского учения буддизма по принципу "Я ПастернакА не читал, но осуждаю"?

Сергей Горский Москва   08.07.2024 03:38   Заявить о нарушении
Читать-то читаю, да не понимаю.
Просто люблю ветер и волны. Не люблю болотный покой.

"Когда вам ушлый официант
Вчерашний ростбиф принесёт
И разольёт на стол вино
И скатерть вам поставит в счёт

Не надо ножками сучить,
Кричать об этих пустяках.
Конечно, надо заплатить,
Вообще держать себя в руках.

Но как приятно тихо встать,
С улыбкою сказать: "Пардон",
По люстре стулом садануть
И просветлённым выйти вон."

Спасибо. Я понял вашу позицию. А поняли ли вы мою - не так уж важно. Дальнейшую дискуссию считаю бессмысленной. Пути наши расходятся. Вам в Нирвану, а мне Родину обустраивать, чистить Землю от мусора, лечить больных, выкачивать гной из ран. В общем, в сансаре покой мне не грозит.

Михаил Сидорович   08.07.2024 06:42   Заявить о нарушении
Жепаю успехов.

Сергей Горский Москва   08.07.2024 12:25   Заявить о нарушении