Почему апарно-дахи считали себя передними?
В пехлеви APAR/ABAR "верхний, верховный,on, over, supreme, superior". В древнеиндийском он соответствовал UPARE, в древневерхне-немецком OBAR с производными в виде OBARUNGA, OBAROST и др.
Но дело в том, что парфяне (апарно-дахи) при записывании этой лексемы, спользовали арамейскую идеограмму QDM, что означает "передний, передовой".
Немецкие этимологические издания однако объясняют подобное значение, что речь может идти временами не только о "высоте" в вертикальном плане, но и протяжённости "по горизонтали", в том числе о AN DER VORDERSTEN STELLE "на переднем плане", AM ANFANG "в начале".
В этой связи мы получаем объяснение ав. АВАРА "препятствие, помеха", так как это то, что выставлено на передний план, ср. совр. немецкое UEBER "о", "сверх, свыше", "через",но также и GEGENUEBER "напротив", "противоположный". Поэтому здесь никаких проблем нет.
В исследовании немецких лингвистов есть также указание на то, что древневерхненемецкое OBAR в религиозном плане может являться характеристикой "высших сил", разного рода "весомых людей", "морально-авторитетных", в том числе тех, кто как-то "связан с небом". Приводятся соответствуюе примеры из древневерхненемецкого.
Здесь мы имеем сразу как ауарское АВАРАГ "пророк, мессия", так и монг. АВРАГЧ, АВРАГЧИ "спаситель, избавитель, защитник". Сюда же монг. АВАРГА, АВЫРГА, АБРАГА "великан, исполин, титан, чемпион, рекордсмен". В дагъестанских языках кроме ауарского, эта основа, верятно, представлена в хиналугском (Юждаг) HAVAR "высокий".
В древнерусских летописях есть прямое указание на эти вышеприведённые значения: "БЫША БО ОБРЕ ТЕЛОМ ВЕЛИЦИ, А УМОМ ГОРДИ..." В эту характеристику аваров Аварского каганата в Европе хорошо укладывается и пехлевийское АБАР-МЭНИШН "высокомерный, надменный".
Немецкие авторы исследований по Althochdeutsch упоминают в своих исследованиях, что OBAR, OBAROST, OBARLUNGA и т.п. это о hoechste (высших), extreme (крайних,экстремальных) характеристиках того или иного субъекта.
Для нас же в данном случае - важно другое. А именно, - вовсе не обязательна связь этой основы исключительно с понятием "верх, высота, вершина" и пр., всё это может переноситься и в горизантальном направлении, напр., тот, кто "на переднем плане", "в начале" чего-л.
Поэтому никакой ошибки нет в том, что апарно-дахи (самоназвание - АПАРАК и АПАРНАК) использовали арамейскую идеограмму со значением "передовой, передний", которая соответствует ивритскому KEDMI. Исследователи же парфян считают подобную передачу значения АПАР-АБАР каким-то "недоразумением", "произвольной записью" и пр.
Напомним, что закавказских ОБАРЕНОВ (на реке Кура) исследователи склоны считать выходцами из парфянского Дахистана, Вркана (на юго-востоке Каспия).
Свидетельство о публикации №224032201359