Твоя точка зрения

      Солнце к вечеру от усталости медленно клонилось на запад, посылая селу тёплые сентябрьские лучи перед ночной прохладой.

   Старый учитель неторопливо шёл по притихшей сельской улице. Завидя свой дом, он невольно ускорил шаг, предвкушая умиротворяющий покой и отдых душой в работе за мольбертом.  Кажется, он нашёл решение, как закончить картину, над которой так долго колдовал.

   Тишину вечера неожиданно нарушили женские крики. Старик остановился, повертел головой, пытаясь отыскать источник шума, так неожиданно нарушившего вечернюю сельскую гармонию.
- Ах, так это мои соседки расшумелись…

   Дома Кармины и Дилары  находились рядом с домом старого учителя, на одной линии.  Дворы соседок разделяла небольшая изгородь с постоянно открытой калиткой: подруги  до десяти раз на дню шмыгали-сновали друг к другу в гости, советуясь по любому поводу, или спешили навестить друг друга и без всякого повода…

Сейчас же старик не узнавал молодых женщин: стоя на крыльце своего дома взлохмаченная Дилара негодующе кричала вслед уходящей Кармины:
- Ты ничего не понимаешь! Даже дураку ясно и понятно, что я права…

Кармина, время от времени останавливалась, оборачивалась к подруге-соседке, и тоже ожесточено-раздражено настаивала на своем взгляде на проблему, считая её самой правильной и верной.
   Старик подошёл к дому Дилары. Какое-то время он вслушивался в горячий спор,  затем окликнул соседок. Те, находясь в плену своей точки зрения, ничего не замечали вокруг.
Старик несколько раз громко постучал в калитку. Наконец, соседки услышали стук  и, увидев старого учителя, замолчали.
- Я вас прошу пройти со мной, - старик открыл калитку и жестом указал на свой дом.
Соседки переглянулись, удивляясь необычной просьбе учителя, но послушно направились вслед за ним.

   Зайдя в дом, старик жестом попросил их остановиться в дверях, а сам прошёл к письменному столу, на котором лежали несколько листов белого ватмана. Возле окна стоял мольберт и тумбочка, на которой лежали краски, кисти…
   Молодые женщины знали, что одним из увлечений старика была живопись. Акварельные пейзажи учителя они не раз видели в сельском клубе.

   Старик  молча взял два чистых ватмана и ножницы. Вырезав в листах бумаги  какие-то  небольшие фигурки, он отложил на рядом стоящий стул один лист, а другим, подойдя к мольберту, накрыл картину и  позвал к себе  Дилару.
А когда та подошла к окну, спросил, что же она видит на мольберте?
- Ну, небольшой серый  кружок, - неуверенно ответила Дилара.
- Хорошо, - как когда в детстве говорил учитель школьнице Диларе, отвечающей у доски выученный урок. – А теперь поди, стань на место.

Учитель убрал верхний лист бумаги;  взял со стула другой лист  и накрыл им картину. Потом позвал Кармину.
- А ты что видишь, Кармина?
Кармина неопределённо хмыкнула, но послушно ответила:
- Небольшую голубую звёздочку.
- Не уходи, - учитель рукой задержал  Кармину и жестом подозвал к себе Дилару.
- Ты говоришь, - он обратился к Диларе, - что видела серый кружок?
Дилара кивнула.
А ты, Кармина, видела голубую звёздочку, так?
Кармина кивнула.
А теперь смотрите… - старик убрал верхний  лист чистой бумаги и взору молодых женщин  предстал пейзаж. – Что вы видите сейчас?
- Горную речку… - хором ответили молодые женщины, бывшие ученицы.

  Со склона сверкающе-холодной горы небольшой ручей торопится вниз в изумрудную долину. Поток с большим трудом пробивает себе путь среди камней; он готов потерять буйство, чтобы там, в изумрудной долине, спокойно течь и нежиться в лучах солнца, чтобы напоить чистой снеговой водицей темно-зелёные дубравы, травы и густой кустарник.
Голубые, серые и белые оттенки красок, которые использовал учитель при изображении горной речки, вызывают ощущения прохлады и свежести.

   - Я слышал ваш спор.  Вы кричали, оскорбляли друг друга, каждая настаивала на своей точке зрения... Да, определённые знания, жизненный опыт, характер позволил вам иметь свою точку зрения на данную проблему. Свою точку. Не более того – только точку. Вы не удосужились из-за взыгравшего самолюбия,  чувства собственного превосходства расширить свой горизонт познания. Вы не смогли услышать друг друга…

   Подруги-соседки, признавая правоту учителя, пристыженно опустили головы.
- Мне очень горько, - тихо сказал старый учитель. – Или я дурно вас учил, или вы скверно выучили урок…
И, помолчав какое-то время, горько вздохнул и сказал:
- Ступайте по домам.
   Женщины вышли из  дома, тихонько притворив за собой дверь.

   Долго молча стоял старый учитель у мольберта, рассматривая  незаконченную картину. Тяжело вздохнул. Он понял, что, то решение, которое он придумал сегодня днём, не будет верным. Закончить картину надо будет другими мазками, другими красками…  Наверное, слишком яркие, мажорные цвета  надо бы убрать, а добавить больше нежно-голубого цвета.
   Какими же будут последние штрихи и решающие мазки на картине - над этим он подумает сегодняшней бессонной ночью…


Рецензии