Лекция 8

Сегодня мы с вами завершаем курс лекций на тему: «Молот ведьм – роковая книга средневековья»!

Первым, кто сформулировал, так называемую «широкую» точку зрения на историю инквизиции, стал испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598 г. в Мадриде книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» («De origene et progressu Officii Sanctae Inquisitionis»). Трактат Парамо по праву считается первым трудом по истории инквизиции, написанным с точки зрения официальной доктрины католической церкви. Он послужил своеобразным ответом на появившуюся к тому времени протестантскую литературу, разоблачавшую ужасы инквизиции.

В своём усердии оправдать деятельность «священного» трибунала Парамо начал его историю, чуть ли не с сотворения мира. Первым инквизитором, уверял он, был сам Господь Бог, а первыми еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал их из рая, предварительно учинив им тайный допрос и суд. «Инквизиторы следуют точно такой же процедуре, которую они переняли от самого Бога». Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного вкушения от запретного плода, Парамо считал первым «сан бенито» - позорящим одеянием, носить которое приговаривались жертвы инквизиции, а изгнание прародителей рода человеческого из рая, он полагал прототипом тех конфискаций, что применяла инквизиция по отношению к имуществу своих жертв.

Разве не Бог уничтожил посредством потопа всё человечество, пощадив только Ноя и его семью? Разве не Бог живьём сжёг всё население Содома и Гоморры, пролив на них «дождём серу и огонь»[1] (сбросив атомную бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей Библии[2]). Разве не Бог послал ядовитых змей на тех, кто «малодушествовал»[3] в пути? Разве не Бог убил 50 070 жителей города Вефсамиса за то, что они «заглядывали в ковчег Господа»[4]? И если Бог так жестоко обошёлся с прародителями рода человеческого, то по отношению к их непокорным и строптивым потомкам гнев должен быть вообще беспредельным.

«Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», […] то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа»[5]. Парамо был уверен, что ветхозаветный Бог аналогичного подхода требовал и от своих последователей.

***

необязательный фрагмент. «С-ТЕСТ. Просьба
Не относитесь к числу своих баллов фатально. Все типажные характеристики усреднены. Поэтому-то и стоит ознакомиться с соседними, чтобы посмотреть, каковы ваши тяготения – к чему вы ближе, от чего дальше. Если набрали, скажем, 222 балла, то вы близки к Гамме, а до Омеги ещё далеко, и ваш типаж «Тета Тревожный» относится к вам только в самой первоначальной степени. Если вы чувствуете себя увереннее, чем вышло по С-тесту, то пусть так и будет! А если менее уверенно, значит, вы себя недооцениваете. Каждый может быть в чём-то храбрецом, а где-то трусишкой. У каждого есть свои Зоны Страхов и Поля Уверенности».

***

[1] Бытие ст. 24 гл. 19

[2] Эрих фон Дэникен.

[3] Числа ст.ст 4, 6 гл. 21.

[4] Первая книга Царств ст. 19 гл. 6.

[5] Второзаконие ст.ст 8, 9 гл. 13.

18. МЫ НИКОГДА НЕ УЗНАЕМ ТО, ЧТО НЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ


Рецензии