Нужен ли нам Розенталь? Диалог
"В сердце у меня — смутное что-то. И в глазах... И все кажется мне, что это — не настоящее..." (Максим Горький. Фома Гордеев).
Почему здесь стоит тире перед "не"?
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Я часто в недоумении от таких вопросов (и ответов). Почему-то многие считают, что русский язык, русский синтаксис и русская пунктуация представляют собой лишь свод ту... розенталевских правил и что всё, что не описано в этих методичках или не соответствует им, должно либо отрицаться, либо подвергаться сомнению.
Почему язык Горького, пунктуация Горького (умершего в 1936 году) должны "подстраиваться" под какие-то там "правила" Розенталя (или кого-нибудь ещё), вышедшие намного позже произведений Горького?
Почему Горький поставил тире перед НЕ? Потому что захотел, и точка.
ОТВЕТ 1
По какому учебнику изучал правописание Горький?
Это известный труд академика Я. К. Грота «Русское правописание» (1885 г.), потом учебник переиздавался много раз. И свои правила Грот тоже не придумывал, а брал материал из других источников, а их было достаточно. Преемственность знаний можно видеть на протяжении длительного периода от первых букварей (1574 год) до Розенталя.
Вот еще пример. Курганов Н. Г. Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие: предлагающее легчайший способ основательного учения русскому ящыку с седьмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей. СПб., 1769.
Самый распространённый учебник русского языка и
грамматики второй половины 18 – начала 19 веков,
более известный под названием «ПИСЬМОВНИК».
Текст «Письмовника» постепенно дополнялся в
дальнейших изданиях (он издавался 4 раза в 18 веке
и ещё 7 раз в первой половине 19 века). Например, в
неоконченной повести А. С. Пушкина «История села
Горюхина» (1830) вымышленный герой И. П. Белкин
говорит: «Чтение Письмовника долго было любимым
моим упражнением. Я знал его наизусть и, несмотря
на то, каждый день находил в нём новые незамеченные
красоты».
Самым масштабным событием в развитии русского правописания было принятие в 1956 году Правил русского письма – так был завершен почти 300-летний путь развития системы русского правописания.
Из предисловия:
Настоящие «Правила» должны служить основным ИСТОЧНИКОМ для
всех составителей учебников, словарей русского языка,
специальных словарей, энциклопедий и справочников.
«Правила» НЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ для школьного
преподавания орфографии и пунктуации: как объем правил, так
и характер изложения их, вытекающие из специфических задач
свода, не соответствуют ни тому КОЛИЧЕСТВУ сведений, ни
тому МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ, которые установлены для школы».
Розенталь составил эти учебные пособия, и вот уже более полувека вся страна изучает правописание по Розенталю.
Цитата из статьи «Ударные правила Розенталя» (philologist — ЖЖ (livejournal.com).
Можно без преувеличения сказать, что все люди
литературного труда в позднем СССР выросли на учебниках
Розенталя. Преподаватели, журналисты, писатели,
драматурги – все знали это имя от своих школьных учителей
или университетских профессоров. Он не считал, разумеется,
что придумал правила русского языка – сам себя называл
черновым рабочим. Дескать, просто отыскал источники,
систематизировал полученные знания и изложил их в виде
справочников...
По этим справочникам мы и будем изучать русский синтаксис и русскую пунктуацию, других вариантов нет.
КОММЕНТАРИИ
— У вас нет вариантов, а у кого-то другого есть.
— И у кого же? Вроде бы все по правилам пишут. Корректоры и редакторы так не пропустят. В школах тоже правила. И т.д.
— Ну и носитесь со своим Розенталем, мне не жалко.
ОТВЕТ 2
В чем актуальность Розенталя?
Ценность правил Розенталя в том, что по примерам из его справочника можно понять общий ПРИНЦИП решения ПОДОБНЫХ задач. Систематизация правил в справочнике делается по грамматике, при этом в каждой теме указан необходимый для решения материал.
И все кажется мне, что это — не настоящее...(Максим Горький)
РЕШЕНИЕ
Смотрим грамматику: сложноподчиненное предложение (СПП), придаточное изъяснительное, двусоставное. "Это" — подлежащее, выраженное указательным местоимением. "Настоящее" — субстантивированное слово в роли именного сказуемого.
Правила для такой грамматической структуры предполагают постановку тире, в том числе при наличии НЕ. Тогда подлежащее "это" будет выделено логическим ударением, а после него делается пауза.
В общем случае (в этой теме) нам важно обозначить паузой и тире границу меду подлежащим и сказуемым, а иначе смысл сказанного будет сложно понять.
ВЫВОД
Таким образом, мы видим единство трех принципов пунктуации (семантика, грамматика, интонация) и в то же время соответствие правилам Розенталя.
ЧТО ЖЕ ЕЩЕ-ТО НУЖНО? Горький не читал Розенталя, а написал по правилам Розенталя. Это о чем-то говорит, не так ли? Вся классическая литература соответствует этим правилам — вернее сказать, правила составлены в соответствии с классикой.
P. S. Мы не всегда вспоминаем о трех принципах, но всегда имеем их в виду. Объяснять знаки без грамматики вообще нежелательно, семантика и интонация упоминаются по необходимости. А вот ссылка на правило — это основное требование. Мы или сразу даем ссылки, или готовы их дать в любой момент.
Что касается принципов пунктуации, то здесь можно увидеть такую картину. Главное — семантика, то есть то, что мы хотим сказать. Но для этой семантики надо подобрать нужную форму — другими словами, интонационно-грамматическую структуру предложения.
И не стоит думать, что правила мешают автору, не позволяя проявить свою индивидуальность. Правила дают достаточную степень свободы, надо только уметь ею воспользоваться. В то же время классические нормы определяют правильное построение речи, а это культура нашего языка.
Свидетельство о публикации №224032201705