Историческая судьба России

В русской философии особое место занимает вопрос об исторической судьбе России, национальном самосознании, о выборе направления развития культуры между Западом и Востоком, что повлекло за собой образование двух противоположных тенденций в философской мысли - западничества и славянофильства.

Появились данные идейные течения в 30-е - 40-е годы XIX века. Инициатором их зарождения является Пётр Яковлевич Чаадаев, которого нельзя в полной мере назвать представителем ни того, ни другого направления, но именно он в своих философских трудах поставил вопрос о том, что из себя представляет русский народ и каков его путь: "Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдём вперёд, и пойдём скорее других, потому что мы пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам".

Западники считали, что так как Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Философский аспект славянофильства сводится к стремлению осмыслить своеобразие и самобытность русской культуры, но в контексте общих тенденций развития мировой культуры.

Основными идеями и характерными чертами западничества является: первостепенное значение науки и рациональной практики в жизни общества; индивидуальная свобода; революционный путь преобразования России.

Славянофилы, напротив, акцентируют внимание на принципе соборности, духовной общности людей; религиозности и аполитичности русского народа.
Представители данного направления не были против заимствования Россией достижений западной культуры, они были против их некритического использования без учёта особенностей русской действительности.

Объединяло западников и славянофилов одно - и те и другие искренне желали процветания и благополучия своей стране.


Рецензии