5 великих картин и 5 великих художников. Вставка 1

Вставка 1

Тициан лучший колорист из всех венецианцев, даже лучший колорист всех времен и народов. А в живописи, возможно, цвет важнее всего остального. Колорит Тициана мягок и изыскан, им можно наслаждаться бесконечно долго, как хорошим итальянским вином. Иногда людям кажется, что, глядя на картину, они наслаждаются цветом, а на самом деле, их пленяет колорит, естественное гармоничное сочетание цветов в конкретной картине. К сожалению, у современных художников можно наблюдать отсутствие цветовой гармонии – цвета и колорит существуют отдельно друг от друга.
Трудно выделить какую-то одну картину Тициана. Многие склоняются к тому, что лучшая – «Вознесение Девы Марии» или «Ассунта» (assunta переводится с итальянского как "вознесшаяся"). Известный эстет Оскар Уайльд считал её лучшей итальянской картиной. Выдающийся скульптор Антонио Канова назвал «Ассунту» величайшей картиной в мире.
Это и самая большая картина Тициана; высота её около семи метров, а ширина около трех с половиной метров. Она находится в главном алтаре венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Напрашивается сравнение «Ассунты» с «Преображением» Рафаэля. «Преображение» указывает путь, ведущий за пределы классического стиля к маньеризму, к еще большему идеализму и сложности. Тициан гениально предвидит возможности следующей после Ренессанса эпохи.
Художник отошёл здесь от общепринятых в то время канонов и создал красочное полотно, наполненное яркими эмоциями. Это не просто картина религиозного содержания по назначению аналогичная иконе. Это уже нечто бОльшее – и содержательно, и художественно. Апостолы на картине необыкновенно взволнованы. Дева Мария - восторженная и торжественная одновременно. Манера её изображения, композиция картины, настроение, колорит – всё это уже предвестие эпохи барокко.
Картина была заказана Тициану в год победы Венецианской республики в войне против императора Священной Римской империи Максимилиана. Счастливый и величественный образ Богоматери воспринимался как олицетворение Венеции, радостно празднующей долгожданную победу!
Тициан прожил долгую творческую жизнь и в возрасте 86 лет умер чумы. Несмотря на то, что по закону тела умерших от чумы должны были сжигаться, великого художника похоронили. И похоронили в той же церкви, где находится его великая «Ассунта» - сразу при входе в церковь, в правом нефе. На могиле Тициана стоит грандиозный памятник. На нём выбит барельеф самой знаменитой картины мастера – «Ассунты».

Добавлю ещё несколько слов о картине Тициана "Положение во гроб" 1526 года. Считается, что "Положение во гроб" Караваджо монументальнее, драматичнее и производит на зрителя большее впечатление, чем полотно Тициана. Но это зависит от того, что вам ближе. Еще в XIX веке мрачная живопись Караваджо воспринималась многими, как "ужасная", хотя и породила популярную в XVII веке манеру тенебросо. Этой манере следовали на определенном этапе великие художники эпохи барокко Рембрандт и Веласкес. Думаю, истинный любитель живописи отдаст предпочтение Тициану, а театрал – Караваджо.
Стендаль выделял три основных элемента живописи: контуры, светотень и колорит. Первостепенное значение эти элементы имеют в инкарнате (при изображении цвета тела). Но даже будучи посредственным рисовальщиком, даже не владея техникой кьяроскуро, живописец, начиная со времени импрессионистов, может рассчитывать на успех у публики, если он чувствуют колорит. Однако лишь виртуозное владение не только цветом, но и тоном, светонасыщенностью отдельного видимого участка, приведет его к подлинному триумфу.
Упомянем также, что величайшим мастером валёров – тональных нюансов – остается Рембрандт ван Рейн. Рассказ о нём впереди.


Рецензии