Макаров Степан Осипович, российский флотоводец и ученый, родился 27 декабря 1848 года (8 января 1849 года по новому стилю) в городе Николаев Херсонской губернии и умер 31 марта 1904 года (13 апреля 1904 года) недалеко от Порт-Артура. Он окончил морское училище флотских штурманов в городе Николаевск-на-Амуре (1865 год) и начал свою военную службу того же года. Он принял участие в Экспедиции русского флота в США 1863-1864 годов на кораблях "Абрек" и "Богатырь". После окончания училища он продолжил служить на Кораблях Сибирской военной флотилии и эскадры Тихого океана. В 1866-1867 годах он перешел на корабль "Аскольд" и переехал в Кронштадт. За свои достижения во время службы, его перевели в гардемарины и зачислили в воспитанники Морского кадетского корпуса, и после этого он был провозглашен мичманом (1869 год). На Балтийском флоте он служил на кораблях "Дмитрий Донской", "Русалка" и "Князь Пожарский". На военном шхуне "Тунгус" совершил переход на Дальний Восток в 1870-1872 годах, а затем вернулся на Балтику. С 1867 года он проводил исследования в области живучести корабля и стал основоположником теории не потопляемости. Некоторые из его предложений и изобретений были позже использованы в кораблестроении, такие как водонепроницаемые отсеки, магистральные трубопроводы с водоотливными средствами, специальная пластырь для заделки пробоин и т.д. С 1876 года он служил на Черноморском флоте, где командовал пароходом "Великий князь Константин" и переоборудовал его для транспортировки минных катеров, что стало началом создания миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов он осуществлял успешные атаки на турецкие корабли с помощью шестовых мин и впервые в боевой практике использовал самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. С 1879 года он командовал отрядом миноносок. В 1880-1881 годах он был начальником морской части при войсках генерала М.Д. Скобелева, действовавших в Закаспийском крае, и принимал участие во 2-й Ахалтекинской экспедиции. В 1881-1882 годах, командуя пароходом "Тамань", он провел детальную разведку турецкого побережья и осуществил гидрологические исследования в Босфоре, после чего издал книгу "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" (1885 год), которая была награждена Петербургской Академией наук. С 1883 года он был флаг-капитаном практической шхерной эскадры Балтийского моря, а с 1884 года - флаг-капитаном практической эскадры Балтийского моря. В 1885 году он командовал фрегатом "Князь Пожарский", а затем корветом "Витязь", на котором совершил кругосветное плавание в 1886-1889 годах и провел океанографические исследования. На основе результатов исследований он опубликовал книгу "Витязь и Тихий океан" (1894 год), за которую получил премию Петербургской Академии наук и золотую медаль РГО (Русского географического общества). В 1894 году он также получил премию Петербургской Академии наук за гидрографические исследования Черноморских проливов. С 1890 года он был младшим флагманом Балтийского моря, а в 1891-1893 годах – главным инспектором морской артиллерии. Он внедрил бездымный порох, разработанный Д.И.Менделеевым, в боеприпасы корабельной артиллерии и предложил идею создания подкалиберного снаряда, которая была успешно использована за границей, но не нашла поддержки в России. В 1894 году он командовал практической эскадрой Балтийского моря, а затем был назначен командующим Средиземноморской эскадрой. Он перевел ее на Дальний Восток для укрепления Тихоокеанской эскадры в период ухудшения отношений с Японией. По возвращении в 1896 году он был назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии Балтийского моря. Он разработал проект ледокола "Ермак", наблюдал за его постройкой в Великобритании. и в 1899 и 1901 годах совершил на нем походы в Арктику, достигнув районов Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. В 1898 году он командовал практической эскадрой Балтийского моря, а в 1899 году стал командиром 1-й флотской дивизии Балтийского моря, затем главным командующим Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. В начале русско-японской войны 1904-1905 годов он возглавил 1-ю Тихоокеанскую эскадру. Прибыв в Порт-Артур (ныне Люшунь, Китай), он быстро активизировал действия флота, включая наблюдательную службу, противоминное оборудование, тралирование, контрбатарейную борьбу и отражение атак противника в ночное время. Он погиб при взрыве на мине эскадренного броненосца "Петропавловск" (первый в российской истории адмирал, погибший в морском бою).
Он автор множества научных работ по различным отраслям военно-морского дела, тактике, артиллерии, кораблестроению, минному делу, океанологии и прочему. Его вклад в решение задач строительства и применения флота, улучшения боевых качеств кораблей, гидрографии, кораблестроения, обучения и воспитания военных моряков был значительным. Он разработал тактику броненосного флота и другие важные аспекты. Его имя носит 17 географических объектов в Тихом океане, Арктике и Антарктиде, а также корабли и суда, учебные заведения. Он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и другими наградами, а также золотым оружием.
Соч.: «Ермак» во льдах. СПб., 1901; Броненосцы или безбронные суда? СПб., 1903; Вопросы морской тактики и подготовки офицеров. М., 1943; Рассуждения по вопросам морской тактики. М., 1943; Океанографические работы. М., 1950.
Лит.: Врангель Ф. Ф. Вице-адмирал С. О. Макаров. СПб., 1911–1913. Ч. 1–2; Лурье А. С. О. Макаров. М., 1949; С. О. Макаров: Документы. М., 1953–1960. Т. 1–2; Островский Б. Г. Адмирал Макаров. 2-е изд. М., 1954; Деятельность вице-адмирала С. О. Макарова в судостроении. Л., 1977; Потапов Ю. П. С. О. Макаров. Л., 1982; Семанов С. Н. Макаров. 2-е изд. М., 1988.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.