Река жизни

               
               
        « Поздно вечером чайки парами садятся не присмиревшую волну. Всю ночь они сидят, тесно прижавшись, друг к другу.  В  час, когда на земле еще темно, они снимаются с волны и летят вверх по большой спирали, поднимаясь все выше и выше.  Летят они долго навстречу разгорающейся заре, до тех пор, пока не увидят первый луч солнца. И там, на громадной высоте, в первых лучах солнца, свершается великое таинство любви».
         Эту красивую легенду о чайках я прочитал в далеком детстве. Название книги не сохранилось в памяти. Но помню, что она была о войне (ведь это были пятидесятые годы прошлого столетия и, прошедшая война, напоминала о себе во всем), о великой любви двух молодых людей, о девушке с прекрасным русским именем - Мария.
        Тот, кто написал эту книгу, владел божественным стилем изложения. Ты  читал эту книгу не просто с интересом, ты слышал его голос-то спокойный,то ликующий, то горестный. Ты проживал жизнь героев вместе с ними. Вместе с ними ты смеялся, переживал их горе, любил и ненавидел, твои слезы лились вместе с их слезами. Вместе с ним ты шел в атаку, истекал кровью и…умирал вместе с Марией, когда она, за сотни верст от любимого, ощутила  смертную тоску.  Кто был этот автор?  Я не читал более таких строк.

       В этой книге я прочитал еще об одной легенде, но до сих пор не уверен легенда это или  быль. Это легенда о зеленом луче.
       «Сидя на берегу моря или на высокой скале, наблюдать за закатом солнца.  Смотреть надо пристально, не отвлекаясь, как оно медленно опускается в морскую пучину. В  мгновение, когда угасает  последний луч, из под воды вырывается яркий зеленый луч.  Это видеть дано не каждому, только избранные способны увидеть его»

        Этот зеленый луч на долгие годы стал для меня наваждением. Я терзался тем, что не слышал о нем ранее. Ведь я пятиклассником был в Крыму, в Артеке, я видел Черное море целых два месяца.  Паренек из далекой Сибири имел уникальную возможность увидеть этот зеленый луч и не смог воспользоваться этим. Вероятно и не смог бы этого сделать.  Никакой  воспитатель не разрешил бы одному артековцу  сидеть на берегу моря в сумерках, с непонятной целью…

        Время -  полноводная река, оно течет не останавливаясь. Реку остановить можно – построить мощную плотину, создать рукотворное море. Время остановить нельзя.  Прошли годы.  Сибирь… тайга…  Я сижу на склоне высокой сопки. Далеко внизу, сквозь вершины деревьев проглядываются крошечные домики поселка. Стройные ряды финских коттеджей вдоль асфальтированных улиц. Новая школа, новая больница, новый детский садик, магазины. Огромный клуб с кинозалом, танцевальным залом, бильярдной, большой сценой, которой восхищаются приезжающие артисты областного драмтеатра.  Образцовый поселок образцового леспромхоза.

      Но не это привлекает  мой взгляд, все это давно знакомо. День постепенно угасает. Я гляжу на далекую сопку, за нее скоро спрячется солнце. Меня все еще интересует зеленый луч? Мной еще владеют  мечты далекого детства? Уже нет, реалии жизни дают о себе знать.  Но кто его знает, а вдруг я окажусь тем избранным, которому отпущено сверху?!?!

       Но солнце уже зашло. Надо спускаться вниз в долину ручья. Я пришел не за зеленым лучом, я пришел на глухариный ток. В надвигающихся сумерках сооружаю небольшой костер, так, больше для уюта, чем для необходимости. Скромный ужин в рюкзаке, горячий кофе в термосе. Кофе на ночь? Ничего страшного, спать все равно не придется. Ближе к рассвету надо выходить на ток.  Эту громадную таежную чудо – птицу почти невозможно взять в иное время года. Только  весной, в этот роковой для него период, становится он доступным для охотника. Но охотника опытного, новички могут добыть для себя, большей частью, только  разочарование.  Его брачная песня – зов длится несколько секунд, в течение которых он не слышит ничего, даже ружейный выстрел не способен его встревожить. За этот промежуток времени охотнику надо сделать три – четыре быстрых шага для сближения с ним. Сделал неосторожное движение и конец охоты, больше ты его не увидишь. Взять на току глухаря это большой успех. С точки зрения нравственности это конечно подло, но человек  совершает такую подлость с незапамятных времен.

         В то утро я снял двух красавцев. Редкому молодцу дается такой успех.  Возвращаясь домой я едва ли не упивался своим умением, своей ловкостью,
победой над достойными противниками.
               
                ***
               
       Время – река?   Да нет, это уже стремительный поток горного ручья, приближающегося к водопаду. Вскоре он, однако, замедлит свой бег, сольется с морем, чтобы раствориться в нем навсегда.
         Я теперь живу у моря.  Я любуюсь им вечерами, я плаваю в его ласковой воде. Оно приносит прохладу при невыносимой жаре. Временами, на закате солнца, я замираю на берегу и смотрю, как оно уходит. Смотрю с легкой улыбкой. Может , наконец – то, оно одарит меня зеленым лучом.

        Сегодня ночью я проснулся с болью в сердце. Я быстро забываю сны, но сейчас он четко отпечатался в сознании. Те самые глухари, которым я прервал жизнь на самом пике ее буйства. Я вспомнил последние секунды их жизни, жадно смотрящих на разгорающуюся зарю, полных жизни и любви. Я чувствовал их мертвую тяжесть за плечами в рюкзаке, но уже не упивался своей победой над достойными противниками. Тяжелое, запоздалое чувство вины давило на сердце. Что это, неужели старость подходит, чего это я так расчувствовался. Да нет, я еще полон сил и желаний. Но почему так болит сердце?
 
     И вдруг молния пронзила мозг…вчерашний звонок из Сибири…рыдающий голос племянницы: «…дядя Коля…мама умерла»  Глухой стон из груди, резкий укол  в сердце …
        Валя, наша старшая сестра, гордость нашей семьи. Я еще ученик начальной школы, она уже студентка вуза, будущий учитель. Вот я закончил десять классов, но я уже дядя, у меня племянница Галя. Я  в армии и я уже дважды дядя, у меня племянник Юра. Скромная, улыбчивая, никогда не повышающая голос, она воспитала прекрасных детей и они стали ей надежными помощниками в старости.

      И вот ее нет. Еще недавно она отвечала на звонки.
  « Как здоровье Валя?»
« Да хорошо, не жалуюсь»      
За всю свою жизнь она не принесла никому неудобств, не сделала зла. Она и умерла, как жила, не причинив неприятных хлопот по уходу за пожилым человеком.

     Да, она прожила долгую жизнь и сознание смиряется с этим, но боль в груди не утихает.

     Все мы смертны, властители мира пытались найти эликсир бессмертия, но не нашли.
 
         Но почему так щемит сердце?


Рецензии