Автокалендарь. 22 марта Он дал нам крылья
Сегодня прекрасный повод вспомнить этого человека - 22 марта 1967 года Джим Холл, Джерри Мрлик, Джеймс Массер и Фрэнк Уинчелл получили патент на систему автомобильного антикрыла. Но! На тему замечательных придумок Джима можно тома писать, только не всем это интересно. Зато жизнь Холла может послужить сюжетом для крутого приключенческого романа.
Когда 23 июля 1935 года Джеймс Эллис Холл родился, Холлы жили в Техасе, потом переехали в Нью-Мексико. Большая, счастливая семья – трое сыновей и девочка. Вполне обеспеченная – отец занимался нефтяным бизнесом, точнее, геологоразведкой, он искал потенциально богатые нефтью места, брал участок в аренду, нанимал бурильщиков, находил инвесторов и, если везло, получал дивиденды. В семнадцать лет Джим женился, а в девятнадцать, когда поступил в Калифорнийский технологический, был уже отцом двоих детей. Летом, за месяц до начала занятий в Пасадене, частный самолет, в котором летели родители и сестра Холлов, разбился. Братья остались одни.
Старший и младший занялись отцовским бизнесом, а Джим продолжил учебу. Правда, геология, которую изучал в Пасадене, занимала его теперь куда меньше – на первое место вышли автомобили вообще и гоночные в частности. И чем бы в жизни Холл ни занимался – продавал «Мазерати», скал нефтеносные участки, исследовал аэродинамику - он делал это обстоятельно, серьезно и всегда доводил дело до логического завершения. Если гонки, то до победы – начав в 1954-м, через шесть лет он уже стартовал в Гран при США в формуле 1. К 1965-му Джим дважды выиграл чемпионат страны, одержал множество побед на американских трассах. Но сами автомобили нравились ему даже больше, и в 1962 году в тихом баптистском городке Мидленд в Техасе появилась фирма «Чапарраль».
Чапаралем в западном Техасе называют не только заросли кустарника, но и небольшую птичку, которая там живет – если по-научному, то калифорнийская земляная кукушка. Летает эта голенастая смелая птичка не слишком охотно, зато бегает быстро – за змеями и ящерицами, на которых охотится. «Чапаррали» Холла действительно бегали очень быстро. В следующие два десятка лет они выигрывали гонки во всех чемпионатах, в которых участвовали. Именно для них Джим придумал антикрылья, на них поставил полуавтоматическую коробку передач (все машины формулы 1 сегодня оснащены такими), монокок из композитного материала, граунд-эффект, резиновые «мини-юбки», вентилятор, отсасывавший воздух из-под днища…
Кстати, последний соперникам, у которых просто не было шансов угнаться за «гоночным пылесосом» «Чапарраль-2J», удалось запретить. Разозлившись на такую несправедливость Холл ушел из Канадо-Американского кубка, переключившись на формулу 5000. А Кан-Ам вскоре приказал долго жить, и те самые бывшие соперники Джима сокрушались: «Это была самая большая глупость, которую мы когда-либо делали, и первый шаг к тому, чтобы угробить крутейшую гоночную серию в истории».
А «Чапаррали» снова бежали быстрее всех – теперь в Инди-500. Кстати, для тех, кто смотрел недавнее голливудское творение «Форд против Феррари»: весной 1965-го Холл за рулем своего 2А выиграл «12 часов Себринга», обогнав семь хваленых «Фордов», восемь распиаренных на весь мир «Феррари» и девять «Порше»! А через год на старт вышел 2Е, тот самый, с еще не запатентованным антикрылом. «Когда эти машины появились в паддоке в Бриджхэмптоне, люди вокруг просто все бросили и застыли, разинув рты, - вспоминал один из очевидцев Сэм Поузи. - Ничего подобного в мире не было. Эти две машины навсегда изменили мир, и мы стали частью этой истории».
«Думаю, это было моим главным открытием в жизни, - говорил Джим тридцать лет спустя. - И если у вас есть одно из таких, вы просто счастливчик». Мне, в общем, тоже немного повезло – я видел, как в 1996-м в Кливленде бразилец Жиль де Ферран принес Холлу последнюю его победу в состязаниях индикаров. Осенью того года Джим оставил гонки.
Свидетельство о публикации №224032200909