Мысли в полёте или Научный Сундучок

22.05.2011.
Рейс 206, Москва,Алмата
Вылет в 6.30. Самолет Трансаэро.
Последний ряд - 35а.
 
Тесно, кресло не откидывается. Я еле втиснула свои ноги. Сосед, высокий мужчина, не смог уместить ноги и попросился на другое место. Кормят хуже, чем в советское время. При полете в Алмату взяла блинчики, есть было невозможно. На обратном пути попросила омлет. Это лучше, чем блинчики, а мясо было подозрительного цвета. Заметила поздно, пожалела, что попробовала. Всю дорогу хочется пить. Попросила простой кипяченой воды. Принесли крутой кипяток, отхлебываю по глоточку.
Мне не достались русские газеты, взяла на английском. Общий смысл понимаю, тонкости ускользают. Читать нечего.

*****

Закрываю глаза. Надо обдумать статью в институтскую многотиражку о командировке в Казахский национальный университет имени аль-Фараби.
Вспомнила о предстоящих делах, ожидающих меня в Москве, о статьях, сданных в научные журналы.
И тут же мысль переметнулась к другой возможной статье в многотиражку - под названием «Научный сундучок».
Дело в том, что последняя научная статья была написана на основе экспериментов 35-летней давности. Тогда они были интересны с одной точки зрения, сейчас же с помощью компьютерных технологий и новых знаний удалось на их базе изучить  всю цепочку процесса – от первоисточника до  конечной фазы.
Использование наработок из старого багажа натолкнуло меня на идею о «Научном сундучке» - периодически вытряхивая содержимое которого, можно найти весьма интересные материалы.

*****

Я открыла глаза. Время 9-46.
Внизу видна извилистая полоса, похожая на речку, но одинаковая по ширине. Может быть ирригационные каналы?
Стекла вспотели и земля видна сквозь узкую полосу внизу иллюминатора. Никогда не видела, чтобы стекла в самолёте запотевали.
Сейчас мы летим над большим «водохранилищем». Может быть это озеро? Удлиненное. С моей стороны этот водоем по форме похож на кенгуру. А может, на зайца? Есть голова с двумя длинными ушками. Нет, все-таки кенгуру, как будто стоит на задних лапах и живот большой.   
Ожидала увидеть горы, но их не видно – поля и лесочки. Поля обработаны, есть небольшие вкрапления посёлков. Не совсем равнина, вижу и ложбины. По-моему это называется плоскогорьем, хотя не совсем уверена.

Сосед передо мной, крупный мужчина, беспокойный. Много кашляет, ёрзает, то опускает спинку сидения, то поднимает, а когда он хватается за верх спинки, руки его торчат прямо перед моим носом. Тесно, ничего не сделаешь. Приходится терпеть.
Новый сосед справа – молодой человек, не заметила, когда он сел рядом,  вытянул длинные ноги в проход. Краешком глаза видела, он читал книгу Марка Леви «Первый день». От завтрака отказался и большую часть дороги спит.
Поскольку последний ряд рядом с туалетом, здесь всегда толпятся люди. Они с любопытством поглядывают на моего соседа и аккуратно обходят его долговязые ноги. Невольно и я становлюсь объектом их внимания. Чтобы не видеть всего этого, я либо смотрю в запотевший иллюминатор, либо прикрываю глаза. Но от запаха уж точно некуда деться. Непонятный дух, если не самого туалета, то моющих или других средств, раздражает. Ничего не сделаешь. Последний ряд. Мы приехали в аэропорт слишком поздно и, видимо, других мест не было.
Да, нет же! Я вижу, они есть, вон два свободных места перед нами, а вон и через ряд. Наверное, есть места и впереди. Странно.
Странно и то, что первый мой сосед, не уместив ноги пересел на другое место, а новый, с длиннющими ногами, наоборот, пересел сюда, чтобы иметь возможность вытянуть ноги в проход.
 
*****

Я снова прикрываю глаза. Весь негатив быстро выветривается из головы. О чём я?.. Вроде о «Научном сундучке». Что еще можно добавить?
Это я хорошо придумала, про сундучок. Он сейчас особенно актуален, поскольку прикрыли каналы институтского финансирования научных работ, предложив профессорам самим позаботиться об этом.
Казалось бы, что наш университет, имеющий мощную исследовательскую базу с новейшем научным оборудованием, мог бы предоставить аспирантам и дипломникам возможность бесплатно проводить на нём свои исследования…  Но нет, бедные лишены таких привилегий.
Как не вспомнить, нашу учёбу в институте, когда мы могли бесплатно заказать необходимые для работы оборудование, или анализ образцов.  На это были предусмотрены квоты. С благодарностью вспоминаю стеклодувную и механическую мастерские, химическую лабораторию. Сейчас их нет. Ликвидировали за ненадобностью. Зато есть недоступное новейшее оборудование…
Многое удается делать за счёт личных контактов. Используются связи с коллегами, в том числе, из других институтов и исследовательских центров. Но это единичные возможности. Не хочется злоупотреблять этим.
В предлагаемых условиях это нормально – достать из научного сундучка сокровища старых добротных наработок и… Бог в помощь!

*****

Видимо задремала. Очнулась, когда самолёт совершил посадку.
О чём я там рассуждала? Ага! О сундучке с научными сокровищами -  в смысле «На безрыбье и рак рыба…».  А завершила чем?
Нет, нельзя писать такую статью. Во мне проснулся рецензент: «Фактов мало, нет конкретики, нет даже обобщения, материал сырой… И кому такая статья нужна?» Это я написала рецензию на свою же, родившуюся в полёте заготовку статьи «Научный сундучок».
Пожалуй, лучше напишу про Казахский национальный университет имени аль-Фараби.

2 ноября 2017 г. Москва
 


Рецензии
Очень честно Научный Сундучок и запахи туалета...

Виктор Мотовилов   10.04.2024 22:05     Заявить о нарушении
Да уж. Такое соседство! Спасибо! С наилучшими пожеланиями, Лаура.

Лаура Симонян   10.04.2024 22:09   Заявить о нарушении