Завещание Шафаревича И. Р. истинной интеллигенции

Завещание Шафаревича И.Р. «истинной интеллигенции» России
ЗАВЕЩАНИЕ ШАФАРЕВИЧА И.Р. «ИСТИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ» РОССИИ
 (Субъективные заметки)

  «Существовать, жить вместе как применительно к народам, так и во всей природе» - таково, по мнению Шафаревича И.Р., основное правило, выработанное цивилизацией, созданной русским народом.
      В связи с вошедшим в публичный обиход понятием «русофобия» стало популярным привлекать внимание и к  концепции Шафаревич И.Р. «малого народа».  Сам Шафаревич, разъясняя свою концепцию, утверждал, что  отмеченные им закономерности, заметил не он один. И проявились они не только в России, но и в других странах.
     Мы не ставим своей целью подробный разбор этой концепци. Мы лишь попытаемся выяснить отношение этой концепции к науке (научной социологии) и вытекающие из этой концепции действия сторонников социально справедливого общества.
     Концепция «малого народа», как нам представляется, является одной из интерпретацй поведения господствующих классов в социально-классовом обществе, особенно в период социальных потрясений, каковыми почти всегда сопровождаются революции, контрреволюции, войны. Что, касается социальной борьбы, то она не прекращается никогдв.   В истории взаимоотношений между господствующими и угнетёнными классами можно увидеть тьму примеров проявления таких отношений. Эта концепция, возможно, будет ещё, дополнена, усовершенствована, но она не противоречит научной социологии, не противоречит учению о классовой борьбе. Правда, основой социальных воззрений Игоря Ростиславовича как раз и является де факто отрицание классовой борьбы как основного содержания социальных процессов в сложном обшестве: отсюда и путанное отношение к понятию коммунизм (социализм).  В сущности он признаёт основной формой бытия социумов этносы (семья, роды, племена, нации)и социальное взаимодействие между ними: сотрудничество или борьба. Но борьба и часто кровавая всё-таки в сложном обществе сушествует. И источником этих кровавых столкновений он считает 2 социальные силы: коммунизм и либерализм.
       В чём же дело? Что же заставило блестящего специалиста в своей области
(математике) обратиться к истории, которую он, кстати, как и К. Маркс, выделяет в качестве очень важной и сложной области знания? 
       Шафаревич И.Р. вырос и сформировался при советской власти. Большевики, которые смогли собрать, разваливавшуюся царскую Россию убеждали и в значительной степени убедили значительную часть народа в том, что они (большевики) в России впервые в истории построили общество, в котором отсутствуют антагонистические классы.
   
     Наверное, как и многие советские люди Игорь Ростиславович какое-то время в это верил. Но потом аналитический взгляд учёного стал констатировать факты, которые противоречили утверждению об отсутствии антагонистических противоречий в советском обществе.
    Надо отметить, что и среди профессиональных гуманитариев проявляли себя учёные, которые тоже констатировали определённую несостыковку реальности и пропаганды (Эвальд Ильенков,  Александр Зиновьев и др. ). К сожалению, отсутствие тяготения к подлинно глубоким знаниям, философии, в частности, упоение властью не позволило советским лидерам послесталинской  поры обратить внимание на эти несостыковки. 
Официальные догматизированные философия и гуманитарные науки не могли предложить стране выход из надвигающегося кризиса. Страна переживала якобы кризис социализма, но беда  заключалась, видимо, в том, что социализма тем более развитого в стране не было. Игорь Ростиславович констатировал духовный аспект этого кризиса, хотя только к духовному аспекту его не свести.
      
    Большевикам (как типу «жертвенных революционеров») в определённый период удавалось сблизиться с духом народных масс. Но, в конце концов, сменившая их «номенклатура» окончательно оторвалась от народа и трансформировалась в эксплуататорский класс или пресловутый «малый народ».
      В современной ситуации русской интеллигенции, которая хочет помочь своему народу вернуться в бытие, в историю, Игорь Ростиславович Шафаревич советует: « понять, продумать, подвести в систему и выразить нерасчленённые тенденции, которые вызревают внутри народа. Говоря короче, сменить психологию жертвенных революционеров на психологию почвенников».
Именно таковой сегодня должна восприниматься партия КПРФ.  Современная ситуация предписывает сегодня сторонникам справедливого общества, т.е . общества реального гуманизма быть «почвенниками», т.е. не только учить народ, но и учиться у народа..
 


Рецензии