Зурванизм

В потоке Хроноса происходят синхронии и приходит интересная информация. Если кто-то знакомился с моими книгами «Магия Древних. Теория» и «Homo animalis», то им известно, что Старшие при создании нашей Вселенной Порядка изначально сотворили Источник Времени (я его соотношу с расой Жрецов Хроноса), потом «построили» Источник Творения (моё личное соотнесении его с расой Древних), а уже потом Сакральный Источник (связываю с расой Великих). В земных мифологиях и священных текстах практически везде сначала появилось первое поколение богов (Древние), которые потом породили второе поколение богов (Великая раса). У орфиков мы встречаем, что Хронос явился прародителем первого поколения богов: «Семя Хроноса было помещено в глубины Земли и произвело первое поколение богов».

В Орфической традиции извечный Хронос был, «породил земли и воды», и произвёл Эфир и Хаос, и яйцо. Яйцо произвело на свет бога-гермафродита Фанеса, который породил первое поколение богов и является окончательным творцом космоса.

Теперь я наткнулся на информацию уже из древнеиранской мифологии, где подчёркивается первичная роль Времени и Бога Времени. Аналогии, связи, символы проявляют себя: упоминание о Времени, что появилось прежде всего и дало возможность Вселенной и её обитателям расти и развиваться дальше, повторяется в очередной раз.

Традиционную религию древнего и средневекового Ирана принято обозначать термином «зороастризм», однако помимо ортодоксального авестийского зороастризма во весь обозначенный период существовало множество неортодоксальных течений. Основываясь на пехлевийском тексте Денкарт, мы можем выделить по меньшей мере три формы иранской религии: Йатуких, или «колдовство» — секту, которая представляла себе Творца целиком пагубным; Душамок-Дених — «религию ложной доктрины», считавшую Создателя и благим и пагубным; Дэн и Маздесн — «религию почитателей Мазды или Ормазда», которая считала Творца абсолютно благим и свободным от всего злого, располагающим людей к доброте и мудрости.

Душамок-Дених обычно отождествляется с зурванизмом — «единственно достойной внимания зороастрийской ересью».

Авеста (священная книга зороастризма) признаёт единое верховное начало бытия, которое называет «Вечное Время» (Зерван Акарана); из недр его происходят уже Ахура-Мазда и Ангра-Майнью, Свет и Тьма, образующие своей борьбой существование настоящего мира.

В зурванизме  Зурван (Время) рассматривался как отец Ахура-Мазды и Ангра-Майнью, которых он породил, ради чего приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения Зерван в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате  сомнения  родился Ангра-Майнью. Ахура-Мазда же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как ересь в ортодоксальном зороастризме.

С более серьезной теологической точки зрения Зерван — бесконечное время, которое должно существовать для Бога, чтобы само создавать себя. Время само по себе не несёт какой-либо функциональной нагрузки, но оно даёт возможность Богу проявиться. Зерван не является Творцом Вселенной, но он необходим для роста творения и развития Вселенной. Это очень тонкий философский вопрос, и Библия не берётся его воспроизвести в своей истории о сотворении мира. В Бундахишне и Динкарте, которые были основными священными текстами эпохи Сасанидов, эта тема обсуждается подробно. Вопросы Времени и Пространства — это больше наука, чем религия, даже в своем кратком изложении. Эти вопросы становятся основами для учений Мани и Маздака.

2024 год


Рецензии