Человек вечный Размышления во время пандемии

1. Человек – двойственен по своей сущности. С одной стороны, он - субъект, живущий настоящим и совершающий реальные действия, характеризующие его как субъекта. Это субъект в настоящем. С другой – имеются все основания увидеть в нем субъекта в будущем, в которого субъект из настоящего превращается по прошествии какого-либо отрезка времени. Последний не фиксирован и заранее не определен, он вариативен, от чего зависит формирование субъекта в близком или далеком будущем.
2. Человек превращается в субъекта не сразу при рождении, вначале он более бессознателен, и говорить, что в нем есть зародыш будущего субъекта можно весьма условно. Действительно, младенец со временем разовьется в личность, хотя в младенчестве не совершает сознательных действий, вначале они все бессознательные. Поэтому для наших целей примем, что субъект в настоящем отличается полностью сформированным Эго т.е. полностью осознает свои поступки, как и субъект, вырастающий в будущем из субъекта в настоящем. Он также осознает не только свои действия, но и действия своего предка - субъекта в настоящем. Пока основной наш тезис выглядит так: действия субъекта в настоящем (в том числе совершенные бессознательно) влияют на субъекта в будущем. При этом субъект в будущем не настолько помнит действия субъекта в настоящем, чтобы протянуть каузальную цепочку между своим прошлым и настоящим.
3. В каждый момент своего существования человек, совершая определенные действия в настоящем, участвует не только в сиюминутной деятельности, но и в формировании человека будущего – своего потомка. В настоящем потомок не имеет конкретного воплощения, он существует в будущем, могущим быть как близким, так и отдаленном. Чем оно ближе, тем непосредственнее потомок наследует ресурсы настоящего, это могут быть даже ресурсы, созданные сегодняшним днем. Чем будущее дальше, тем более эти ресурсы носят обобщенный характер по отношению к создаваемым человеком в конкретный момент. Действительно, мы редко припоминаем конкретные события прошлого, но, тем не менее, осознаем, что являемся результатом их свершений. Мы есть результат наших действий в прошлом. Так мы не помним школьные домашние задания, но все наши знания и навыки базируются на школьных знаниях. И поэтому мы в очень большой степени являемся продуктами, порожденными школой, как бы мы к ней не относились по происшествии лет. Обобщение объективно по разным причинам, во-первых, память человеческая – ограничена в силу ограниченности жизненных ресурсов, во-вторых, здравый смысл, формирующийся в результате житейского опыта, позволяет быстрее адаптироваться в различных ситуациях без необходимости выстраивать сложные обоснования. Пример: если за окном дождь, то надо взять зонтик. 
4. Исходя из такой каузальной зависимости между событиями настоящего и человеком будущего, аргументируем тезис: человек настоящего ответственен не только конкретно за себя, но и за своего потомка, который обязательно будет использовать ресурсы, сформированные в настоящем. Попросту другими он не располагает. Т.е. каждый поступок человека-настоящего носит двойственный характер. С одной стороны, он характеризует его как субъекта, живущего в настоящем и имеющего конкретные проявления. С другой все эти поступки определяют базис, формирующий последствия, которые преследуют потомка, в том числе, из-за этих поступков. Но ответственность реально становится продуктивной, лишь если она осознается. Без ее осознания невозможно установить связь между собственными поступками и следствиями из них, которые будут довлеть над потомком. Эти следствия не такие уж безопасные и, что самое важное, они не могут быть изменены. В определенном смысле, это фатальная необходимость, определяющая бытие субъекта, и он уже не властен над нею. Это не означает, что человек не может отказаться от довлеющей судьбы, определенной его прежним существованием. Может, но это требует больших затрат психической энергии, на что способны далеко не все. Большинство не желают затрачивать свои психические ресурсы, чтобы кардинально изменить судьбу. Поэтому наследуют тот образ жизни, который заложен всем предыдущим существованием. Вот и получается, что если твой предок относился ответственно к человеку в будущем, то у последнего нет необходимости в усилиях, чтобы поменять что-либо в жизни. Жизнь складывается эволюционно, без резких отклонений и большую часть своих психических ресурсов человек затрачивает на собственное развитие, в точности так же, как его предок затрачивал на свое.
5. Мы не знаем своего потомка, но в каждый момент времени мы им становимся и только после этого осознаем. Становясь потомком, мы располагаем ресурсами, предоставленными в наше распоряжение предком. В каждый момент субъект есть разрыв между прошлым и будущим. Но через него и посредством него ресурсы из прошлого формируют субъекта в будущем. И это формирование ресурсов в прошлом и перетекания их через разрыв настоящего в будущее есть признак двойственности субъекта. В настоящем это реальный разрыв, включающий действия без осознания. Осознание того или иного события, факта, ощущения есть признак формирования человека будущего. Мы не можем осознать будущее событие, т.к. оно еще не наступило. Мы не осознаем сиюминутного действия, оно только совершается. Чтобы осознать действие, оно должно быть завершенным, что происходит лишь в будущем.   
6. Итак, наша задача состоит в том, чтобы обосновать преемственность личности, состоящую в том, что действия прошлого создают фундамент будущего. Такая динамика личности определяется тем, что в каждый момент она наследует то, что было совершено ею же прежде, и действует на основании этого содержания. Можно считать, что каждая личность формирует контекст, в котором будет существовать впоследствии. Таким образом, двойственность – это, с одной стороны, формирование субъектом контекста, с другой использование этого контекста, чтобы сформировать новый. Создается впечатление предопределенности бытия, т.е. фатальность судьбы. В определенном смысле это имеет место, так как нельзя отрицать существование предрасположенности человека, которая может проявляться в очень юном возрасте. Но в противоположность ей имеется еще свобода выбора, которая есть производная человеческой воли.
7. Возникает вопрос – какова цель этого развития – т.е. формирования контекста для создания условий его трансформации. Окончательная цель представляется следующим образом: формулировка окончательного контекста, в который человек уже не может внести изменений в силу объективных причин. В математических терминах это можно представить как замкнутость пространства бытия, которое не может быть расширено располагающими человеком средствами. И тогда он переходит на качественно новый уровень существования, законы которого нам неведомы. Цель его пребывания в мире динамического формирования контекста и пребывания в нем достигнута. И чем больше ресурсов человек наработал в течение жизни, тем шире пространство окончательного контекста, тем длиннее и насыщеннее его земная жизнь. Хорошим экспериментальным подтверждением этого тезиса служит такой факт: люди, обладающие более высоким IQ, имеют большую продолжительность жизни.


Рецензии