Машина времени
Вождь вышел из медитации, посмотрел на небо, на окружающий пейзаж и понял, что пора совершать то, ради чего он и существует в этом мире. Срок его пребывания в племени подходил к концу, выполнять обязанности становилось все труднее – сказывалась душевная усталость, а преемника выбрать не удавалось. Все одноплеменники были ленивые, жадные, больше думая о чревоугодии, нежели о душевных исканиях. А те, кто хоть как-то мог претендовать на роль духовного лидера, не выживали. Как белые вороны не выживают среди черных. Им доставалось меньше еды, потому что они не были готовы из-за нее рвать горло у ближнего, и они погибали в расцвете сил. Все это изнуряло дух вождя, ему казалось, что свою миссию он исполнял плохо, не найдя нужного подхода к племени.
Тем не менее, он приступил к ритуалу пробуждения племени, который был достаточно прост, но, тем не менее, требовал душевных сил. Ритуал состоял в обхождении всех хижин, и издании возле каждой львиного рыка, который только и мог разбудить спящее племя, так как ассоциировался с самой большой опасностью. Рык поднял всё племя, и вождь повел их к священному дереву, - месту, где происходил обряд настройки племени на работу. Без этого обряда племя не могло начать охоту и рыбалку, без чего всем грозила голодная смерть. Выстроив всех в один ряд, и став во главе, вождь начал обходить священное дерево по протоптанной вокруг вековой тропе, ритмично хлопая в ладони. Племя вначале неохотно и сбивчиво, а потом все ритмичнее повторяло хлопки. После того, как ритм установился, вождь начал выкрикивать «Хочу есть!». Племя подхватило этот клич, с энтузиазмом выкрикивая его. Действительно все были голодны. Сезон дождей закончился совсем недавно, и в племени закончились запасы еды. В сезон дождей пополнять их было неоткуда, охоты не было, и рыба ушла от берегов. Потом вождь издал возглас: «Рыба!», который племя также подхватило, потому что общий ритм уже пронизывал его.
Почувствовав, что племя прониклось единым желанием утолить голод пойманной рыбой, продолжая ритмично выкрикивать: «Рыба! Рыба! Рыба!», вождь повел всех к реке, туда, где были сложены рыболовные снасти. Племя длинной шеренгой растянулось за ним, выкрикивая «Рыба! Рыба! Рыба!», настраиваясь на рыбную ловлю. И только после того, как племя увидело снасти и включилось в процесс, который был у них на интуитивном уровне, т.к. повторялся без изменения во многих поколениях, вождь завершил ритуал. На сегодня задача была выполнена. Теперь каждый занимался своим делом, унаследованным от предков. День обещал удачную рыбалку, которая закончится пиршеством, переходящим в обжорство. Вождь медленно побрел к священному дереву, чтобы впасть в медитацию до завтрашнего утра. Это был его единственный шанс остаться духовным лидером племени. Во время медитации вождь получал откровения, которые руководили им, как он руководил племенем.
2.
Прочитав этот отрывок из учебника «Психология древних племен», Анна Степановна, улыбнулась. Ей пришла на ум мысль, что человечество шагнуло вперед в своем развитии. Теперь каждый знает свое место в этом мире, занимаясь своим призванием без понуканий и ритуалов, а главное, без авторитетов. И в хорошем настроении Анна Степановна пошла готовить ужин, которого с таким нетерпением ожидали ее домочадцы. Ее веселила мысль, что было бы, если бы прежде, чем приступить к ужину, всем надо было потоптаться вокруг священного дерева.
Не успела Анна Степановна поставить воду для пельменей, раздалось треньканье Telegram - мессенджера, из общего чата которого Анна Степановна получала сведения социального и профессионального свойства. В этот раз пришло строгое сообщение от директора: «Завтра в 18-00 педсовет на тему «Основные тенденции передового российского образования в условиях пандемии и перехода на дистанционную форму обучения». Явка педагогов обязательна!». Назавтра именно на это время у Анны Степановны была назначена интересная встреча творческого характера, которую она предвкушала с приятностью. Но приписка «Явка обязательна!» предполагала лишь одно – встречу придется отложить. Подавленная, но не сломленная, Анна Степановна занялась пельменями, которые надо было сварить на всю семью. В прошлый раз, когда пельменей не хватило, Борька – ее сын, посередине ночи полез в холодильник, т.к. проголодался и не мог дождаться утра.
Опять затренькал мобильник, на этот раз это был WhatsApp, и строгий голос Бориной классной руководительницы начал выспрашивать, когда Анна Степановна будет, наконец, исполнять обязанности, которые взяла на себя, как член родительского комитета класса. Пора менять шторы, а денег в кассе родительского комитета нет. Делать нечего, сев возле плиты, на которой попыхивала кастрюля с пельменями, Анна Сергеевна начала обзвон родителей, требуя от каждого сознательности в деле обустройства класса. Пельмени тем временем сварились, и даже были съедены домочадцами, т.к. Анна Сергеевна прилепилась к мобильнику (чуть не сказал священному дереву), повторяя как мантру – «Дайте денег, а то нам всем будет плохо!». Все знали крутой нрав классной руководительницы, и поэтому скоренько переводили деньги на карточку Анны Сергеевны. Через два часа сумма была собрана, но Анна Сергеевна осталась голодной. Пельменей ей не досталось.
«Ничего, не впервой!» - подумалось Анне Сергеевне, и она направилась к холодильнику, чтобы порадовать себя бутербродом с колбасой. Увы, колбасы не оказалось. Семейные традиционно лишь опорожняли холодильник, и, без указания, наполнить его им не позволяло воспитание. А может быть религия или что-то еще. Из области императивов. Но без напоминания, никто их них продуктов из магазина не приносил. «Ну, как дикари!» - часто выговаривала им Анна Степановна, - «Обязательно надо подтолкнуть на подвиг. Даже если подвиг связан с тем, чтобы покормить себя, любимого».
В холодильнике оказался древний кусок сыра, которым пренебрегли мыши еще в прошлом году из-за его почтенного возраста. Чувствуя азарт охотника, которому посчастливилось увидеть упитанное животное, Анна Степановна протянула к нему руку, … и тут опять затренькал Telegram. И опять строгое послание: «Срочно подготовить материалы для промежуточной аттестации!!! Завуч!». Анна Степановна всегда была дисциплинирована, даже излишне, на что ей часто с упреком указывали ее семейные, и поэтому материалы для промежуточной аттестации у нее были отосланы на утверждение в срок. Но Анна Степановна решили продублировать и отослала их еще раз. И опять кусок сыра остался стариться в холодильнике, т.к. Борьке надо было срочно написать реферат на тему: «Свобода слова и духа в современном обществе!». А он не понимал, что обозначает «свобода слова и духа». Пришлось объяснять на собственном примере. Это такое состояние человека, когда он вписан в определенные формальные рамки, но дух его свободен и он на все имеет собственное мнение, которое не может высказать, т.к. вписан в формальные рамки. А если не быть вписанным в формальные рамки, то это дикарство чистой воды, и ты останешься без средств к существованию. На то оно и современное общество, чтобы человек чувствовал свою свободу духа. Однако, много ума приводят к неприятностям и маленькой зарплате.
Потом Анна Степановна начала проверять свой почтовый ящик, где было тоже много различных сообщений, указывающих на те или обязанности, которые должны были исполнены анной Степановной, чтобы жизнь ее и ее семейных протекала без излишних треволнений, а так как это было принято в социуме. Были сообщения от студентов с просьбой просмотреть реферат, были сообщения от ЖЕКа, требующего уплаты квартирной платы, хотя Анна Степановна всегда оплачивала все коммунальные услуги заранее. Потом еще позвонили от провайдера с целью предложить новый тариф. Потом последовало два сообщения. Первое: «Заполнение графы 12 в Таблице 8 по образцу. Исполнить к завтрашнему педсовету». Второе: «Предыдущее сообщение отменить, Таблицу 12 заменить на Таблицу 18! К завтрашнему педсовету!». Наконец, совсем доконали сообщения: «Завтра в Москве оттепель» и «С утра будет небольшой мороз, переходящий в существенное похолодание». Пришло письмо от подруги: «Поддержи меня на сайте uchilka.goda.ru» и от ее конкурентки с таким же текстом и припиской «А Ленку не поддерживай! От нее муж сбежал!» Не понимая, какое отношение имеет сбежавший муж с сайту uchilka.goda.ru, Анна Степановна поставила плюсик обеим.
И все эти сообщения и звонки создали жуткий кавардак в бедной головке Анны Степановны. Наконец, ее полностью доконал приказ «Об организации и графике работы в зимние каникулы», в котором очень подробно расписывались пляски педагогического коллектива вокруг священного дерева во время зимних каникул.
29.12 9-00. Малый педагогический совет «Предварительные итоги промежуточной аттестации обучающихся за первое полугодие».
29.12 10.00- 10.50 Семинар-практикум в рамках Школы молодого педагога.
29.12 11.00 – 14.00 Организационно-методическое совещание (работа с журналами уч. Занятий и практик, ведомостями, зачетками и т.п.).
29.12 14.00 – 15.00 Проведение классных часов по результатам успеваемости в первом полугодии в группах (отправка обучающимся электронных зачетных книжек).
30.12 9.00 – 15.00 Работа с документацией: проверка оформления и ведения журналов, зачетных книжек, закрытие зачетных ведомостей.
30.12 11.30 – 15.00 Работа преподавателей с неуспевающими студентами.
30.12 15.00 Совещание кураторов
31.12 9.00 Подготовка учебных кабинетов и лабораторий к работе во втором семестре (санитарные нормы, методическое обеспечение, соответствие паспорта кабинета и др.)
31.12 11.00 Организационно-методическое совещание (подготовка к длительным каникулам)
31.12 10.00 – 15.00 Работа преподавателей с неуспевающими студентами
11.01 9.00 – 10.00 Совещание кураторов (анализ взаимодействия кураторов со студентами)
11.01 10.00 – 11.00 Заседание членов скиллс-центра
11.01 11.00-13.00 Рабочее совещание по разработке плана подготовки к демонстрационному экзамену
11.01 11.00 – 13.00 Рабочее совещание по разработке плана подготовки студентов к МОШ, ВсОШ, ЕГЭ, материалов МЭШ
11.01 12.00 Заседание ССУ УО.
11.01 13.30 - 14.00 Отчеты преподавателей об участии в социально-значимых мероприятиях в 1 полугодии и задачах на 3 полугодие учебного года. Анализ работы зав. Кабинетами (наличие планирующей документации, КИМов, КОСов и других методических разработок, плана работы кабинетов и отчет)
11.01 14.00 – 16.00 Работы преподавателей с неуспевающими студентами, с планирующей, отчетной и методической документацией.
В конце приказа была обычная приписка ко всему педагогическому племени: «Явка обязательна!!!».
И когда Анна Степановна упала на подушку и заснула, то ей приснилось, что она вместе с педагогическим коллективом, где-то в конце всей шеренги, ходит вокруг священного дерева, но не по одной тропе, а сразу по многим, иногда встречаясь сама с собой и культурно раскланиваясь. Водили племя сразу несколько вождей, один повторял мантру: «Явка обязательна!», другой: «Шторы! Шторы! Шторы!», а третий вообще нес какую-то околесицу о скиллс-центре, КИМах, КОСах, отчетах и неуспевающих студентах. И Анне Степановне во сне услышался голос, вещающий, что наступила информационная диктатура, и каждый может стать диктатором, но для этого надо продать душу. Только кому продать, не уточнялось.
3.
Борис был не то, что хакер, но не без талантов. Мог быстро строгать программы, делать сайты, и в заказах у него недостатка не было. Но он окончил психфак МГУ, и его мечтой было научиться управлять информационным пространством, которое окружало всех и становилось все более авторитетным. С легкостью организовав несколько блогов в разных социальных сетях, он быстро разочаровался в аудитории, которая там тусилась. Этим внушать ничего не надо, они уже приходили с потенцией проглатывать, не пережевывая все, что находили в виде печатного или звучащего слова. Управлять покорным стадом – это скучно и, в определенном смысле, неприлично! А хотелось сбивать в стадо непокорных, а потом, указав им путь, наблюдать, как они барахтаются, выпучив глаза и недоумевая, почему именно тут и так, когда вначале все было так хорошо. Он переключился на семантику, лингвистику и социальную психологию. Но там ответа не было. Были какие-то обрывки мыслей, особенно у К.Г. Юнга, но когда доходило до дела управления и принуждения к действию, то все заканчивалось благими (или не благими!) пожеланиями. Никто не мог ответить на вопрос, как отключить сознание индивида и вложить в него свои мысли и эмоции. И сделать это вполне ненавязчиво так, чтобы субъект воспринял новое содержание сознания, как собственное приобретение в результате собственных усилий.
Интересный материал нашелся в восточной философии и в техниках Дзен Буддизма, а также в современной социологии и политологии. Стало понятно, что заставить воспринимать себя как информационного диктатора, а на меньшее Борис не соглашался, возможно, лишь на базе абсолютного авторитета. Причем такого, который не вызывает сомнений в абсолютной истинности.
Если допустить, что он предполагал какие-то ужасные последствия своей идеи, то это неверно. Все основывалось на идее сделать всех одинаково счастливыми, а для этого исключить все сомнения и метания, сделать каждого твердым как стержень, а не метаться в поисках счастья или места в этом мире. Он хорошо помнил, что его мать безусловно доверяла всем этим мессенджерам, электронным почтам, другим средствам коммуникации. Они были для нее абсолютным авторитетом, и с каждым из них она общалась с искренностью ребенка. При этом забывала все удовольствия свои и семейные, если мессенджер провозглашал «Явка обязательна!» или «Сделать срочно!». Но за этим всем стояли авторитеты, принятые ей в социуме на уровне императивов.
Однако, выступить как авторитет, формирующий императивы традиционными средствами можно лишь за длительное время, сравнимое с жизнью человека. История показывала, что быстрее никак не получалось. И, более того, промывка мозгов требовала существенного репрессивного аппарата. Ни того, ни другого у него не было. У него не было второй жизни, чтобы реализовать свой замысел, и, тем более, не было репрессивного аппарата, чтобы убедить всех в своей безусловной правильности. Но у него был замысел и возможность воздействовать на умы через послания в Сети.
И он начал создавать свою систему, которую назвал Тропа. Суть ее состояла в том, чтобы в социальных сетях автоматически создавать блоги, в которых помещать в изобилии тексты, направленные на доказательство одновременно правильности и опровержения тех или иных идей, мнений, высказываний. Эти тексты создавались автоматически и ничем не отличались от среднего уровня газетных и журнальных статей. Но их было очень много, они априорно были противоречивыми, и каждый раз на злобу дня. Тем самым, создавалось облако мнений, в котором стерлась грань между истиной и ложью. Осталось только Слово, и оно было у властителя племени, который приобрел абсолютную власть над ним. И невозможно было запретить или вычистить статьи из социальных сетей, их было много, очень много и источник их – неизвестен.
Потом к этому начали добавляться мультимедийные средства, которые включали тенденциозные нарезки из видеоматериалов. Это еще не был информационный интеллект, основанный на отрицании лжи и истины, но это была уже существенная заявка на то, что такой интеллект появится. Понимая, что власти будут рассматривать такую разработку, как остро конкурирующую, и устраивать на нее гонения, он сделал систему настолько распределенной, что сказать, в каком месте находится ее центр, было невозможно. Она была везде одновременно, и поэтому схватить ее было невозможно.
Результаты не замедлили себя ждать. После запуска программ, направленных на дискредитирование определенных лиц и событий, эти лица и события уже не могли рассматриваться объективно. И события успешно забывались, а люди пропадали. Однако, теперь в эту щель, образовавшуюся между ложью и истиной с успехом можно было вставить то, ради чего все это и придумывалось – свой собственный маршрут вокруг священного дерева, вокруг которого бродило племя, с энтузиазмом выкрикивая лозунги. Противоречие исключалось самим противоречием, истина была там же, где пребывала ложь, а ложь там, где пребывала истина. Джордж Оруэлл воплотился в реальной методологии, которую можно было пощупать и, более того, использовать для управления племенем.
И о чудо! Вмиг прекратились конфликты, все стали много и дружно работать и поглощать материальное изобилие, пережевывая его с удовольствием откармливаемых свиней. Каждый был рядом со своей кормушкой, и, что было крайне редко, если в ней не хватало корма, то очень быстро в Сети следовало объяснение, что это очень полезно для здоровья, и иногда следует пренебречь едой в пользу путешествия или спорта. Наступил абсолютный рай, в котором не было места сомнениям, т.к. сомнения порождаются поисками истины. А какую истину можно искать, когда нет ни истины, ни лжи. Все стало относительно! Относительное утро, относительный вечер, относительная семья, страна. Абсолютно только одно – требования собственного естества, которые удовлетворялись всеми возможными средствами.
4.
Время приближало неумолимо предстоящий конец. Вождь чувствовал опустошенность, т.к. вся система работала без него, дальнейшее ее развитие требовало новых идей, а их не было. А те, что были – реализовались с величайшей эффективностью. Племя ходило вокруг священного дерева, ни на шаг не отступая от священной тропы. На этой тропе протекала вся его жизнь. Уже не надо было ходить на реку или в джунгли, чтобы добыть себе пропитание, оно в изобилии было на тропе. А если кто-то и хотел свернуть с тропы, соседи тотчас повергали его обструкции и, пристыженный, он возвращался. Однако, Тропа требовала ручного управления. Где-то, хотя и крайне редко, возникали косяки и вместо того, чтобы опускать рылом в землю, система предлагала взглянуть на звезды и помечтать о далеких мирах. И это крайне раздражало диктатора.
И он понял, что необходимо сделать последний шаг, сделав Систему самонастраивающейся. Т.е. если в каком-то месте предлагается оторваться от кормушки, какими бы благими целями это не оправдывалось, нужно было эту часть Системы полностью вычистить, т.е. казнить за несоблюдение, заменив ее другой частью, не запачкавшей себя столь гнусными поступками. А это была уже техническая задача, которая не представляла собой особой проблемы. В результате Система приобрела жесткую обратную связь, и теперь ничто не могло вызвать в ней отклонений более, чем допускалось технической документацией. И наступил на Земле Рай!
Свидетельство о публикации №224032301331