Случай в гимназии

     Случай в гимназии, рассказ о бабушке Рае.

      Пора вставать - мелькнуло в голове Рахили, - время собираться в гимназию. Надо поторопиться. Если не успею к поезду, то пропущу первые уроки.
В это утро ничего не предвещало неожиданного события, которое произойдет часами позже, о котором она будет периодически вспоминать долгие годы.
В Ровно трудно было устроиться в гимназию и девочке приходилось ездить на поезде в соседний город. Родители очень хотели дать дочери образование, и это желание передалось ей. Приходилось всю неделю вставать в пять утра, и привычка раннего подъема сохранилась на всю жизнь.
      Рушка, как ее звали дома, наспех выпила стакан чаю и съела бублик. Она, как обычно, надела блузу и длинную юбку. Юбка удлиняла и без того длинные ноги и подчеркивала фигуру. Короткие волосы собрала в пучок. Рушка не была довольна своими волосами, уж больно они короткие. Она даже с подружками бегала на поля кукурузы, где собирала метелки. Из них девочка плела длинные косы и прикрепляла их к своим волосам. Хоть такие косы, главное, что длинные! На самом деле у нее были красивые волосы - пышные и обрамляли тонкие черты лица.
       Девочка вышла из дома и быстро пошла мимо соседских домов. Светало, кукарекали петухи. Семья жила на Бармацкой улице, на окраине. В большинстве своем дома были одноэтажные деревянные, у кого-то мазанки. Некоторые жили настолько бедно, что полы в этих домиках были земляные. Дорога поднималась в горку, из-за чего прозвали это место Кавказом.
       Миновала сапожную мастерскую и свернула налево. Узкая, как ручей, улочка с неказистыми домиками плавно перетекла в широкую улицу с двухэтажными, каменными домами. А сразу после горбатого моста через речку виднелся новый железнодорожный вокзал. В просторном двухэтажном здании всегда можно укрыться, если идет дождь. Всем хватит места.
       Тут, на вокзале, особо чувствовались дыхание войны и близость фронта. Поезда, нагруженные пушками, двигались на запад. На площади много солдат, офицеров, медсестер. А в доме Рахили даже жили расквартированные казаки.
Рахиль не давала волю воспоминаниям, надо было садиться в поезд. Через час будет уже на месте, в гимназии. А там подружки и любимые уроки словесности.  В гимназии у нее было много подружек. Ее жизнерадостность подкупала многих, она откликалась на любые предложения ровесниц.
       Девочка завела себе специальную тетрадь со стихами. На первой странице были аккуратно записаны стихи Виктора Гофмана:

О, не ходи на шумный праздник.
Не будь с другими. Будь одна.
Мороз, седеющий проказник,
Тебя ревнует из окна…

      За чтением стихов и учебников Рушка скоротала время. А там и гимназия. Это была частная гимназия и владела ей баронесса. Баронесса требовала от своих воспитанниц прилежного поведения. Рахиль всегда была опрятна и старалась вести себя сдержанно. В каждом классе были даже классные дамы, которые следили за их поведением. Надо было ходить не спеша, выпрямившись, как струночка. Во время уроков классная дама ходила по классу и наблюдала как работают девочки на уроке – как держат спину, не отвлекаются ли, все ли лежит на парте как положено. У Рушки в классе была хорошая классная дама, хотя держалась отстраненно. Девочкам не разрешалось разговаривать по душам с воспитательницей. У некоторых были такие чопорные и строгие классные дамы, что могли отчитывать воспитанниц за какие-то незначительные погрешности в поведении и надолго ставили их в классе у доски.
        В этот день в их классе была сначала география и история, а потом после большой перемены Закон Божий, но она на него не ходила, так как была иудейкой. Всех католиков и других инославных сажали в отдельный класс и занятие у них вел ксендз. Тогда Рахиль с подружкой садились на последнюю парту и им разрешали заниматься другими делами - читать, писать, повторять уроки. Все мысли у Рахили были о весеннем бале в гимназии, и мама ей разрешила надеть красивую черную блузку с кружевами, воротник был в виде стойки и подчёркивал шею.
После уроков Рахиль вышла из класса в коридор и, видя приоткрытое окно, направилась к нему. Она устала и ей хотелось расслабиться. Была весна, во дворике росли кусты, покрытые первыми мелкими листочками. Пахнуло свежестью, и девочка почувствовала запах молодой листвы. Ветер коснулся ее, и холодок прошелся по лицу. Все тело было устремлено туда, в сад.

-Рахиль!
          Произнесенное имя отрезвило ее.
Девочка оглянулась. Надо же! Она так была увлечена проснувшейся природой, что даже не заметила баронессу, которая шла за ней по коридору.
Рахиль остановилась, в ней все сжалось. Стал слышен стук собственного сердца. Тук-тук-тук. Лицо покрылось румянцем. "Что случилось?" лихорадочно мелькало в ее голове, "ведь баронесса очень редко обращается к воспитанницам".
Баронесса без раздражения, скорее миролюбиво и удивленно воскликнула:
- Как такая воспитанная девочка может махать руками. Это невозможно.
Теперь понятно. Когда она выходила из класса, слегка махнула рукой.
-Извините, - произнесла она, а внутри все клокотало.
"Как такое могло случиться? Ведь я всегда следила за своими руками и походкой? А вдруг меня выгонят? Тогда не исполнится мечта - получить образование!"

       Баронесса прошла дальше, а Рахиль вышла на улицу. Всю обратную дорогу девочка размышляла над случившимся. К приходу домой она успокоилась. Поняла, что лицо баронессы было скорее добродушное, чем осуждающе.
       Уже повзрослев, окончив институт, Рахиль долгое время работала экономистом в различных организациях, и ее опыт вести себя в соответствии с требованиями общества, и сдерживать себя в эмоциях пригодился ей и когда она стала работать в министерстве. Ее все ценили за способность урегулировать конфликты и трудоспособность. Этот навык держать себя в руках она передала дочери и внучке.
       Но не только этот случай запомнилось Рахили, но и другое событие любила она вспоминать.
 


Рецензии