Читательский дн. 18. От Мамлеева до Шестова

Мамлеев, Лукоянов, Чанцев et alt.

     Эдуард  ЛУКОЯНОВ.  Отец шатунов. Жизнь Юрия Мамлеева до гроба и после. — М., 2023.

      Эту книгу я в глаза не видел, т. к. добираться до читального зала мне по дряхлости «череЗсильно», как выразился Солженицын. Я прочёл о ней рецензию:

     Александр  ЧАНЦЕВ.  Ход биографией. «Нов. Мир», 2023, №9.

     Статья эта такая живая и без преувеличения блестящая, что, поверилось, и обсуждаемая книга занимательна. Правда, с точки зрения рядового литературного читателя, пожалуй, Чанцев пересолил с редко употребляемыми словами, так что раза два мне пришлось лезть в толковый словарь. Ну, что ж, оно даже полезно, а без этой  терминологии рецензия была бы, возможно, не такой пряной. Почитайте, если найдёте журнал. Не буду, конечно, конспектировать здесь этот текст, но что-то, пожалуй, выпишу.

     Из  ЛЬВА  ШЕСТОВА  («На весах Иова»):
     «Всякая попытка постичь, исчерпать до конца идею свободы, т. е. снять с нее то таинственное облачение, в которым она всегда являлась лучшим представителям философской и религиозной мысли, приводит только к иллюзии разрешения и, рано или поздно для всякого пытливого ума, казнится глубоким и мучительным разочарованием. О свободе воли нельзя говорить (как и обо всем, что касается первых и последних истин) на языке чистых, освобожденных от противоречий понятий…»

     Вы сейчас получили эту цитатку из вторых или третьих рук, но всё же.  Для меня вот, грешного, вообще нет первых и последних истин и чистых понятий. Ну, о чём это, когда после Гёделя понятно, что даже содержательное математическое понятие невозможно формализовать до конца. Когда человек уверен в существовании «последних истин», это значит, что они у него в кармане, «последние истины». Эта вера и неизбежная самоуверенность насчет карманных ценностей пронизывает всё мышление, например, Солженицына. От таких людей лучше держаться подальше, ей богу.


Рецензии