О вседозволенности и счастье
Несколько дней назад мне попалось видео из «тик-тока», в котором дети 2-3 лет счастливо смеются, обсыпая друг друга то ли мукой, то ли сахаром. Ещё больше радуются и вселятся эти детишки, открыв холодильник, перебив все куриные яйца и измазавшись яичной смесью с ног до головы. Дети счастливы, но вряд ли такие детские развлечения понравятся их родителям.
Вспомнился случай из далёкой молодости. Мы работали в новой школе-интернате. Многие наши сотрудники тогда жили в длинном доме барачного типа, в отдельных крошечных квартирах. Их машины стояли там же, рядом с домом. У повара Лиды и её мужа водителя рос мальчик, которого все мы ласково называли Колюней. Однажды этот трёхлетний Колюня пришел домой очень довольный, счастливый, и с порога заявил маме: «Я исполтил Зенину масину». Оказалось, что он нашёл где-то ржавый гвоздь и исцарапал дверцы новеньких белых «жигулей» воспитателя Евгения Фомича. Родители мальчика встретили это известие с улыбкой, мол, что взять с малыша! В другой раз уже из другой машины Колюня вытащил и разбил по одному целый десяток яиц. Родители на работе, ребёнок предоставлен самому себе и не знает, что можно, а чего нельзя делать. Через два года у Колюни родилась сестричка , а старенькая бабушка не успевала за мальчиком присматривать. В школе Колюня тоже не отличался примерным поведением. Потом было ПТУ, а дальше пошло-поехало. Не обошлось без наркотиков и тюремного срока. Давно уже нет в живых этого Колюни. А начиналось , вроде бы, с безобидных шалостей.
Совсем недавно меня заинтересовала биография и творчество Владимира Жаботинского, замечательного писателя, одессита, одноклассника и друга Корнея Чуковского. В 1915 году он навсегда покинул родину и жил в США, где умер в 1939 году. Уже после его смерти вышли в свет его книги, в том числе книга об Одессе и одесситах «Пятеро». Один из героев этой книги Серёжа – весёлый, разбитной одессит, как говорят, рубаха-парень. У него много друзей среди рыбаков, грузчиков, простых людей. Не чурается Сергей общения с девушками. Он познакомился с красивой девушкой и её матерью. Обе женщины близки, как подруги, одинаково одеваются и одинаково себя ведут. И Сергей переходит черту дозволенности, вступает в интимные отношения и с матерью, и с дочерью.
Владимир Жаботинский пишет, что дружил с Серёжей. Это было до революции 1905 года. Потом все события нескольких лет развели их в разные стороны. И однажды , придя в семью Серёжи , он узнаёт о страшном происшествии , узнаёт что Серёжа где-то прячется от людей, что он ослеп после того, как обманутый муж плеснул ему в лицо серную кислоту.
Жаботинский очень переживает за друга и размышляет о вопросе – «Нельзя! А почему нельзя?». Вот если переступить через «нельзя» и сказать себе «почему нельзя?», и разрешить себе то, что нельзя, тут и начинается вседозволенность . И это очень страшно!
Это страшно в судьбе нескольких человек из двух семей. Это страшно в судьбе страны или нескольких стран. К большому сожалению, наше поколение людей, родившихся во время второй мировой войны и после неё, стало свидетелем новых войн в новом веке и новом тысячелетии, когда попрано международное право, и правители одной страны позволяют себе почти безнаказанно нарушать границы другой страны. Чего нам ждать от этой вседозволенности взрослых людей? Будет ли кто-нибудь когда-нибудь счастлив по-настоящему? Или человечество исчезнет в пучинах мировой ядерной войны? Ответа нет.
Свидетельство о публикации №224032300851
И чтобы эта необходимость не была тяжким бременем, привыкать к ней следует с самого детства. Вопрос в том, КАК приучать своего ребёнка уважать права других, не нарушать чужого пространства, сочувствовать, уступать и т.п.
Мне кажется, что мы слишком уповаем на слово, особенно на запрет, поучение, наказание.
Совсем обойтись без этого, наверное, невозможно, однако основной упор следует делать на ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ мотивацию. Ребёнок по природе своей активен, поэтому НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО, надо вовлекать его в коллективные игры, где он будет учиться взаимодействовать с другими (в том числе – со взрослыми), на практике узнавать «границы дозволенного». Если игра ему интересна, он будет ради неё тормозить свои капризы.
Я говорю, конечно, об идеальной модели. В реальности взрослым придётся время от времени осторожно корректировать поведение игроков.
Чтобы эти соображения не показались совсем оторванными от действительности, приведу пример из опыта моего сына. В своё время замечательный педагог делил класс на две части и устраивал диспуты на темы из художественных произведений. Получалось очень интересно и усилия ребят сами собой переключались на интеллектуальную игру.
Вот как-то так, вкратце.
Отдельно хочу поблагодарить Вас за последний абзац Вашего эссе.
С уважением,
Томас Твин 20.09.2024 19:18 Заявить о нарушении