Искусство изучения теософии Карлос К. Авелине

Любое истинное учение сохраняет независимость учащегося


«Учить не значит передавать знания, а создавать возможность
для их собственного порождения или процесса их создания».
Пауло Фрейре

Читатели часто пишут редакторам наших сайтов и задают один или два вопроса, имеющих решающее значение.

Они хотят знать, каков наилучший метод изучения теософии. Они хотят знать правильную последовательность материала по эзотерической философии. Не все из них довольны ответом; при изучении классических учений теософии независимость так же важна, как и взаимопомощь. Мудрости можно достичь только путем принятия самостоятельных решений. Испанский поэт Антонио Мачадо так объясняет это в своём стихотворении:

«О, странник, пути, в действительности, нет;
Путь появляется, когда идёшь».

На самом деле, ни одна учебная программа не может быть эффективной для всех изучающих теософию, и любые курсы по теософии должны помнить об этом. Путь и обучение строятся по мере того, «когда идёшь», и должны разворачиваться шаг за шагом. Во внутренних измерениях путь к всеобщей мудрости всегда один и тот же. Во внешнем мире каждый учащийся должен проложить свою собственную траекторию в поисках знаний. В «Голосе Безмолвия» мы находим такое предупреждение:

«Приготовься, ибо дальнейший путь ты должен будешь совершить один. Учитель может лишь указать направление. Путь един для всех, но средства для достижения цели должны быть различны для каждого странника».[1]

Поэтому невозможно сказать людям, что именно они должны читать или как они должны изучать. Педагогический долг изначальной теософии состоит в том, чтобы предлагать элементы информации таким образом, чтобы каждый учащийся мог построить свой собственный путь и метод изучения.

В то время как многочисленные секты и церкви поощряют слепую веру, путь философии указывает правильное направление. Великие мудрецы всех народов учили и продолжают учить, что необходимо понимать жизнь самостоятельно. Поиск истины должен исходить из сердца каждого человека. Бразильский мыслитель Пауло Фрейре (1921-1997) определил философский метод обучения следующим образом:

«Учить не значит передавать знания, а создавать возможность для их собственного порождения или процесса их создания». [2]

Ещё Фрейре говорил:

«Уважение достоинства и самоопределения каждого человека является этической необходимостью, а не чем-то, что мы можем при желании проявлять к людям». [3]

Взаимопомощь имеет фундаментальное значение, но в то же время каждый должен уметь мыслить самостоятельно. Вот почему одним из девизов наших сайтов является «братская независимость». В мире истинной теософии нет места духовенству, пасторам, сторонникам обрядов и гуру или учителям, которые думают и решают за своих учеников, которые, таким образом, становятся овцами в человеческом обличии.

Теософия показывает обманчивую природу «посредников». Поиск философских знаний должен быть индивидуальным, потому что кармическая ответственность перед жизнью лежит на каждом человеке и не может быть передана какому-либо лидеру или организации. Хотя намерения теософии альтруистичны, принятие решений и ответственность должны быть в основном индивидуальными.

Изучение теософской философии способствует расширению сознания, что невозможно достичь по вере во внешних спасителей.

Правильная точка зрения, с которой следует смотреть на учения, формируется постепенно. Эффективное намерение соседствует с проницательностью. Способность отличать истинное от ложного достигается «многократными попытками сделать все возможное, извлекая уроки из наблюдения за результатами».

Заходя на наши сайты, исследователь должен внимательно прочитать все, что привлекает его внимание. Будет правильно, если он станет наблюдать, какие статьи и авторы стимулируют в нем чувство внутреннего родства. Принятие решения о направлении обучения и исследований должно основываться на критерии родства.

Для того чтобы информация стала знанием, она должна быть проверена на опыте и подтверждена. Умственная лень – одно из препятствий, которое необходимо преодолеть, но существует также эмоциональная лень. Необходимо установить творческую связь между чтением и повседневной жизнью; она будут устанавливаться мало-помалу. Таким образом, индивид начинает видеть перед собой открытый путь к самопознанию, самодисциплине и освобождению.

Изучая теософию, я должен спросить себя, каким образом она меняет мою жизнь к лучшему. Ответ не всегда будет очевиден, поскольку это гомеопатический процесс, и вначале он почти незаметен.

Теософия учит нас жить мудро, но пробуждение происходит медленно. Эффектные формы прогресса вводят в заблуждение. Полезно записывать в дневник или записную книжку свои мысли и наблюдения относительно пути и своих усилий с указанием даты каждого размышления. Со временем у исследователя будет отчет о реальном процессе обучения, который исцеляет и освобождает.

Стоит регулярно проверять, какие принципы и наставления уже известны и применяются на практике, и какие из них понятны, но пока не могут применяться на практике. Внутреннее обучение происходит незаметно, и проблемы и препятствия часто легче увидеть, чем достигнутый устойчивый прогресс.

Необходимо изучить значение фразы «применять что-либо на практике». Все реальные вещи не обязательно являются физическими. Независимо от внешнего вида, спокойное изучение вселенских законов – очень практичное занятие. Философское мышление необходимо практиковать каждый день, поскольку оно открывает новые, более широкие сферы восприятия и мозговой деятельности. Оно позволяет человеку прислушиваться к своей собственной бессмертной душе, чей безмолвный голос не нуждается в словах.

Поэтому учащемуся следует избегать любых готовых подходов к изучению теософии. Какие книги и статьи пробуждают в нем всё лучшее? Возможно, это буддийская «Дхаммапада» или, возможно, афоризмы Йоги Патанджали, короткие статьи Е. П. Блаватской, Роберта Кросби, Джона Гарригеса и Уильяма Кван Джаджа. Сознание можно значительно расширить чтением статей о нынешнем планетарном переходе или об истории теософского движения.

Независимая ложа теософов считает важными эти и другие области исследований. Все они необходимы. Изучающий должен составить свой список приоритетов, чтобы создать свой собственный способ поиска истины с помощью классической теософии.

Эзотерическая философия в общих чертах указывает путь к знанию. Она дает нам главный ключ, открывающий дверь к мудрости. Она дает право изучающему приять ту точку зрения, с которой он может лучше понять философию и предания различных народов, древних и современных.

Решающим фактором является принятие братской позиции независимости. Каждый должен быть сам себе хозяином и учеником. Преподавание и учеба – это неразделимые действия, которые сочетают в себе самоопределение, сплоченность и взаимоуважение. Однако критический анализ идей является правом и обязанностью всех людей. Теософское движение – это сообщество учащихся. Самый мудрый исследователь сможет поучиться у самого неопытного, и у каждого учащегося есть что-то очень ценное, чему он может научить других. Каким бы объемом знаний он ни обладал, человек должен задавать себе следующий вопрос:

«Что для меня важнее: то, что, как мне кажется, я знаю, или то, чего я еще не знаю, но могу узнать?»

Теософия протекает более легко для тех, кто решает извлекать уроки из каждого аспекта жизни и делиться с другими результатами своих усилий.

Сноски:

[1] Смотрите второй абзац фрагмента III или части III.

[2] «Педагогика независимости», Пауло Фрейре

[3] Там же

000


Рецензии