Слово о Причастии
Словами о Чаше, в которой пресуществляется таинственным образом хлеб и вино в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, «вси» и «за многие», Господь раскрывают величайшую Тайну Евхаристического канона, знание которой позволяет правильно приступать к Причастию, понимать его назначение и силу действия. Слова «пейте от нея вси» - означают, что любой может приступить к Причастию, которое доступно всякому верующему; а вот изречение: «за многие изливаемая» носит совершенно иной смысл. Он сводится к следующему. Каждый может причаститься, но не для каждого потребленные из Чаши хлеб и вино будут Плотью и Кровью Христовыми. Для одних – это будут действительно Плоть и Кровь, а для других они так и останутся хлебом и вином, разбавленном водой. И тогда такое причастие вменяется человеку в суд и предопределяет смерть духовную, как осквернившему святыню Господню.
Каким окажется причастие для потребляющего его, зависит от расположения сердца и чистоты души причастника. Если человек ищет не Бога, а чуда, полагая, что причастившись, он «съел» и «выпил» Христа, и через то Бог внутри его, освящает его всего, попутно даруя исцеления от всех хворей душевных и телесных, или он причащается потому что так принято, и так нужно делать на литургии, или уверен, что без причастия он не может жить «благочестивой» православной жизнью и окажется негодным верующим, чуть ли не безбожником, то такой человек, на самом деле, съел и выпил хлеб с вином, и обрек себя на суд Божий. Часто на приходах можно замечать такую картину. Какая-нибудь сердобольная, чересчур набожная и «благочестивая» старушка ходит с завидным упорством к литургии на все церковные праздники и обязательно каждое воскресенье. Для нее причастие превращается в своего рода ритуал, острую потребность, схожую по силе действия с дозой для наркомана. И все попытки вразумить таковых или выяснить зачем ей это нужно, наталкиваются на неприкрытую злобу и агрессию – прелесть состоялась и укоренилась! Часто такое случается и с целыми семьями. Печально то, что священники смотрят на таких причастников, как на совершенно нормальное явление и даже не думают проводить с ними разъяснительные беседы на тему Таинства Евхаристии и страха Божия перед Таинствами Христовыми, поощряя их шествие в погибель. Святые отцы-пустынножители первых веков христианства, приходили в церковь для причастия всего один раз в году – на Великую Субботу, и, отслужив литургию, снова на год уходили в пустыню. И не только сами спасались, но и заложили основы истинно христианской жизни. Правильное причастие, когда верующий действительно приобщается Плоти и Крови Христовой, совершается только тогда, когда Христос вошел в сердце человека и пребывает в нем, по слову Господа: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин.14:23). Именно о таковых Христос на Тайной Вечери и сказал: «за многие изливаемая». За многие, а не за всех, кто причастился! Чтобы стяжать этот состояние, нужно вести соответствующий образ жизни в духовной и телесной чистоте, а случающиеся падения врачевать покаянием. Кто ищет в причастии лекарство от болезней, душевного умиления, благодати и т.д., или думает, что, регулярно причащаясь он служит Богу и угождает Ему, обеспечив себе спасение, становясь чуть ли не праведным в глазах Божиих, тот пребывает в великой прелести и обрекает душу на вечные муки. Такие «завсегдатаи» на каждой литургии, рано или поздно отпадают и от Церкви, и от Христа, становясь законной добычей дьявола.
Мы только слегка коснулись темы Таинства Евхаристии и правильного к ней отношения, не ставя своей целью дать развернутое толкование этой глубокой и сложной богословской проблемы. Нашей задачей было показать, что причастие всего лишь одно средств для правильной жизни во Христе на пути к обожению, и не является панацеей от всех бед и, тем более, гарантией спасения. А вот недостойное отношение к нему и бездумное потребление страшных Христовых Таинств наносит сильнейший вред душе и может стать залогом вечных мук.
Свидетельство о публикации №224032401616