Беспрецедентное цивилизованное достижение россиян

   
               
               «Концепция добронравия — жить по совести
                — это по-русски».               
                У. Черчилль.

       В структуре   национальных  качеств  русского народа  для многих зарубежных политологов  и научных исследователей  до сих пор  является   загадочным такой  феномен  как  «сила духа».
       Да, и среди  немалого числа отечественных исследователей нет объективного  объяснения,  какова природа  этого феноменального качества  русских людей, не ставя при этом под сомнение созидательное  значение  силы духа  русского народа  в истории  Отечества. 
                ***
       История России   свидетельствует, что сила духа русского народа  многократно  способствовало его государственным успехам и особенно в военных баталиях.  Как  говорил легендарный   полководец  А. В.
Суворов:  «русские солдаты  обладают необычайной силой духа,  а потому  они непобедимы». 
     Обращаю внимание на  это утверждение   А.В. Суворова.
     В его время солдатами были  безграмотные крепостные, продолжительность нахождения  их в армии   была  многолетней,  проживали они в казармах в спартанских условиях,  хлебосольством  их  не  баловали. 
     При  всем  этом жизненном  негативе  русские солдаты,  в своей массе обладая   силой  духа,  успешно одолевали   врагов  нашего  Отечества.
                ***
      Чем это можно объяснить?
       Для русского народа генетически  присуща  духовная приоритет ность своего внутреннего  морально-психологического состояния.
       Это -  глубинная   особенность  их генетического склада  и  функционирования   национального  менталитета.
        По причине природной незаурядности  души  русский менталитет  воспроизводит  неординарную  духовную  продукцию  как сила духа.
        Иррациональное функционирование  русского менталитета нередко   опережает его рациональное   мыслетворение. 
        Вот почему русские,  по словам известных  российских  философов, периодически  попадают в «исторические ямы»,  и  как   уникальный исторический факт  -  первыми в мире  создали  инновационный  общественный уклад жизни в  стране  -  социалистическое общество.
               
         Выходы из «исторических ям»  и  создание  «утопического общества»  -  социализма  - все это решающим образом обусловлено  обладанием русским  народом  силой  духа.
        Почему?
         Благодаря  силе  духа  русские   целеустремленны  и массово  организованы – особенно они сплочены в трудные времена для страны,  успешно адаптируются  к  разным  условиям  своей  жизни.
         Для европейцев  русские – загадочный народ, который  способен, даже не имея необходимых   для  их намерениям условий,  творить  великие дела.  Например, отстоять свою национальную  независимость и создать  мировую  супердержаву как  СССР.   
                ***
        Ф.М. Достоевский утверждал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда  ее».
        Гениальный  аналитик  русской духовности, Ф.М. Достоевский обращал внимание, что  физиологически  и психологически однозначно
невозможно  охарактеризовать этот внутренний настрой, присущий русскому  народу. 
      Но бесспорно то, что  этот  внутренний настрой русского народа является  энергетическим источником воспроизводства  его духовной силы.  При этом,  сила духа пробуждает в самосознании русских образование  таких  нравственных феноменов как  «патриотизм», «справедливость», «оптимизм».
      Без силы духа устойчивое  «присутствие»  в самосознании россиян названых феноменов  не возможно.   
       Сила духа  как матричный «внутренний настрой» русского народа –  феномен историко-славянского происхождения.
 Выживание славян, как будущей  миротворящей  нации, обусловлено, прежде всего, тем, что они первоначально  создали  уникальную социальную  конструкцию своей общественной  жизнедеятельности,  которая предопределила характер становления  их  морально-психологического склада.
       В качестве таковой социальной конструкцией  была  община.
                ***
       Община – самоуправляемая группа людей, основанная на совместном  ведении  хозяйства при соблюдении  едино подчинения,  трудовой солидарности и обязательной взаимопомощи.
       Община  являла собой  социальное образование, которое не только обеспечивала  необходимые материальные условия для жизни людей, но естественным образом, самим фактом существования  воспроизводила  духовную среду, в которой  скрепом  людского общения  была  совесть.               
        Благодаря общинному образу жизни в России, как ни в какой другой стране мира, образовались такие феномены как «товарищество» и «коллективизм»,  ставшие устойчивыми  нравственными феноменами  общественной жизнедеятельности  русского народа.
       Активное жизненное проявление названных феноменов способствовало возвышению роли  совести  в общении россиян.                В общине  каждый на виду у всех, поступки  каждого должны быть совместимы с поступками  других членов общины,  поэтому  эгоизм отдельного члена общины был не допустим,  а  бескорыстная взаимовыручка была в наибольшем людском признании.
        В этом можно удостовериться,   знакомясь с описанием  в  книге А.
 Энгельгарда  «Письма из деревни» с  типовым  форматом  русской общины, каким является такой   феномен  как  «крестьянский двор».
       Читаем:
«Крестьянский двор зажиточен , пока семья велика и состоит из значительного числа работников, пока существует хотя какой-нибудь союз семейный, пока земля не разделена и работы  проводятся сообща.       Обыкновенно этот союз держится,  пока   жив старик, и распадется со смертью его.
 Чем суровее старик, чем  деспотичнее,  чем нравственно сильнее он , тем большим уважением  от мира, тем большего хозяйственного порядка во дворе, тем зажиточнее двор».
                ***
      Русские исторически  были  психологически и морально  подготовлены для перехода в высшую стадию общинного существования, в качестве которой стал такой социальный  феномен как «коллектив».               
     Чем отличается  коллектив от  общинного уклада жизни людей?
      А. М. Горький писал: «коллектив создает человека совершенно иной индивидуальной психики:  более активной, стойкой и черпающей волю к   действию, к строению  лучшей жизни,  для соблюдения общепринятых в обществе духовных ценностей, разумного соподчинения своих усилий для достижения достойных целей».
     Нравственный скреп членов коллектив – «один за всех – все за одного».  Поэтому в коллективе совесть или является достоянием каждого его члена или ее отсутствие у члена коллектива делает его несовместимым в  коллективном  сообществе.
                ***
      В отличие от общины, где  жизненные условия и людская  среда «давили» на ее членов, что их сплачивало,  коллектив – добровольное единение людей, признающих нравственную культуру общения, организованно действующих, органично соотносящих личные интересы с интересами коллектива
       Коллектив в нашей стране стал  базовой  социальной  ячейкой жизнедеятельности советских людей, реально проявляясь в таких социальных образованиях,  как семья и трудовой коллектив.
      Метко подметил писатель А.М. Горький:  коллектив создает человека совершенно иной индивидуальной психики:  уверенного в себя, уважительного в общении, готового к оказанию  товарищеской помощи. В коллективе сбылись слова одного из лидерских персонажей пьесы А.М. Горького « На дне»: «Человек звучит гордо!».
 Конечно, звучать гордо  может только человек совестливый.
                ***
       В коллективе, благодаря его благоприятной морально-психологической атмосферы, устойчиво, чем в общине , в самосознании личности генерирует совесть, являясь своего рода  градусником, определяющего состояние  нравственного здоровья  личности. 
По своему социальному предназначению разно форматные  коллективы  в  советское время   стали  «производителями»  совестливых  людей.
        Эта социальная ценность коллектива  становилась жизненной  явью благодаря вовлечению  молодежи  в такие «природосообразные», используя сленг чешского дидакта  А. Коменского,  социальные структуры  как октябрята, пионерия, комсомол.
       Масштабное признание у молодежи получило тимуровское движение  - добровольное участие школьной  молодежи в оказание безвозмездное помощи пожилым людям, инвалидам, защита младших ребят от каких-либо посягательств на их личное достоинство.   
     Во всех социальных организациях  страны  такие феномены как «товарищество» и  «дружба»  получали абсолютное признание.
                ***               
     Проблема совести – не однозначно трактуемая  проблема  по причине широкого спроса на ее понимание и толкование  разными людьми.
    В этой связи особое значение имеет нравственно-правовая оценка феномена «совесть».
      Прежде всего, важно однозначное понимание феномена «совесть».  Например,  совесть не может быть  «хорошей»  или  «плохой». 
       Феномен «совесть» однозначный феномен:
          совесть - может быть,   совесть может не быть у человека. 
      Какие-то нюансы толкования и импровизации понимания  феномена «совесть» – это или лукавство или преднамеренное  создание  путаницы в понимании ее сути.
      Суть феномена «совесть»  предельно  ясна:
              совесть – движитель человеческого добронравия.   
     Как утверждает автор известного словаря русской словесности В. Даль:  «Совесть —  это внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; невольная любовь к добру и к истине….»   
    Совесть  гнездится   в душе  человека.    
    Душа генетически дана человеку как внутренний  кладезь  добра.
                ** ** *               
         «Русский народ  показал такой пример любви к родине,
                твердость духа и самопожертвования,
                какой  еще не знал мир».
                Ф. Рузвельт.
 
       В  «Философических письмах к даме»   публицист и поэт Петр Чаадаев утверждал:  «Значение народов в человечестве определяется их
духовной мощью и то внимание, которое он к себе возбуждают, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от шума, который они производят».
      Это   умозаключение  П. Чаадаева  практически   подтверждено  советским  народом.               
      Чем больше проходит время после исчезновения  «космической страны»  как  СССР, тем  острее  ощущается   россиянами и  многими народами  мира ее земное  отсутствие и  грустное воспоминание   об   этой  «космической стране». 
                ***
     Почему «космической»  страны?   
    Согласно  учению классиков марксизма  создание качественно отличного от капиталистических стран  социалистической страны возможно:
    *при наличии в мире революционной пандемии, в  результате которой происходит   подрыв  мирового  капиталистического  монстра, а потому возможно  создание  в отдельной взятой  стране  нового общественного образа  жизни  людей –  социалистического общества.   
                или               
      * превращение  утопического социализма в жизненно реальный  общественный уклад -  создание социализма в отдельной взятой стране  -
возможно   при преобладании в  ней  рабочего  класса  и  массы обедневших  пролетариев.

        Россия  начала  ХХ века  по своим социально-экономическим показателям не соответствовала приведенной марксистской парадигме.
        Объективно лишь в начале ХХ века в  аграрной  России  начались  капиталистические преобразования. Однако,  темпы и  направленность этих преобразований  были медленны и масштабно ограничены.    
        Родословная царская власть не была обременена  заботой о создании достойных условий жизни для  населения страны. 
        Дворянство, которое владело  большинством крепостных крестьян, не были заинтересованы в повышении производительности сельского труда и свободном предпринимательстве. Бессовестно нагружая своих  крепостных новыми налогами,  помещики тем самым  компенсировали свои  финансовые издержки. Огромная масса крестьянства, как свидетельствовали  известные  русские поэты и писатели (Некрасов, Тютчев, Аксаков, Бунин),  при  царском режиме  буквально изнывали, живя в дичайших условиях.
                ***
       В России после отмены крепостного права безграмотными были почти 90%  крестьян,  условия  жизни крепостных,  как материальные, так и духовные,  были ужасные. Например, медицинское обслуживание в деревнях практически отсутствовало.
       Известный  врач В.В. Вересаев в книге «Записки врача» писал: «насколько провальным было медицинское облуживание в сельских поселениях: женщины рожали «по-черному»  в условиях грубой антисанитарии, многих больных крестьян  в больницы не брали, дефицит земских врачей был огромен».
По словам В.В. Вересаева: «при первом взгляде  на  все это на душе  становилось жутко».
        Художественно  образно  это представлено  поэтом Некрасовы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»  посредством перечислением наименований российских поселений:
                «Подтянутой губернии,
                Уезда Терпигорева,
                Пустопорожней волости,
                Из смежных деревень:
                Заплатова, Дырявина,
                Разутова, Знобишина.
                Горелова, Неелова —
                Неурожайка тож,»

         В таком состоянии россиян были заинтересованы  государственные чиновники царской России.  Например, министр просвещения граф С.С. Уваров откровенно утверждал, что он заинтересован «...отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».
      Вот почему то, что произошло  в  начале ХХ века в России,  можно  представить как космическое явление, которое  трансформировалось  в  земной факт, получивший  мировое  признание  как  страна социализма. 
                ***   
         Жить в справедливом обществе –  была давней мечтой россиян.
         Если взять русский эпос – сказки, былины, баллады, то в них  акцент сделан  на  ценность справедливости  в межличностном общении, в отношениях народа и  власти.
        Многовековые  ожидания  россиянами справедливости   обрели жизненное существование  в формате таких духовных феноменов как «оптимизм» и  «вера».
        Исторически  россияне  психологически и морально были  готовы к «свержению» в  стране  царского режима. Они не были  обмануты, как утверждали  зарубежные идеологи, большевиками и не шли у них бездумно на  поводу.                Первые законодательными акты советской власти - декреты  «О земле» и «О мире»  -  стали фактическим подтверждением оправданности оптимизма и веры россиян, что их  жизнь при советской власти улучшиться.
       Эти первоначальные законодательные действия  советской  власти  совпадали   с  многовековым  ожиданием подавляющего большинства населения страны – иметь собственную землю, без которой они не могут обустроить свою  жизнь,  и  получить возможность вернуться с фронта  к родителям и семьям и заняться мирным трудом.
      Таким образом,  эти декреты свидетельствовали, что советская  власть –  справедливая  власть, а потому достойна доверия  народа.
                ***.            
      Перед советским народом была поставлена актуальная задача:  решить проблему продовольственной безопасности страны. Зарубежные страны  категорично  отказались «подкормить»  советский народ.
     Советский народ активно включился в  коллективизацию  сельского производства страны.
      Если в это время, зная, что в результате Октябрьской революции крестьяне получили 150 млн.  га земли, советская власть отдала бы этот
земельный массив в частное пользование крестьянам, которое не имели  ни средств  для  приобретения удобрений,  ни сельскохозяйственной техники, ни логистики для реализации своей продукции, то мог бы прекратиться процесс создания  справедливого общества – социализма.
                ***
      По убеждению  И. Сталина  коллективизация в формате такого феномена как  «колхоз»   должна  создать благоприятные для страны  продовольственные условия и обрести денежные средства для  индустриализации  российской экономики.
       Поэтому   приоритетной частью процесса коллективизации стало создание колхозов.
      «Колхоз, – объяснял Сталин, – есть социалистическая форма хозяйственной организации, так же как Советы являются социалистической формой политической организации... Все зависит от того, какое содержание будет влито в эту форму...» .
       Можно предположить, что для Сталина колхоз,  как коллективная кооперация труда,  соответствовал   общине,  к  которой   русские гене тически  и исторически  предрасположены,  поэтому  был уверен, что колхоз, как сельская социальная структура,  естественно приживется у россиян. 
        Жизнь подтвердила правоту этого государственного предвидения.
        Советским государством уделялось особое внимание индустриализации сельского хозяйства. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40% от их мирового производства.
        В 1935 году появилось «движение стахановцев», названное  в честь забойщика шахты А. Стаханова, который согласно официальной информации того времени в ночь с 30 на 31 августа 1935 года выполнил за смену 14,5 нормы.
          Когда современной школьной молодежи показали художественный фильм  с блестящей  игрой  артиста  Е. Урбанского  «Коммунист», то  их  мнение было таково: «так вкалывать и задарма – удивительно!».
                ***
    «Вкалывать на  совесть» стало  всенародным   проявлением совестливого, то есть честного  отношения  советских людей  к трудовой  деятельности. Поэтому коллективизация и индустриализация  в молодой  стране Советов были успешно завершены. .
      В  итоге:
      * в советское время за короткие временные сроки была создана атомная промышленность,  и  СССР получил ядерное  военное оружие.
      *в советское время произошло масштабное освоение целинных земель, и страна  стала мировым производителем  зерновой продукции.
       *в советское время в Сибири и на Дальнем Востоке были созданы мощные  кластеры современной промышленности и крупнейшие в мире гидроэлектростанции
        *в советское время было начат БАМ – железнодорожный проект, не имеющий  никаких мировых аналогов.
         * в советское время наша страна стала  общепризнанной  мировой державой.
                *****         
:       «Русские люди никогда не будут счастливы,
           зная, что где-то творится несправедливость».
                Шарль де Голль. 
               
        Величайшим  социальным  достижением  советского народа является глубинный интернационализм  -  межнациональное  дружелюбие.
При  наличии на территории страны более 100  народов разной национальности  и религиозного  вероисповедоваиия   важно было их сплочение с русским  государство образующим  народом  Отечества.
      В обладании русскими национальным  дружелюбием значительна  роль такого их  достоинства  как совесть, то есть гуманного  и  справедливого  отношения к людям, к труду, своему общественному образу жизни. 
       Русские генетически и исторически человеколюбивый  народ.
       Российский интернационализм  окреп в процессе строительства социалистического общества в стране. Еще более за время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. 
       В итоге в СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей  имеющих общие характерные черты – советский народ», не имеющая мирового  аналога.
       Это было признано прогрессивной мировой общественностью величайшим цивилизованным достижением  россиян.
       В  стране и за рубежом абсолютным признанием стал  персональный имидж –  советский человек, в котором феноменально  «сроднились»  граждане всех национальностей,  проживающие  в   СССР.      
                ***
       «Советский человек» - это была не имеющая исторических прецедентов  уникальная   феноменальная  находка,  благодаря  которой  представители разных национальностей,  не теряя  своей  национальной идентичности,  комфортно  чувствовали себя  в  многоликом общении.               
        По признанию зарубежных психологов, советский человек был на редкость прочной личностной конструкцией.
        Для многих советских людей, прочитавших  книгу Н. Островского «Как закалялась сталь»  личным заветом стали слова автора: надо жить так, чтобы тебе не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы.               
«Совесть»,  писал  Григорий Бакланов в статье  «Не за счет других», звала советский народ совершать поступки, которые тебе лично никакой выгоды не принесут, они делаются ради людей, а не ради себя». 
                ***               
     Образования   в  СССР новой  гражданской  общности, которая  реально функционировала  как «советский народ», феноменально предстало как мощный,  идейно  одухотворенный  гражданский монолит.
      Матрицей этой идейной одухотворенность был советский патриотизм.
      Этот морально-психологический настрой советских людей обусловил их массовую  самопожертвенность: покидая родные места своего жительства, работая при скромной оплате  труда,  зачастую находясь в  трудных природных условиях сотни тысяч молодых людей  активно участвовали  в укреплении  государственного суверенитета Отчества.  И на их устах  тогда были  слова из полюбившейся  молодежи  песни:
            Мой адрес -  ни дом и ни улица,
            Мой адрес -  Советский союз.
         Высочайшую  массовую  социальную  совестливость   проявляла советская   молодежь.  идейным  вдохновителем  которой   был  Комсомол.
        Не случайно,  «Не   расстанусь  с комсомолом –  буду вечно молодым» -  был девиз советской молодежи.
        Для большинства молодежи советского времени  было понятно, что созидательная трудовая деятельность на   благо  Отечества –  это лучшее средство сохранения личного  здоровья  и  жизненного  оптимизма.
       Массовый трудовой героизм советских людей  совершил  историческое творение –  было создано и активно жизненно действовало,  вопреки многократным попыткам зарубежных недругов  воспрепятствовать этому,  существующая   страна социализма. 
        Антропологически, то есть научно,   -  этот факт    цивилизованно  невозможно  недооценить.
В самом деле,  народные  мечтания  о  справедливом   обществе сбылись: в мире появился  общественный образ жизни, подтвердивший  своим существованием, что  люди не должны терять  надежду  в достижение  своих лучших  ожиданий. 
        Как свидетельствуют геронтологи,  оптимизм – животворная энергетика  человеческой  жизнедеятельности.   
                ***
     Огромное значение в формировании совестливого поколения советских людей   имело  государственное  регулирование  работы  СМИ. 
     Смысл этого регулирования:
         СМИ призваны  быть цивилизованным просветителем  «человеческого  капитала»   страны. 
         СМИ  нуждаются  в общественной оценке своей профессиональной работы.   
       Телевидение не должно, только исходя  из своего маркетинга и на основании  рейтингов,  определять тематику и формат телевизионных передач,  а  выдерживать курс на формирование у массового зрителя здравомыслия и интереса  к личной  нравственной  самодостаточности.
                ***               
        Следует отметить  нравственно  воспитательных  успех  советских художественных кинофильмов.
        Массовой популярностью пользовались художественные фильмы «Свинарка и пастух», «Цирк»,  «Александр Невский», Волга- Волга», «Три танкиста»». 
 Например,  фильм  Марлена  Хуциева  «Весна на Заречной улице» посмотрели  более 30 млн. человек.
       Итальянский певец Адриано  Челентано в одном газетном интервью сказал:  «Мне очень нравится фильм «Весна на Заречной улице» и особенно песня о заводской проходной, которая вывела
многих людей  в достойную жизнь».
И искренне добавил: «У нас нет такой дружбы молодежи». 
                ***
     Наверное, не найдётся на территории бывшего СССР человека, который бы не читал  книги  французского писателя Александра Дюма, который лучшим качеством советского  народа  называл тягу к  человечности.               
      Духовность наших людей отмечал мыслитель А. Швейцер: «Русским людям не нужны материалистические «ценности» Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью».               
    Решающее значение в формировании благородного духовного состояния советских людей имело  научно-обоснованная  система  образования, в которой обучение  органично  соотносилась с этико-эстетическим воспитанием советских людей
     В.М. Бехтерев, один из основателей советской неврологии и известный общественный деятель, писал: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность».    
  В таком ключе работала советская система образования и воспитания.
       Как утверждает  В.А. Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, «в Советском Союзе была уникальная система образования, которая учила молодежь размышлять, доказывать, сомневаться, преодолевать. Это помогло нам в космосе и в других направлениях». 
                ***
        В международном  маркетинге  есть «золотое правило», суть которого такова: «потребитель – король».
То есть спрос на производство  продукции  определяет  ее потребитель.
        В советские года   народ  в своей массе был  реальным  потребителей духовной продукции высшей пробы.
        Массовая «королевская»  востребованность на  полноценную духовную продукцию, а спрос  -  это мощный стимул к производству такой духовной продукции,  обусловила  массовое производство  в стране  духовной  продукции  высокого  качества. 
         В  годы советского социализма  активно творил К.С. Станиславский, режиссерскую систему которого превозносит весь театральный мир.                На «ура» воспринималась классическая  отечественная  и  зарубежная музыка.   
 В эти годы был создан замечательный лиричный песенный набор таких композиторов, как  Фельцман, Дунаевский, Утесов, Тихонов...
Балет, в котором блистали Уланова, Лиепа, Чабукиани.
В литературе  Шолохов, Толстой, Булгаков продолжали традиции классического отечественного литературного творчества.
     Советские артисты, писатели, музыканты, советские музеи и кинофестивали и. т.д. – все это вызывало восторг у многих зарубежных деятелей культуры и науки и у приезжающих в нашу страну зарубежных туристов.
      По признанию известного артиста Микел Плачидо: «Тем, кем я стал сегодня, стал только благодаря  русской культуре – благодаря Толстому, Пушкину, Достоевскому, Пастернаку. Благодаря русской культуре мы все-таки сможем установить диалог с политическими лидерами, которые  сейчас определяют этот разрыв между Западом и великой матерью Россией».
                ***               
     Надо отдать должное советской власти:  гражданские права  советских людей надежно соблюдались, хотя были факты посягательства органов управления на  «вольное» толкование конституционных гарантий и субъективное отношение к их соблюдению.
      В советское время государственная власть совместно с КПСС и ВЛКСМ  выступала как мощный  нравственный воспитатель  людей   всех возрастов.
Общеизвестно,   тот человек, который соблюдает нравственные и право вые нормативы,   действует  справедливо, а потому его совесть чиста. 
      Такое поведение людей реально, когда в стране государственная  власть надежно  соблюдает  нравственные ценности и законы.   
     Конечно, не вся советская бюрократия  была  законопослушна.
     Однако в целом,   в стране   не  главенствовали   персоны  на  подобия    героя современного российского телесериала  «Бандитский  Петербург» Антибиотика,  который утверждал:  «Можно украсть велосипед и все здоровье отдать в тюрьме. А можно воровать вагонами и всегда  оставаться на плаву».
     В  СССР  в годы правления страной И. Сталиным   номенклатурные  Антибиотики  неотвратимо  лишались  статуса «слуга народа»  и обретали   статус «врага народа», а потому подвергались  судебным  репрессиям.
    Это принималось советскими людьми  как справедливая  мера  неотвратимого правового  репрессивного   воздействия.
      Вот почему  гражданское самочувствие советских людей было устойчиво оптимистичное,  хотя  их «потребительская корзина»  уступала   уровню  обеспеченности населения развитых стран мира. Многие советские людей жили в коммунальных  квартирах, в магазинах не было зарубежного разнообразия продовольственных продуктов и  бытовых вещей.
     Зато в  СССР   не было огромной разницы в оплате труда и в обладании социальными благами,   люди себя чувствовали равноправными гражданами с равными государственными гарантиями.
      В  советское время  право-силовые органы пользовались доверием у населения, люди не боялись милиции, активно с ней сотрудничали, участвует в  работе  многочисленных  народных дружин.
                ***
      Особо в социально защищенном положении находилась семья, поэтому в советское время мужчине «бросить»  семью и не платить алименты – это было морально недопустимо и юридически рискованно.
Тем более для  мужчин, которые состояли в рядах ВЛКСМ и  КПСС.
                ***
       Чудодейственным фактором  совестливого воспитания советских людей являлся личный  пример  многих  коммунистов и  комсомольцев.
        В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. советские люди  еще раз  удостоверились, как благородная  идейная  убежденность
 является  стимулом  волевого  патриотического настроя личности.
       В советское время это  многократно  фактически подвержено.
Например, во время Великой отечественной войны героически погибло более 3-х миллионов коммунистов и  более 4-хмиллионов комсомольцев  из 11 млн. всех погибших во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. солдат и офицеров.
       Такой факт. Гитлер  приказал  расстреливать всех пленных коммунистов, что и делали  немецкие  военные.
       Несмотря на это, вовремя Великой отечественной  войны  1941-1945 гг. вступили в КПСС  около 4-х миллионов  советских граждан.
                ***             
     Живыми свидетелями и участниками  достижений  СССР  были  этнические немцы, проживавшие в России. Они практически убедились в интернационализме русских, в уважительном отношении к ним органов государственной власти. Они настолько адаптировались к советскому образу общественной жизни, что, переехав в Германию,  они не смогли принять многие устои общественной жизни этой страны Запада. 
      Они стали осознавать, что в России более искренние межличностные отношения, нет мертвой привязи у людей к финансовым накоплениям, что русская культура более гуманная и более разносторонняя.
       Их   потянуло  обратно  в  Россию. Причем в  числе  «возвращенцев» немалое количество материально  обеспеченных немцев.   
       Массовым  возвращением в Россию  этнические немцы  подтвердили достоверность следующих высказываний  известных зарубежных лиц:

    «Советский Союз своим потрясающим строительством, своим героическим сопротивлением, своим грандиозным опытом осветил жизнь народов и многих людей».
     П. Неруда, чилийский поэт и общественный деятель.
            
   «Именно в России начинается история будущего, именно в России зарождается жизнь нового мира».
     А. Грамши, итальянский общественный деятель.

     «В России мне больше всего понравилось полное отсутствие духа собственности, этого оказалось достаточно, чтобы в народе пробудилось чувство человеческого достоинства».
     Р. Тагор, индийский поэт и общественный деятель.

     «Советское правительство завершает одно из величайших достижений человеческой истории».
      Э. Синклер,  американский писатель.
                *****
        «Победа социалистического строительства
          в Советском Союзе — эта победа …конкретно
          научила трудящихся всего мира,
          как нужно идти вперед к счастливой жизни».
                Мао Дзе-дун               
       
        Советское  общество –   общество не  безгрешных людей, но факты свидетельствуют,  что  в нем  был устойчивый общественный порядок и жизненная определенность людей,  и  в массе своей они  проявляли
добронравие.
       В советские годы,  по словам 88-летнего замечательного  актера  и театрального  режиссера  Юрия  Соломина,   простой талантливый человек имел больше возможностей, чем сегодня. Тогда выпускник со знаниями, рассказывает Юрий Соломин,  но без связей мог пробиться из глубинки в больших городах,  а  сегодня это окно  возможностей существенно сузилось.                В качестве примера Юрий  Соломин  вспомнил себя, когда учился в Щепкинском училище: «Советская власть дала мне и моим коллегам по искусству то, что сейчас у меня есть: любимую профессию, признание, возможность служить искусству».
        В  интервью народная артистка РФ  Мария Шукшина  эмоционально говорит:               
        «Как будто кроме пошлости, тупого юмора, насилия, жестокости, скандалов, замочной скважины на всю страну – больше ничего народ не интересует. Деструктивная идеология распространяется на всех федеральных каналах с утра до ночи!                Я не против развлечения, но если это будет сплошное развлечение такого уровня, без мыслящего, вдумчивого контента, мы воспитаем прекрасную нацию  дeбилoв!»
                ***
    Советский образ  жизни  произвел  эпохальное творение: в стране появилась  новая  историческая  общность  -  советский  народ. 
     Советское общество  наглядно засвидетельствовало беспрецедентное цивилизованное достижение, де-фактом которого стал советский народ – поколение  сильных духом и  совестливых  людей. 
     Создание  советского  образа жизни  - это подтверждение  судьбоносной   роли  незаурядной личности  в  цивилизованном преображении  жизнедеятельности людей, что  объективно соотносимо с государственной деятельностью  И.В. Сталина.
     Советский народ в своей массе  по совести, то есть справедливо ценил государственную деятельность И. Сталина,  добровольно признавая его своим авторитетным вождем  и истинным  патриотом Отечества.
      Более того,  многие советские люди проявляли чувство  любови  к И. Сталину, вплоть до признания  его культовой личностью.  Известны мно               
гочисленные  факты, когда во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. совершались героические подвиги солдат и офицеров со словами «За Сталина, за Родину».
Прав  известный кинорежиссер Карен Шахназаров утверждая, что  И. Сталин - уникальный персонаж в мировой истории и именно этим он всегда будет привлекательным.                Более категорично суждение народного артиста СССР  Николая Губенко:  «Я никогда не плюну в могилу прошлого, потому что это связано с моим отцом и с моей матерью. И с целым поколением людей, 27 миллионов погибших, которые отдали свою жизнь. Что касается Иосифа Виссарионовича Сталина. Я думаю, что никто из властных структур во все времена, начиная с императорской России, не заботился о детстве и молодежи так, как в сталинские времена: детдома, спецшколы, интернаты. Если вы смотрели мою картину "Подранки", после войны было 19 млн. осиротевших детей, их детство было счастливым: они были одеты, обуты, накормлены, получили образование, стали выдающимся людьми, подняли страну с колен. Это все дети сталинского периода рождения..».
                ***   
       Прошло несколько десятилетий после развала СССР, исследования социологов  свидетельствую, что  66%    россиян, по-прежнему,   сожалеют о  распаде СССР.                Примечателен такой акцент социологов:  в 2017 году  сожалеющих о распаде  СССР   было   58%.
     Интересно   то,  что главные возрастные категории населения, которые скучают по  Стране  Советов, —  это люди старше 55 лет и разочарованная  настоящим  состоянием страны  - это молодежь в возрасте от 18 до 24.      
      Можно предположить, что ностальгия у современных россиян  по социализму  обусловлена не тем, что в советское время можно было сытно и вкусно  пообедать за 60 копеек, а самое лучшее в мире  моро
женное  купить за 28  копеек,  хотя школьники предпочитали морожен  ное за  9 копеек. 
      Что вспоминают современные россияне, обращаясь в своей памяти к советским временам?
       В советское время  эффективной  была социальная зашита личности  благодаря разветвленной сети партийных, профсоюзных, комсомольских органов на всей территории страны  + разнообразные общественные организации как женсоветы и советы ветеранов.
      Поддержку  их деятельности  оказывали  как государственные  органы, так  и работники партийных, профсоюзных и комсомольских организации.
       В советское время гражданин мог обратиться в любой орган СМИ, который был обязан  проявить  внимание и оказать помощь тем, кто обратился к ним, то теперь коммерческие СМИ  оказывают платные услуги и  при этом далеко не всем, кто к ним обратился
       Советские люди всех возрастов  были уверены в государственной гарантии  своих  конституционных  правах и  свобод, поэтому 
советские люди уважали свой общественный образ жизни и были лояльны по отношению государственной  власти.
       Советские люди  защищали  свое Отечество  не по денежному контракту, а  призыву сердца,  проявляя  массовый  патриотизм.
       Трудовой героизм, приобщение к лучшим  достижениям отечественной и мировой культуры – все это   породило  такой  здоровый  образ  жизни, при котором   поколению  советских людей  было присуще  осознание,  говоря словами  философа Сенеки, что
                «чистая совесть – это постоянный  праздник».               
        Об этом праздники  мечтают  многие современные россияне. Именно этим и  объясняется  их ностальгия  об   СССР.   
                ***
      Не в порядке  упрека, а как сожаление:  необходимо отметить, что современная государственная власть и ее поддерживающие олигархи, увлекаясь  внедрением в общественную жизнь современных социальных технологий,   которые   «выдавливают»  из  жизни  остаточный  контингент совестливых  советских  людей.
     О чем свидетельствуют факты.    
     Например,  в наше время обращение граждан в различные органы власти  достижимо или через интернет посредством «личного кабинета», или  в  виде обязательного  обращения в суд. 
       Представим  облик   «оставшихся»  в живых  советских людей:
        *все в пожилом возрасте,
        * не  очень мобильны, 
        * страдают  слухом и зрением,
        *часто их диагноз – тревожно-депрессивное состояние.
         * многие из них живут в одиночестве.
       Естественно, что  таким людям  сложно  освоить  работу «личного кабинета» в ноутбуке, писать официальные письма,  ходить  по судам.
       А  жизненных  проблем у них  хватает
Взрослые дети и подросшие внуки появляются у них дома, как говорят многие пенсионеры,  чтобы позаимствовать  деньги  или  удостовериться в тексте завещания. 
        Тысячи престарелых россиян  подвергаются  разноликому мошенничеству.  Пожилые люди особенно озабочены потерей так называемых  «гробовых денег», так как на свои  похороны они, прежде всего, рассчитывают на свои  финансовые средства. 
      В Государственной Думе РФ  было намерение принять особый закон о мошенниках, которые обирают пенсионеров. Однако, Государственная Дума РФ потеряла интерес к принятию такого закона, а старики утратили надежду на справедливое отношения к ним.
                ***
       «Культ денег»   нервозно  «напрягает» многих современных  россиян.               
         В советское время  деньги также  были «в ходу»,  но их обладание  не было смыслом жизни для  советских людей. Для них деньги – необходимое условие жизни  и оценка трудовой деятельности. 
       «Не в деньгах счастье» - это признавало подавляющее большинство советских людей. Не случайно, в советское время в гражданском почете были различные виды  морального стимулирования. Например, в наше время вручение Похвальной грамоты или Благодарственного письма без  «денежного эскорта»   у многих вызывает затаенную  улыбку.  В совет ское время эти   моральные поощрения воспринимались с гордостью и бережно хранились.               
                ***
       Публикация данного  материала  не преследует цель представить советских людей нравственно безупречными.
       Цель статьи  -  обратить внимание  органов государственной власти, политических партий и общественных организаций,  родителей и всех профессионалов, которые занимаются образованием и воспитанием людей на то, что в  стране  во  все  возрастающем масштабе  жизнедействует синдром  «дефицит совести».
         Не случайно, в наше время приглашение на дом сантехника  или мастера по ремонту бытовой аппаратуры,  обслуживание в коммерческих клиниках, обращение  к адвокату –  за все это россияне, как правило,  платят  по   бессовестно  завышенным  расценкам. 
        Систематически  такому ограблению подвергаются миллионы  пожилых людей  и инвалиды.
       Бессовестное отношение к людям в нашей стране  стало массовой  реальностью.
                ***
       Разумно, что  государственная власть страны  заинтересована  в расширении преподавания математики в  ВУЗах. 
Однако, не следует этого делать по отношению консерваторий. Моцарт, Шопен, Бах, Чайковский, Глинка, Рахманинов не сдавали экзамены по математике, но блестяще сдали экзамены по созданию  музыкальных шедевров.
       Вместе с тем, целесообразнее   ввести в преподавание во всех  ВУЗах  такой  учебный  предмет  как «Общая и профессиональная  логика», помочь россиянам овладеть креативно-аналитическими технологиями мышления.               
       Однако,  в современной России не эти проблемы особо  актуальны.             В настоящее  время – время  «культа денег»  -  необходимо  больше  внимания уделить  нравственному воспитанию современных  россиян,  утверждению в  их  сознании   «культа совести».
     Как утверждали древние философы, истинное богатство  человека  -  его  личное  достоинство.
       Совесть  -  «несущая конструкция»  личного достоинства   человека.
В этом бесценное морально-психологическое  значение  совести для цивилизованной  жизнедеятельности людей.

         NB.               
       Если  россияне  хотят  создать истинно цивилизованный  образ  жизни, то им  следует  продумать и создать несколько проектов уклада личной и общественной жизни, в котором  в приоритете  не  «культ денег», а «культ совести», чтобы  достижению этому способствовали соответствующие  экономические, социальные и идеологические  условия.
      Только в обществе, в котором в приоритете  «культ совести»  реально людям жить  долго и  радостно.
      В этой связи  следует глубинно осмыслить опыт  советского  и ки  тайского  социализма,  многолетнее  существование которых  подтвердило, что социалистический образ жизни,  как  вариативный  прообраз  цивилизованного общества,  наиболее адекватен  генетическим качествам и  специфике  менталитета  русского  народа. 
      Осуществление  лучшей модели  цивилизованного  образа жизни будет способствовать русским, как государство образующей нации, создать на достойные  условия жизни  для  всех  россиян  страны.
       Такой моделью можно признать  конвергентное общество, в образе жизни которого креативно  утилизированы  лучшие  научно-технические,  социально-экономические, идеологические и государствоведческие достижения советского и китайского социализма + стран западного капитализма.


Рецензии