Abarzen, mashk abarzen. Значение
ABARZEN, MASHK ABARZEN. Значение
Правители Нагорного Дагестана имели титулы понятные как монголам (парамонголам), так и ранним христианам, а также правителям Сасанидского Ирана. В этом отличие доисламского Нагорного Дагъестана.
Титулы для монгольского мира: Халхавчи (Лакия), Аврагчи (Авария)
Титулы для христианского мира: Нуцал/Нецвал (он же "Тагавор" в переводе на армянский). "Нуцальство" - это арм. ТАГАВОРУТЮН (царство), где "жених" (ав. "нуцал" и его чеч. форма -невцан, нуц "жених, зять", невцалла "жениховство") есть указание на правителя. Ауария вместе с Чечнёй дольше застряли в христианства, чем Лакия, поэтому у Лакии нет подобного явно ранне-христианского титула как "нуцал" в Ауарии.
Мы предпологаем, что христианство в Ауарии и Чечне (Ичкерии) могло быть одним из тех течений, которые принято называть ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИМ.
Это христианство могло придти вовсе не с Грузии, а с какой-то прикаспийско-иранской провинции Парфии или Сасанидов. В тех местах - Выркан/Веркана- имелась очень влиятельная пропарфянская община выходцев из Иудеи. Кроме того, Византия активно избавлялась от ненавистных ей иудеев и иудео-христиан. И нередко таким местом, где оказывался этот контингент явл. Кавказ, в том числе Хазария. В целом правители Нагорного Дагъестана позиционировали себя как "защитники, покровители".
Пехлевийский словарь Маккензи при указании на терми Abarzen отсылает нас к словосочетанию meshk abarzen "царский/имперский шатёр", где "мэшк" - "тэнт/ шатёр, павильон", а abarzen, естественно, должно означать "царский, принадлежащий правителю". Это и есть тот камень преткновения, с которым столкнулся Бэйли. Никаких "варазов" (вепрей) в качестве титулов в Нагорном Дагъестане быть не могло. Это - Auharzan/Abarzen. Что же касается "мэшк", то это иудейский термин со значением "скиния, шатёр" и т.п. Всё это косвенно связано с сасанидским титулом Sar-Afraz. Именно этот титул в источниках соседствует с упоминанием трона, престола.
В царстве Сарир ("престол, трон") обитали как христиане ( меньшинство), так и язычники (большинство). У правителя мог быть один подход к христианам и другой подход к язычникам.
"Престол славы" — в авраамических религиях представление о месте, откуда Бог проявляет Своё величие и славу.
Восприятие Сарира как "жилища трона" проистекает из террасообразия горской архитектуры - монг. Тагъ "плоская вершина горы" при ав. тIохь "крыша, матерчатый верх папахи", чеч.-инг. тхов, цахур. даха "крыша". Продолжением этой темы в нем. явл. DACH "крыша, ключевая организация", DECKE "покрышка, покрытие, накидка".
Свидетельство о публикации №224032400609