Маме

Сегодня у моей мамы был бы день рождения.


Человек может забыть многое. Но никогда не забудет эту дату - день рождения своей мамы. Не забудет с детских лет и до последних дней своей жизни.

Ее нет уже пять лет. Она не застала ковид, не узнала о братоубийственной войне между Россией и Украиной, не увидела и не услышала страшные события 7 октября и последующую войну Израиля и Хамаса. Плохо, когда мама уходит. Но, с другой стороны - хорошо, что она не дожила до всех этих событий. Она ушла в спокойное, летнее, солнечное, августовское утро. Когда мир не был перевернутым и его не сотрясали ни дикие и кровавые разрушения, ни ненависть народов и стран друг к другу.

Мама, детство которой проходило в тридцатых годах в одном из российских городов - была истинно советским ребенком, свято верившим в идеалы социализма, мировой революции и незыблемость Советской власти. Ее отец мальчишкой воевал в Гражданскую, потом прошел всю Великую Отечественную, был убежденным атеистом и коммунистом. И всем своим детям он дал имена, которые носили знаменитые революционеры. Дед был бессребреником, неприхотливым в быту, равнодушным к роскоши и материальным благам - при этом образованным, идеально честным и справедливым человеком.

Я иногда думаю - как же его обошел стороной 37-й год? Это непостижимое чудо.

Мама превратилась в привлекательную девушку - с точеной фигуркой, жизнерадостную, остроумную, начитанную. Музыкальную и любящую петь.

Выросшие дети войны, пережившие голод, холод, эвакуацию, они расцвели, как весенние цветы и тянулись к свету и солнцу.

Она встретила моего отца в каком-то новосибирском официальном учреждении. Сейчас уже не у кого спросить - где именно. Мама рассказывала, что была одета в свое лучшее платье и обута в свои самые нарядные туфельки. Видимо, для какой-то важной встречи. Какой, когда, где, в связи с чем? Не знаю. И вот она видит на лестнице молодого человека. Он был в форме связиста. Высокий, статный. Жгучий брюнет. Парень поразил ее с первого взгляда. Но он прошел мимо, не взглянув, и скрылся в каком-то кабинете.

Взволнованная мама, вернувшись домой, поделилась впечатлением со своей мамой. "Как он был красив! Как артист! Даже не посмотрел...И какие у него были грустные глаза...Что-то у него случилось...Кто он, вот узнать бы!"

"Ну, мало ли какие есть проблемы у других людей. Случайно увидела, доченька - пройдет время, забудешь. Встретишь еще свою судьбу," - утешала моя бабушка мою маму, не зная, что судьба уже подала свой знак.

Прошло какое-то время, и две женщины ( мамина мать и папина) встретились на базаре. Они делали покупки, разговорились или были раньше знакомы друг с другом - не знаю. И моя бабушка с маминой стороны пригласила мою будущую бабушку с папиной - зайти в гости, перекусить и выпить стакан чая. Случай или предопределенный Богом ход событий? Я верю во второй вариант.

Во время чаепития и вернулась домой с работы моя мама. Она вежливо поздоровалась с незнакомой женщиной и обняла свою маму, а потом ушла в другую комнату.

- Кто это? Ваша дочь? - заинтересовалась одна моя будущая бабушка.

- Да, моя старшая дочь, - ответствовала вторая.

- Она замужем?

- Пока нет.

- Вы знаете, а у меня есть сын. Он тоже еще не женат. Все выбирает, знаете ли...А не познакомить ли нам наших детей?

- Почему бы и нет? Приглашаю его прийти к нам в выходные.

Бабушка с папиной стороны была проницательной женщиной. Вернувшись домой, она сообщила сыну: "Я сейчас видела девушку. Ты на ней женишься. Она полностью в твоем вкусе!"

Так и получилось. Пришедший в субботу молодой человек оказался тем самым связистом, который поразил воображение моей мамы на лестнице неизвестного учреждения.

Родители встречались очень короткое время, кажется, не более двух недель. А потом была пышная, насколько это было возможно в те времена, свадьба. Они прожили вместе 25 счастливых лет, а после Серебряной свадьбы - папы не стало.

...Мама была всегда очень активным человеком. В школе - пионеркой и комсомолкой,  на работе - членом парткома, когда я училась - председателем родительского комитета. Еще, помню, ее избирали депутатом райсовета. Это сейчас принято посмеиваться над всеми этими замшелыми словами. А Советскую власть чернить самыми грязными эпитетами. Но страна держалась именно на таких людях - рядовых коммунистах, простых тружениках, честных и скромных.

Когда в начале 90-х партийные чиновники пафосно разрывали свои партбилеты - мама смотрела на это с негодованием, а когда летом 90-го ее исключили из партии в связи с отъездом - она горько плакала в кухне. Не только потому что исключили - потому что все рушилось на глазах. И жизнь, и убеждения, и принципы, и вера. Когда ее визгливо упрекали в том, что ж..ды распяли нашего Боженьку Иисуса Христа, что споили, ограбили и погубили матушку Россию и что их неминуемо ждет заслуженный погром - она не хотела верить своим ушам. Но понимала, что антисемитские вопли, рвущиеся с экранов телевизоров и со страниц периодической печати - это не тот русский народ, среди которого она выросла. Это - пена. Накипь, которая скоро схлынет.

Они и схлынули, все эти общества "Памяти" и "Трезвости", успев, однако, вытолкнуть с Родины сотни тысяч людей.

Но я отвлеклась. Мама всю жизнь любила Россию и тосковала по ней. Очень хотела навестить могилы родных и папину могилу. При этом она любила и Израиль, который встретил ее тепло и радушно.

И я опять думаю - хорошо, что она не успела увидеть все то, что случилось в наши дни. Она была светлым и добрым человеком.

Эпилог. Очень благодарна всем до единого читателям, откликнувшимся на этот мой рассказ. Они поделились своими воспоминаниями о своих матерях. Хочу здесь процитировать удивительную...сказку? миниатюру? быль? мистику? которая прозвучала в одной из рецензий. Кто бы это ни придумал -  он очень точно охарактеризовал это слово - МАМА. Озвучила этот текст автор Валентина Васильева 4.


"За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: «Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?»
Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе».
Ребенок задумался, затем сказал снова: «Здесь, на Небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья».
Бог ответил: «Твой ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив».
«Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога.
Бог улыбнулся и ответил: "Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда- либо услышишь, и спокойно и терпеливо он научит тебя разговаривать"
– А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?»
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал: «Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться».
Затем ребенок спросил: «Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?»
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет очень грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне всё и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент на Небесах царила тишина, но с Земли уже стали доноситься голоса... и ребенок в спешке спросил:
- Господь, прежде чем я покину тебя, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама".

 Источник: http://proza.ru/rec.html?2024/03/26/711


Рецензии
Лена, ваш трогательный рассказ о маме понятен и близок каждому человеку, задевает душевные струны каждого. И сердце отзывается теплом и нежностью. Моя мама покинула нас в 2015 году. Мамы - наши ангелы-хранители. Боль утраты не проходит.
Всего доброго!

Светлана Шаляпина   22.04.2024 23:35     Заявить о нарушении
Светлана, добрый день! Светлая память Вашей маме. Спасибо большое за Ваши искренние и теплые слова. А я у Вас прочитала сегодня с телефона интересную заметку. Сейчас откликнусь:)

Хорошего дня Вам, успехов, здоровья и мира!

Ваша Лена   23.04.2024 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.