Исповедь карманника

               
  Это было где-то в 1972-1973 годах. Работал я тогда инспектором уголовного розыска 1 отделения милиции Санкт-Петербурга. В милицию я пришел после службы в армии и с криминальным миром до этого не сталкивался. Поэтому мне было все интересно и главное необходимо было изучать преступный мир. Не помню кто именно сказал, но звучало это, примерно, так: чтобы бороться с ним, надо его хорошо знать. Я учился в университете, там давали только общие понятия по криминологии. В высшей школе милиции (это теперь Университет МВД) изучали и обучали оперативно-розыскной деятельности, но не мне. Поэтому я стремился самостоятельно изучить этот мир в ходе своей повседневной деятельности и с некоторыми профессионалами преступного мира мне приходилось сталкиваться и даже многому учиться у них.
  В то время, в нашей работе было основным не только раскрыть преступление, но его и предотвратить. Для этого даже существовали специальные показатели, по которым оценивали работу милиции. Некоторые из них были абсурдны, но нас не спрашивали, а требовали исполнения. Все ранее судимые состояли на учете и с ними мы должны были постоянно встречаться, беседовать, узнавать, как они себя ведут, в общем, держать под постоянным контролем.
 В ходе этой работы я и познакомился с одним ранее судимым, назовем его Николаем. Привлекался он к уголовной ответственности 7 раз и все за карманные кражи, отсидел где-то около 20 лет, но на свободе был уже лет пять.  В ту пору ему было 40 с чем-то лет. Работал он в жилконторе, сантехником. Но чувствовалось, что был начитан и не прочь похвастаться своим криминальным прошлым. Считал, что он принадлежит к высшей касте преступного мира и с презрением отзывался о мелких ворах, грабителях и прочих категорий преступников. С ним у меня установились дружеские отношения, которые могут быть между опером и ранее судимым. Я многое почерпнул в разговоре с ним о неписанных законах преступного мира, поведению их при совершении преступлений. О своих потерпевших Николай тоже отзывался пренебрежительно: «пусть рот не раззевает» или «рот корытом не делает». В ходе бесед с ним я узнал, что «карманники» тоже бывают разные: одни работают в паре, другие предпочитают работать только в одиночку.  Сам Николай говорил, что работал только самостоятельно.
  Вдвоем работают чаще всего, так называемые «ширмачи», которые прикрывают чем-то руку, проникающую в карман или сумку потерпевших и тут же передают похищенное напарнику, тот исчезает. «Трясуны» - этих вообще может быть три или четыре человека, которые окружают потерпевшего и начинают его трясти, хлопать по плечам и извлекают портмоне даже из внутренних карманов. Среди этой публики много глухонемых. Мне приходилось сталкиваться с потерпевшими от них, чаще всего они предпочитали иностранцев. Но могут работать они в транспорте, когда много людей. Они обычно прижимаются к потерпевшему и точным ударом выбивают из кармана бумажник. «Писаки» или «писари» - это публика работает с помощью половинки бритвы или остро заточенной монеты. Могут подрезать пиджак или куртку, если видят, что во внутреннем кармане лежит что-то существенное и успевают его подхватить, могут разрезать сумку и вытащить кошелек. «Рыболовы» - эти кадры чаще всего работают в поездах, устраиваясь на верхней полке с помощью рыболовного крючка вытаскивают кошелки или любое имущество, которое им приглянулось. «Щипачи» - эти предпочитают работать на массовых мероприятиях вдвоем, один отвлекает внимание, другой воруют. «Марвихеры» - предпочитают работать в ресторанах и кафе и так далее. Много их, желающих поживиться за чужой счет и «разевающих рот пошире».
  Я интересовался, как он стал «карманником», что к этому его привело. Николай рассказал, что после войны было время голодное, отец погиб на фронте, мать целыми днями пропадала на работе и он был предоставлен сам себе. Хотелось постоянно кушать, и он проводил все свободное время на рынке, где можно было что-то украсть с прилавка. Как-то раз он приметил паренька немного старше, который приноровился к одной бабке и стал тянуть из ее кошелки кошелек. Парнишка заметил, что он наблюдает за ним, подмигнул и приложил палец ко рту. Затем вытащил кошелек и скрылся в толпе. Николаю понравилось с какой сноровкой это было сделано. Через несколько дней опять же на этом рынке они случайно встретились, и парень узнал Николая, подошел к нему и предложил яблоко. Так зародилась их дружба. Звали этого парня Иваном, был всегда веселым и не жадным. Предложил научить Николая воровать и стал обучать как личным примером, так и на практике, прикрывая его. С этих пор, как рассказал Николай, он и стал «карманником». Через год где-то, обоих все-таки поймали и определили в учебно-воспитательную колонию. Но не перевоспитали. Так и пошло дальше. Чем старше становился, тем больший срок получал.
  Как-то раз, я находился у себя в кабинете, звонит мне дежурный и говорит, что задержали на карманную кражу моего подопечного и он просит меня, поговорить. Спустился я со второго этажа и в «обезьяннике» вижу Николая. По дороге меня поймала его потерпевшая сразу же с претензией, мол сколько я еще тут сидеть буду, дома маленький ребенок один остался. Я заверил ее, что сейчас разберусь и отпущу. Завел Николая в кабинет и спрашиваю, что случилось, через столько лет решил опять заняться преступным бизнесом. Николай отвечает: «Прости начальник. Случайно вышло. Баба эта совсем страх потеряла, идет с сумкой, а кошелек сверху лежит, вот-вот упадет и не она даже заметит. Я и решил, что подхвачу, пока не упал, только взял в руки, а тут вторая бабка в меня вцепилась и орет: «Воруют, воруют». Вот так я и попался». Трудно было ему поверить, но я решил помочь Николаю  один раз. Вызвал потерпевшую и спрашиваю, а где вторая женщина, что поймала вора. А потерпевшая отвечает, мол ей некогда было, она и ушла, и я ждать больше не могу. Отдайте кошелек, я ничего больше не хочу. Отдал я ей кошелек, взял от нее расписку, что она отказывается от подачи заявления и никаких претензий не имеет. Вызвал я опять Николая и говорю ему: «Повезло тебе с потерпевшей, ждать не захотела и кроме того, ты учти, что попался ты в моем районе. Следующий раз так может и повезти. Поедешь опять по колониям». Николай заверил меня, что все случайно произошло и больше не повторится. Не очень я ему и поверил, но отпустил.
  Прошло где-то с полгода. Николай работал, я уже подумал, что может действительно у него все случайно вышло. Но вдруг он пропал, не слышно и не видно. Решил я зайти к нему и выяснить, что с ним произошло. Захожу, а соседи говорят, что Николая опять посадили за карманную кражу, которую он совершил аж в Красносельском районе. Да, подумал я, видно опять на «охоту» вышел, раз его туда занесло, не зря говорят, что «карманник» - это на всю жизнь.


Рецензии