Александрополь, Ленинакан, Гюмри А может, Ширак?

Я родилась в Ленинакане, но в один «прекрасный» день 1991 года город переименовали в Гюмри.
До поры до времени я не вникала – почему да как, считая своей родиной Ленинакан. У меня так было написано в паспорте СССР, затем в паспорте РФ, и в заграничном так же.

Но вот мне понадобилось свидетельство о рождении, и я через наш Чертановский ЗАГС отправила запрос в город Ленинакан (Гюмри) для выдачи мне дубликата. Надо сказать, что я была приятно удивлена четкостью этой процедуры – никаких волокит, никаких лишних слов и документов. В окошке приняли заявление, проверили документы и сказали, что в течение месяца я получу ответ.
И  действительно, вскоре пришло письмо на мой запрос.
Я радостная бегу в ЗАГС, ожидая увидеть дубликат свидетельства – дермантиновую зелёную обложку с разворотом, где на русском и армянском языках написаны неровным почерком перьевой ручкой (это сохранилось в памяти) место и дата моего рождения, и кто мои родители.
Открываю конверт, и вижу одинарную красивую бумагу с водяными знаками размером чуть больше паспорта,  представляющую собой свидетельство о рождении.
 
Начинаю вникать. Надо же проверить, всё ли правильно... Написано только на армянском языке, с  трудом разбираю мелкие буквы. Не нахожу слова Ленинакан. Начинаю читать внимательно.
Обнаруживаю, что я родилась не в Ленинакане, а в городе Гюмри.
Конечно, я благодарна сотрудникам армянского ЗАГСа, что мне так оперативно и без волокит прислали свидетельство о рождении. Но почему-то всё моё существо выражает протест, не принимает как место рождения город Гюмри. Как будто это слово  не родное, не армянское и не русское, а чужое.
Что делать? Консультируюсь со знающими людьми из Армянского посольства. Меня успокаивают, мол, при переводе на русский, название города тоже переведут как Ленинакан. Меня это поражает – как можно Гюмри перевести на Ленинакан? Со временем принимаю возникшую данность.
Но время от времени, как только услышу «Гюмри», всплывает из глубин недоумённый вопрос: «Кто мог додуматься, так неудачно переименовать город? Неужели мой родной город - второй город Армении, не удосужился более звучного, красивого и главное, понятного названия?»

Стала разбираться. Поскольку звучание слова «гюмри» мне показалось тюркским, решила перевести его в яндексе на русский. И сразу попала в цель. В переводе оно означает «таможня».
«Странно, - подумала я. – Неужели никто об этом не знал? Я что ли первая догадалась об этом?»
 
Дальнейшие поиски привели меня к статье в «Голосе Армении», 2016-01-29 14:19.
Автор Юрий АРУТЮНЯН:
«В день референдума 1991 года ленинаканцам необходимо было определиться  - в связи с переименованием Ленинакана предлагались названия Кумайри и Гюмри. Я сразу же отмел последнее и вместе с другими ленинаканцами выступил в местной и республиканской печати против этого названия.
Дело в том, что мой отец, беженец из Гянджи (1920 г., армянские погромы), еще в 60-х годах сообщил мне, что "Гюмри" - это турецкое слово, в переводе – «таможня».
Выяснилось, что данное обстоятельство было известно многим жителям города, вот почему общественные обсуждения носили ожесточенный характер. Им положила конец публикация в городской газете "Кумайри" за подписью одного научного авторитета, ратовавшего за "Гюмри"».

Жаль, что автор статьи Ю.Арутюнян не привёл фамилию этого «научного авторитета».
Дальше Ю.Арутюнян пишет «Не всегда глас народа - глас божий. Не знаю, в какой мере это возможно, но думается, что и референдума не требуется: НС и президент РА своим волевым решением могут переименовать второй город Армении в Кумайри».

Я согласна с этим. Переименовать город надо.
Думаю, что было бы справедливо переименовать Ленинакан в честь знаменитых уроженцев города, или в тех, кто внёс вклад в его развитие, чьи имена вписаны в его анналы, в честь Почетных граждан, коих в городе великое множество... 
Мне на ум пришли первое, что я сама могу предложить (имею право, поскольку я родилась здесь) – например, Азнавур, но самое разумное – Ширак, поскольку Ленинакан – центр Ширакского марза Армении.
Никого же не коробит, что Москва является центром Московской области!

Фото из семейного альбома - «Холм чести» в Гюмри.
 
Так выглядел монумент, установленный в 1910 году в Карсе известным российским скульптором Никешиным, который в 1918 году турки взорвали.

Спустя 100 лет, в 2010 году, было решено воссоздать точную копию памятника в Гюмри.
На пьедестале - солдат со знаменем в руках, рядом орел, который разрывает поверженное турецкое знамя.
По четырём сторонам пьедестале установлены барельефы великого князя Михаила Николаевича Романова (1832-1909 гг.), генералов Михаила Тариеловича Лорис-Меликова (1825-1888 гг.), Ивана Давидовича Лазарева (1821-1879 гг.) и Николая Николаевича Муравьева (Карского) (1794-1866 гг.).


Рецензии
УВАЖАЕМАЯ ЛАУРА,
МЫ С ВАМИ НАСЛЕДНИЦЫ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ КУЛЬТУРЫ! ДЛЯ МЕНЯ МНОГОЕ ОКАЗАЛОСЬ ОТКРЫТИЕМ (ГЮМРИ-КУМАЙРИ) И ВЕСЬМА НЕПРИЯТНЫМ.....
СПАСИБО ВАМ ЗА ПРАВДУ!
С УВАЖЕНИЕМ, КАРИНЕ

Карине Роландовна Дер-Карапетян   09.04.2024 19:19     Заявить о нарушении
Дорогая Карине! Я прочла несколько Ваших произведений, как вы понимаете, про войну, про Арцах. Сейчас это главное, что меня интересует, хотя я выкладываю и читаю и другие произведения. Я не филолог, пишу о том, что знаю. Выложила воспоминания моего отца о Карабахе/Бердадзоре, о наших предках. Я вижу, что и вы близко к сердцу принимаете события в моем родном крае (хотя родилась в Ленинакане, где служил мой отец). Спасибо Вам огромное.

Лаура Симонян   09.04.2024 22:45   Заявить о нарушении
ЭТО ВСЕ - НАША С ВАМИ РОДИНА, НАША ПРЕКРАСНАЯ, САМАЮ ЛУЧШАЯ АРМЕНИЯ! МНЕ ДОРОГО ВСЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ НАШЕГО СОКРОВИЩА!
СПАСИБО, ЧТО ЗАХОДИТЕ КО МНЕЪ ПРОЧТИТЕ ЕЩЕ "ПЕПРОНЕ" И "ЧАШЕЧКУ КОФЕ" И "СЕГОДНЯ БЫЛА ВОЙНА". ВАМ ПОНРАВИТСЯ.

Карине Роландовна Дер-Карапетян   09.04.2024 22:58   Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно прочту. А Вам предлагаю прочесть "Белый Конь" и про собак Алабаша и Карабаха из папки воспоминаний моего отца. Это времена 100-летней давности глазами ребёнка. С уважением, Лаура.

Лаура Симонян   09.04.2024 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.