Греческая православная церковь Св. Димитрия. Ч. 1

               
            Греческая православная церковь Святого Димитрия
                в Камарилло. Ч. 1

             Греческая православная архиепископия Америки
                Воскресные службы


Шёл 2021 год. Пандемия ещё продолжала свирепствовать в мире, но уже пошла на спад. Я в одиночестве бродила по улицам Камарилло и рассматривала здания. У меня ещё не было знакомых в этом городе, в который я переехала год назад. Недалеко от нашей ассоциации, на улице Санта-Роза, моё внимание привлекло здание Греческой православной церкви Святого Димитрия. Из статьи в интернете я узнала, что эта церковь является одним из приходов Греческой православной архиепископии Америки и находится в ведении митрополии в Сан-Франциско. В свою очередь, Греческая православная архиепископия Америки со штаб-квартирой в Нью-Йорке находится в юрисдикции Вселенского Патриархата в Константинополе. Главой церкви Константинопольского Патриархата является архиепископ Элпидофор.
 
В настоящее время Греческая православная архиепископия включает в себя архиепископский округ Нью-Йорк и восемь митрополий: Нью-Джерси, Чикаго, Атланты, Детройт, Сан-Франциско, Питтсбург, Бостон и Денвер. Церкви принадлежит недвижимость стоимостью до 700 миллиардов евро. Поскольку страна столкнулась с финансовым кризисом, то архиепископия вынуждена отдавать государству немалые средства.

Православные Патриархаты — Московский и Константинопольский — являются самоуправляющимися. Они не получают и не дают указаний друг другу, однако между двумя Патриархатами предполагается существование братской любви, христианского общения и сотрудничества. В Греческой православной архиепископии Америки 540 приходов, 800 священников и около 1,5 миллиона верующих. Во всем мире насчитывается около 225 миллионов православных христиан. В США находится вторая по численности в христианском мире православная община.

Вопрос о строительстве Греческой православной церкви в округе Вентура впервые был поднят в 1960-е годы с целью, чтобы верующие больше не ездили ни в Санта-Барбару, ни в Нортридж. В 1977 году двери церкви были открыты в аэропорту Камарилло. Церковь приобрела внеконфессиональную часовню бывшей базы ВВС Окснарда, которая была превращена в византийскую церковь. Священником в ней был назначен отец Питер Ламберт.

В настоящее время службы в церкви Святого Димитрия проводятся в эффектном двухэтажном здании на улице Санта-Роза. Возле здания на флагштоке развеваются два флага: государственный флаг США и национальный бело-голубой флаг Греции. На площадке перед входом в церковь — большой паркинг. Газоны перед зданием красивые и ухоженные. В небольшом саду растут гранатовые деревья. Помещение, в котором проходят службы и интерьер которого выполнен в византийском стиле, просторное, с большим балконом. На куполе — изображение Богоматери с символически показанным младенцем Иисусом во чреве. Богоматерь распростёрла свои руки над точно воспроизведённой копией Греческой православной церкви в Камарилло. На иконостасе помещены лики Богоматери, Иисуса и святых, включая Св. Димитрия.
 
С 2021 года главой церкви Святого Димитрия является молодой священник — отец Константин. Я попросила его немного рассказать о себе. Он родился и вырос в Портленде, штат Орегон. Его семья сначала посещала Греческий православный собор Святой Троицы в Портленде, а, начиная с подросткового возраста будущего священника — греческую православную церковь Святого Иоанна Предтечи в Бивертоне в том же штате. По окончании Портлендского государственного университета по специальности английская литература и деловое письмо, отец Константин поступил в Высшую педагогическую школу Университета Джорджа Фокса, где получил степень магистра педагогических наук. Он познакомился с будущей пресвитерой Эдриенн, когда преподавал в Центральном Вашингтоне, регионе между западной и восточной частями американского штата Вашингтон.

Сначала я недоумевала, что значит пресвитера. В Википедии дано определение слова «пресвитер»: древнейшее каноническое  название второй степени священства в христианстве, однако ни в одном  справочнике не было дано определение слову «пресвитера». Ответ на мой вопрос пришёл, когда я обратилась к греческим источникам. Оказалось, что пресвитера — это греческий почётный титул, обозначающий жену священника, которая занимает важное место в приходе. В русском православии ему соответствует титул «матушка».

Молодые люди — Константин и Эдриенн — поженились в 2011 году. В 2012 году они переехали в Бостон, чтобы посещать семинарию. По окончании учебы, в июне 2017 года, отец Константин был назначен помощником священника Греческой Баптистской Православной Церкви Св. Иоанна Предтечи в Анахайме, Калифорния, где служил под началом преподобного о. Джона Кариотакиса. В августе 2017 года он был рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим митрополитом Герасимом, а на следующий день, в праздник Преображения Господня, — в сан священника. В феврале 2021 года отец Константин был назначен проистаменосом, то есть предстоятелем общины Греческой православной церкви Св. Димитрия в Камарилло. У отца Константина и пресвитеры Адриенны трое маленьких сыновей: Питер, Исаак и Теодор.

Когда я впервые увидела отца Константина, он произвёл на меня самое благоприятное впечатление: молодой, высокий, статный, с добрым взглядом голубых глаз, с аккуратно подстриженными усиками и бородкой. Он и пресвитера Эдриенн являются центрами притяжения для всех прихожан церкви, деятельность которой не ограничивается воскресными службами и молитвенным служением. Она охватывает широкий спектр вопросов, связанных с изучением Библии, воспитанием подрастающего поколения, празднованием православных праздников, свадеб, рождением детей, проводами в последних путь усопших.

Каждое воскресенье перед службой прихожане получают программу проведения воскресной службы, каждая из которых посвящена определённой теме. Главное воскресное утреннее богослужение в любой Православной Церкви — это Божественная Литургия. Этот термин означает «народное дело», и здесь ключевое понятие — участие. Литургия — это общий акт молитвы, богослужения, обучения и общения всех прихожан, в котором они познают в себе Христа. Со времён Нового Завета христиане верили, что, поклоняясь Богу, они, прикованные к земле, духом входят в небесные сферы. При богослужении они выходят из земного времени в мир вечности. Но это ни в коей мере не превращает богослужение в ментальную религию. Человек – это не просто душа или дух, но он являет собой единство души и тела. Поэтому поклонение требует действия не только ума, эмоций и воли, но и тела со всеми его чувствами. Человек во всех своих ипостасях должен принимать активное участия в поклонении.

Во время службы, помимо молитв, прихожане читают послания и главы из Евангелия, а также получают информацию о святых, религиозных праздниках и многом другом.  В церкви постоянно звучит музыка, песнопение исполняется небольшим, но слаженным хором. Каждое воскресенье отец Константин приглашает на сцену детей и в доступной форме знакомит их с основами религии, учит правильно креститься, учит распознавать портреты святых, читает им детские книжки. Иногда он задаёт им вопросы по «пройденному» материалу, и бывает умилительно видеть, как малыши тянут руки, желая дать ответ на вопрос проистаменоса.
 
Однажды я наблюдала, как происходило награждение детей разного возраста, завершивших учебный год в воскресной школе. Каждому из них дарили портрет какого-либо святого и сертификат об окончании учебного года. В каждой возрастной группе ребёнок со сцены произносил слова благодарности, при этом некоторые самые маленькие ученики от волнения порой забывали слова приветствия и были этим весьма удручены. В другой раз награды получали девушки-подростки, исполнительницы греческих танцев.

Отец Константин даёт благословение новорождённым, которых их матери на сороковой день после рождения приносят в церковь. Сначала проистаменос благословляет мать, а потом берёт на руки ребёнка и, благословив его, показывает конгрегации. Я была также свидетелем церемонии благословления людей, решивших стать православными христианами, в том числе высокого и приветливого чернокожего Уоррена и его белокожей жены Тилл.

24 марта 2024 года в церкви торжественно отмечался конец иконоборчества. Согласно Википедии, иконоборчество — это религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали изображения святых идолами, а почитание икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)). В этот день многие прихожане принесли в церковь домашние иконы, и отец Константин, а за ним его помощники, несшие религиозные хоругви, возглавил торжественное шествие прихожан с иконами.

Весьма волнующе проходит ритуал причастия. Отец Константин причащает прихожан «кровью» Христа с ягодкой из общей чаши, символизирующей единство религиозной общины. Ему помогают Билл и Уоррен, будущие дьяконы, а также дети отца Константина и пресвитеры Эдриенн. Перед священником выстраивается длинная очередь прихожан, и первыми причастие принимают дети. Они почти всегда серьёзно относятся к этому обряду, но иногда, особенно мальчики, ожидая своей очереди, слегка шалят. Поскольку я не крещена в этой церкви, то лишь с интересом наблюдаю за детьми и взрослыми, которые, причастившись, отходит от отца Константина с просветлёнными лицами.

В конце службы отец Константин знакомит прихожан с планом мероприятий церкви на следующую неделю, а по её окончании все поднимаются на второй этаж, где установлены большие круглые столы. Прихожане совместно трапезничают. Это время общения. Когда на улице теплеет, застолье переносится на улицу, под навес перед входом в церковь.

Я обратила внимание на то, что церковь посещают люди разных национальностей. Безусловно, основную часть верующих составляют греки, но есть женщины из российских городов и Западноевропейских стран, молодая пара из Молдовы. Есть также несколько смешанных пар, например грек и китаянка, афроамериканец и белокожая леди.

Волонтёры церкви часто организуют пикники, приуроченные к разным религиозным датам, например к Пасхе. Вот какое меню было однажды предложено прихожанам: «В этом году у нас будет более широкий выбор блюд, включая баранину, курицу и вегетарианскую мусаку. Для детей хот-дог или гамбургер с большим количеством лимонного картофеля, греческой фасоли, салата и десертов. Во время пикника можно также будет приобрести пиво, вино и лукумадес (греческие пончики)».
 
Активность церкви многогранна. Здесь я упомянула лишь о некоторых её аспектах.
 
Продолжение следует.


Рецензии

Очень интересный рассказ,много стали рассказывать о церквях. Спасибо
вам о состояние их ,где-то рушат, значение церквей в наше время
сохранение о прошлом, чем заняты реставраторы Спасибо! Алла!

Нинель Товани   26.04.2024 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Нинель. А Вы сами исповедуете какую-либо религию?
С уважением,

Алла Валько   27.04.2024 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.