Монг. туьм, туьмэн- кавк. Лакия
Если принять во внимание историческое название Лакии и титул её правителей - "Халхавчи", то в современном монгольском языке Лакия и лаки соответствуют словосочетанию ХАЛХА-ТУЬМЭН. А сирийское обозначение Дагъестана - "пределы страны Даду"- монг. ДЭЭД (ав. ТIАД) "верх, верхний, верховный", а конкретно монг.- письм. ДАДУ - название Пекина.
Традиционное ауарское обозначение Лакии- ТУМ, лакцев - ТУМАЛ. Этноним "лакал" Аварско-русского словаря - выдумка андийско-хунзахских научных кадров ДНЦ РАН. Никогда ауары соседних лаков не называли "лаками". Согласно историческим источникам Лакия - это тоже ТУМАН.
Халха-монг. ТУЬМ(эн) - "десять тысяч; бесчисленное множество", АРД ТУЬМЭН "народ", ОЛОН ТУЬМЭН "масса".
Деятели Тенглика часто то здесь, то там на карте Сев. Кавказа "лепят" каких-то "тюменцев", временами, дописывая "тюменские татары". Но это абсолютно везде - Лакия, Казикумух, а не "тюменские татары". Иметь две ставки - зимнюю и летнюю- одна из типичных для монголов традиций. Такими ставками у Лакии (Кумуха) Нагорного Дагъестана явл. Тарки (Прикаспий), другая в самом Кумухе (Нагорный Дагъестан).
То, что Тум, Туман -это монг. 10 тыс., говорит и лакское историческое объединение "вицхьи", которое то же самое, что и монг. "туьм(эн)".
ТУЬМЭН ГАЛАН ОРД - монг. обозначение одной из чингизидских ставок - Каракорум.
Можно сколько угодно критиковать феодальных правителей Нагорного Дагъестана, но факт, что правитель средневековой Лакии длительное время считался "старшим" среди всех остальных феодальных правителей Дагъестана. Совместное ауаро-кайтаго-монгольское нападение на Кумух, должно было иметь отношение к переделу власти.При этом очевидно, что монголы сделали ставку на этот раз на Ауар (вилаят Ауар) и Кайтаг. Последний и был своё время "Хонзаном, Суваром" и пр. Это - центр Прикаспийской Гуннии. Государственность в горах Дагъестана зародилась, вероятно, в Кайтаге или близко расположенных к нему территориях. Кайтаг-Ауар-Туман это взаимосвязанная цепочка. Далее, продолжение этой цепочки в Ичкерии. По этой накатанной колее от Прикаспия и вплоть до Чечни на западе включительно, распространялись как христианство, так и ислам.
В ауарском языке для "туьм(эн)" никакого значения нет и никто не может объяснить почему лаки - "тумал" в ауарском языке.
Свидетельство о публикации №224032500424