Глава 2. Дочь и зять

ГЛАВА 2. ДОЧЬ И ЗЯТЬ

Дочь родилась 19 февраля 1984 года в роддоме №6 имени Н.К.Крупской* в Москве, столице РСФСР и СССР. Или как раньше важно уточняли, –  Москва, столица нашей Родины, порт пяти морей, город-герой, а сегодня говорят, увы, достаточно кратко, Москва – столица России.

*(В 1906 году на Миусской площади открылся «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница Агриппины Абрикосовой». В 1918 году роддом назвали именем женщины, не имевшей детей и выступавшей за аборты! В 1994 году справедливость и имя основательницы были восстановлены. Но, увы... в 2012 году роддом закрыли. Ничего личного, это «бизнес»)

§2.1 «ЧАС ЗАЧАТЬЯ Я ПОМНЮ НЕТОЧНО...»

«Час зачатья я помню неточно...», –  и пусть баллада Высоцкого несколько про другое, но лучше и не выразить то моё состояние, тот мой душевный порыв. Всё начало лета 1983 года я находился с всезаполняющим меня чувством понимания того, что всё чем занимался до сих пор было верно задано. И я, наконец, определился в своих целях и задачах! В то лето я делал мучительный выбор: как и что дальше? Чему надо уделить теперь главное внимание?

И к рождению дочери уже занимался антенной тематикой, даже не догадываясь, что этот выбор определит и моё дальнейшее место службы. Эту самую кафедру №46, этой самой «Жуковки». Потому и уверен в том, что ребёнок, рождённый в любви, счастье и трудах праведных (учёба ещё какой труд!) не может быть несчастливым. И дочь сегодняшняя в этом своём вечном поиске истины, в этом своём «Я и только», больше папина, чем мамина дочка.   
 
И тут была заключена самая главная моя ошибка. Это убеждённость в том, что лучше матери девочку отец не воспитает! Теперь, спустя 34 года, я вижу, что это было моё неправильное убеждение. Тем более тогда, когда в семье один ребёнок и он – девочка! ЗА ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА В ОТВЕТЕ ОБА: МАТЬ и ОТЕЦ! Но в первую очередь отец, а мать уже потом и неважно девочка это или мальчик. 

Почему 34, а не 36? Ведь сегодня дочери 36. А потому, что с 2-х до 4 лет я также убеждённо занимался ребёнком, считая, что именно в этом возрасте формируются основы ЧЕЛОВЕКА. И я их сам стал закладывать. Здесь, похоже, я не ошибся. И ещё примечательно то, что начал-таки этот рассказ сегодня, 18 августа 2020 года, в забытый сегодня всеми День Авиации. Но обо всём по порядку...

В июле 1983 года я уехал на ремонтную практику в город Пушкин – бывшее Царское Село под Ленинградом. Там на авиаремонтном заводе мы и проходили учебный курс войскового ремонта авиационной техники. Жили рядом в заводском общежитии, и помимо учёбы окунулись в культурную жизнь Северной столицы.

Музеи, дворцы, парад в день ВМФ и театры. Побывал в нескольких театрах, но главное, что в театре у Товстоногова! Лавров, Стржельчик, Лебедев, Басилашвили, «Ханума», впрочем, об этом в части VII-й…

В Москве меня ждала неожиданная (впрочем, давно ожидаемая!) новость от Аллы. За несколько дней до моего возвращения её положили на сохранение. В телефонных разговорах она не призналась, что после моего отъезда побывала у гинеколога и узнала про свою беременность. 

Врач, приятная и обходительная женщина, узнав об Аллиных прежних неудачах, проявила серьёзную озабоченность. И без всяких отговорок сразу же положила Аллу в роддом на тщательное обследование.
 
Роддом №6 получился тоже не случайно. Врач, принимавшая Аллу, работала на пенсии, а совсем недавно была заведующей этим роддомом. Поэтому она не просто побеспокоилась об Алле, а определила её туда, где ей всё известно, и лечащие врачи были когда-то подчинёнными.

И Алла волей случая попала скорее не на сохранение, а под полную защиту отличного опытного врача и до рождения дочери трижды лежала в роддоме №6, в палатах 26 и 36.

§2.2 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Тем летом мы даже не поехали в отпуск и провели его в Москве. Нечего растряхиваться в поездах. Бережённого Бог бережёт! Только бы ничего не случилось и не могло повлиять на ход беременности. Впрочем, я съездил в Столбцы один, причём впервые и на машине с Вовой Ивановым. Вместе с ним учились ещё в ДАТУ, теперь – в академии. 

Не столько по необходимости, сколько просто составить компанию Вове, тоже впервые рискнувшему на столь далёкий путь в 800 км в одну сторону. Вова ехал к матери, которая жила в Барановичах, и поэтому он привёз меня прямо к дому.

А на обратном пути заехал в Столбцы, и мы вместе на машине вернулись в Москву. Странно, но та дальняя дорога вдвоём в памяти почти не осталась. Странно... а ведь только-только была сдана в эксплуатацию дорога по Белоруссии, дошедшая до времени сегодняшнего как «олимпийка». В памяти же осталась узкая, петляющая, с частыми перепадами по высоте дорога по Смоленщине. 

Но об этом позже (см. Опус 4), когда пойдёт речь о наших друзьях. А день рождения – это было солнечное и морозное воскресенье, запечатлён на ГэДээРвской цветной киноплёнке ORWO, заранее хранившейся в холодильнике на этот случай.

Было снято всё, и «спящие» троллейбусы вокруг роддома, и окна всех палат, где лежала Алла, и сама Алла в окне. И подъезд, из которого мы втроём вышли в день выписки, в День Советской Армии и ВМФ – 23 февраля 1984 года.

И началась приятная суета, а всё потому, что к рождению дочери мы ничего не покупали. И это было никакое не суеверие, а, видимо, просто старое и оправданное жизнью стремление не сглазить.

Из подарков в комнате маму с дочкой ждала коробочка с золотым кулончиком в виде рыбки и подарочный набор для новорождённых от курса академии. И маленькая, карманного размера книжица под названием «Дневник молодой матери», как бы понарошку, впрок купленная мной в Ленинграде.

Поэтому первым делом надо было покупать всё – одёжки, коляску, кроватку и пр., и пр., и пр... О наших «комфортабельных хоромах восьми метров» будет ещё речь впереди в другой части, но с прибытием дочери комната стала по-настоящему домашней и уютной. Наполнилась, наконец, великим смыслом, новыми звуками и запахами.

Уже на следующий день, в пятницу нас посетила медсестра. Чтобы не говорили о советской медицине, но это была налаженная работающая система оказания помощи. Из роддома сообщили о выписке роженицы по месту её жительства, и к нам пришла приятная женщина с желанием оказать помощь и поделиться советом.

Но это не было чем-то необычным, шёл 1984-й год. Последний, доперестроечный год. До уничтожения страны оставалось семь благополучных лет.

Сегодня (2020 год – год написания), когда в Минске уже больше месяца не утихают «митинги и демонстрации» рукотворной Западом «оранжевой революции», диву даёшься, как можно променять спокойную налаженную жизнь на сомнительные западные ценности.

Но ведь я и сам легко и просто согласился с тем, что жизнь провёл в «самой плохой, недемократической стране». И хочу разобраться, а почему так произошло и до сих пор происходит?

ЖИЗНЬ НИЧЕМУ И НИКОГО НЕ УЧИТ. И молодой «креативный класс IT-шников», просто молодёжь, и, что удивительно - пенсионеров! Все они хором, как заклинание повторяют «Батька, уходи!». 

Народу как всегда надобно на собственной шкуре убедиться в «прелестях» подмены медицинской бесплатной помощи «инновационными платными услугами». Сделать как там, в «благополучной» и богатой Европе ...
 
Не знаю, получается ли у меня через воспоминание подвести читателя к пониманию того, как удалось убедить целый народ в своей никчемности. И навязать затем целый набор надуманных способов получения бесполезных знаний.

Впрочем, внимая тому как меня самого учили, делать это я стараюсь постепенно, не торопясь, подбираться всё ближе к нахождению ответа, переходя от простого к сложному.

К необходимости учёбы человек приходит через воспитание. Это-то понятие первым и исключили из общего списка «рекомендованных» услуг для новой России! С него потому и начинаю я свой рассказ о наших детях. Но по порядку.

§2.3 ЗЛОЙ РОК ИЛИ НАКАЗАНИЕ?

Как и заведено было давно и не нами, новорождённую никому не показывали первый месяц, хоть и жили в коммунальной квартире. Через три недели повезли дочь на её первую диспансеризацию. И там были ошарашены известием о том, что у девочки при родах произошёл вывих тазобедренного сустава левой ножки, и начались наши откровенные страдания.

Что это и почему коснулось нас? Злой рок или Божья кара. Врачи успокаивали как могли, говорили, что причины этого до сих пор неизвестны. Преследует это явление в большей части только девочек, и неопытность акушерок здесь не причём.  Алла долго не могла придти в себя от этого известия, но как мудрая женщина стала исполнять все советы врачей.

Приписали нас к знаменитой Филатовской больнице на Садово-Кудринской, и целый год мы её посещали. Пока не был снят гипс. Впрочем, не хочется об этом вспоминать. Запомнился подполковник с Дальнего Востока, который привёз 14-летнюю девушку с такой проблемой.

И это меня успокоило, ведь мы в Москве – где этот Дальний Восток, и что пришлось пережить семье этого подполковника, пока он добивался направления для лечения дочери в этом центре.

Теперь и я и сама дочь считает, что виной этому моя детская шалость – притворяться хромым на левую ногу, когда у нас в семье были хромыми и брат матери – дядя Ваня, и мой двоюродный брат Валера из Гайгово. Нельзя так было шутить. Вот судьба и распорядилась таким образом за это моё неуважение к природе человеков. Наверное, это так, не знаю. Виноват в этом только я...

С именем определились сразу потому, что ещё раньше были убеждены в рождении девочки. На УЗИ, правда ещё в женской консультации направляли, но средство было новое, не получившее должного признания, и потому спросом среди рожениц не пользовалось. Да и не советовали старые медсёстры плод лишний раз облучать. И мои ожидания оправдались – родилась девочка!

Алле нравилось имя Виолетта, я же, единожды услышав в Столбцах имя Руслана, другого и не хотел. Имя же Виолетта отвергалось мной как чужеродное. В первой записке я поздравил Аллу с рождением дочери, и вопрос по сути был решён сразу. Сомнения же возникли в ЗАГСе, куда я вскорости пришёл оформить Руслане свидетельство о рождении.
 
 Молодая, но уже возомнившая себя «вершителем судеб человечьих», делопроизводитель наотрез отказалась вписывать имя по причине его отсутствия в перечне имён 1982 года издания. Для убедительности достала ещё один – 1962 года.

Мои доводы подтверждались тем, что никаких запретов на имена никогда не было. Вот раньше мол, вообще девочку могли назвать Гертруда – Героиня труда или Владлен – Владимир Ленин.

Наконец женщина из глубины ящика достала справочник 1952 года издания. Там, наконец, нашли имя Руслана. Сегодня имя это не вызывает ни у кого удивления, насколько оно стало привычным и узнаваемым. Тогда же именем все знакомые и удивлялись, и умилялись, а маме больше всего нравилось то, что в классе не было второго подобного.

Спустя годы и интернет показывает, что имя мы дали дочери правильное, и оно, к счастью или нет, но полностью соответствует её характеру. Мне же до сих пор представляется, что ребёнок приобретает те или иные черты только благодаря родителям. Так имя или родители повлияли на ребёнка? Той! какой Руслана стала сегодня, спустя много лет? Попробуем понять это.

Первые месяцы и год-два после рождения опускаю, потому как до сих пор хранится тот «Дневник молодой мамы», привезённый из Ленинграда. Там моей рукой записывались все достижения новорождённой по дням и по часам, и нет смысла их повторять здесь.

Руслана росла и радовала нас, родителей, своей красотой, сообразительностью и желанием познавать и усваивать всё для неё неизвестное. И надо сказать, что давалось ей это легко и просто.

§2.4 О ВОСПИТАНИИ И СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ

А, собственно, не было никакого воспитания как такового. Разве только в самом начале. Я искренне верил в то, что именно в раннем возрасте, едва человек начинает говорить, он начинает мыслить и помнить. Раз мыслит, то следует его направить в нужное русло.

А помнит? Здесь прямая связь с речью. Чтобы помнить, надо мысленно проговорить в свою память полученную глазами картинку. Не умея говорить, как ребёнок может это отложить в памяти?

И потом я руководствовался собственными детскими воспоминаниями, как и чему меня учили мои родители. Всё это делалось без какого-то плана. Плохо, наверное, было то, что это никак не обсуждалось с Аллой. Не вырабатывалось какой-то «генеральной» линии поведения нас, родителей с дочкой. Думаю, это было НАШЕЙ ОШИБКОЙ!

Впрочем, причина тому до безобразия проста и понятна сегодня, когда из воспитания ребёнка делают какое-то невообразимое событие. А детей возвели до уровня «божества», которому стали поклоняться и непременно приносить «жертвоприношения», чаще саму маму! Для наших же родителей рождение детей не было каким-то событием или тем более – геройством.   

Родители, выходцы из деревни, были воспитаны на обычаях, передаваемых от поколения к поколению. И были они предельно просты. Но! чрезвычайно действенны: «делай как я», да «кнут и пряник». И справедливости ради стоит добавить – в БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ. А если и было что-то главное в семье, то уж точно не сами дети! А то, как и чем их накормить, и как, и во что их одеть.

Мы же – дети поколения Победителей, мало чем отличались от своих родителей. Так же были окружены заботой, но были лишены «кнута». А вот цель их заботы была одна – избавить нас от ужасов голода, холода и неустроенности, которые родители с лихвой познали в своей, собственной жизни. А главным решением этой задачи родители считали, да и все кругом, учёбу и полноценное образование. Лучше всего – высшее.

Но поскольку дитя наше далось нам не сразу и с горем наравне, то мы, и Алла в большей степени, к своему собственному опыту добавили ЖАЛОСТЬ. В остальном не было никаких «новомодных инноваций», а их тогда вообще-то ещё и не было.


Они только-только стали появляться, чего мы пока не замечали. О том, как мы правильно неправильно воспитывали свою единственную дочь, и пойдёт речь ниже.

Как только Руслана стала разговаривать, я стал стараться вовлекать её в «умственные» рассуждения. А для этого лучше всего подходили долгие и дальние прогулки, когда никто не мешал нашему общению.

Тогда уже обратил внимание на то, что присутствие мамы влияет на Русланку. Причём всякий раз по-разному, но одинаково в одном: она перестаёт обращать внимание на меня, и вся сосредотачивается на маме.

Но это никак не сказывалось на наших с Аллой отношениях: мы не делили ребёнка, а наоборот –  ребёнок ещё больше сближал нас. Одно НО – и тогда, и сегодня тем более, убеждён, что проявление любви на людях неуместно, и я всегда был против этого.

 Помню, что первым моим московским открытием было прилюдное обнимание и целование современников-ровесников как обычное явление. И это при том, что я никогда не был ханжой.

Ну, а что касается проявления любви к любимому ребёнку, то к сожалению, и здесь было и есть такое же отношение: это же очевидно, что люблю, какие здесь должны быть подтверждения?  Да ещё прилюдные. Наверное, я здесь был и есть не прав... и это при том, что всегда с гордостью часто повторял, что Руслана любит меня уже за то, что я просто есть! То есть, ни за что.

А я, бессовестный, не хвалил и не благодарил её ни за это, ни за дела её отличные... (хоть поздно, но признаться в этом!)

То, что рядом с новой квартирой был городской, но «дикий» парк, стало для нас настоящим подарком. Достаточно было перейти дорогу, тогда такую же широченную, но всегда пустую от машин, как попадали сразу в сказку.

В таинственную чащобу зарослей кустов и деревьев с непонятным переплетением бесчисленных дорожек и тропинок. Направо пойдёшь – в фруктовый сад попадёшь, налево – в дремучий лес с оврагами. А прямо – у «моря синего бескрайнего» окажешься.

§2.5 СОЛДАТИК, ЛЫЖИ И ВЕЛОСИПЕД

Сама природа подсказывала темы для разговоров и суждений. Сначала на коляске, а позже и пешком обследовали мы с Русланой все закоулки большущего и длиннющего во все стороны парка.  Даже когда его, как мы шутили к приезду дочери, благоустроили детскими площадками и аттракционами, не перестал он быть запущенным на дальних своих задворках.

 Собирали там малину дикую, землянику, лазали по длинным и глубоким оврагам. Обследовали остатки заброшенной деревни, собирали цветы, листочки и палочки для поделок и гербариев и пр. и пр.

Как-то раз, сбивая с кустов незнакомые плоды – белые, круглые шарики, рассыпали их по асфальту и прихлопывали ногами. Кто больше и быстрее. Неожиданно увидели в кустах пластмассовую игрушку красного цвета – солдата-воина.

Забирать его домой было ни к чему, но и просто выбросить забытую кем-то игрушку тоже не хотелось. И мы решили её спрятать. А как игрушку потом найти? И тут увидел я чудо.

Чудо возникшего интереса самой придумать себе игру. Казавшиеся раньше бесполезные рассуждения о чём-то увиденном, вдруг оказались востребованными. Нужным оказался и устный счёт, и знания правой и левой рук. Уходили от места спрятанного солдатика, запоминая его приметы.

Спустя неделю, в следующие выходные, я уже и забыл затеянную накануне игры. Но только не Руслана. Уже на входе в парк она начала громко рассказывать о порядке собственных действий, вспоминая приметы места.

Вскоре мы были у знакомой березы. Встав к ней спиной, повернулась направо и сделав 50 шагов, остановилась. Слева увидела знакомое место. Шаг к кустам, и там в ворохе листвы искомый солдатик.

И это был не восторг, а ПОНИМАНИЕ... И вот здесь я боюсь ошибиться в сравнениях! Потому, что такое же состояние восторга от понимания я увидел спустя 26 лет у внука. Но об этом в следующей главе.

А прогулки теперь стали не забавой, а наполнялись смыслами. Руслана сама поняла взаимосвязь между «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО». Как было, например, с пешими прогулками, с лыжами или с велосипедом.

Пешие прогулки достигли успеха переходом от Бутаковского залива в Алёшкинский лес (3 км). Поездка на трёхколесном велосипеде на станцию метро «Сходненская» и обратно (4 км). Освоение лыжной ходьбы и переход по льду Химкинского водохранилища до того самого бассейна, куда теперь ездят с внуком! А это туда и обратно – 8 км!

«Головокружение от успехов» * (и это не один день, а несколько лет!) было остановлено совпадением сразу нескольких событий. Стремительно освоив двухколесный велосипед на «пушкинской тропе», Руслана переоценила собственные возможности и потеряла чувство страха. Падение было жуткое..., впрочем, вспоминать не хочется.

*(В газете «Правда» №60 от 2 марта 1930 года вышла статья Иосифа Сталина, название которой впоследствии станет крылатым — «Головокружение от успехов». Использование здесь этого выражения, наверное, не случайно. Оно отражает взгляды летописца на историю и собственные достижения)

Получалось очевидное – девочку должна воспитывать мать. Да и сам я всё чаще приходил к такому выводу. А закон жизненный «больше большего и лучше лучшего» никто не отменял – достижения Дочери отражались и на моих успехах по службе. Мы вместе с дочерью достигали каждый свои «вершины».

И отказавшись от воспитания дочери, ушёл с «головой» в своё «головокружение от успехов» ...

§2.6 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В САДУ И СНОВА СТРАХИ

Как попала Руслана в садик это своя и совсем другая история. В свой новый детсадовский коллектив вошла не сразу, но когда освоилась и привыкла, то на свой день рождения пригласила шесть друзей. Пришло восемь. Как это было, надо рассказать потому, что уже тогда определение «москвич» имело своё особое значение. И среди детей и среди их родителей.

Если в наше детство это не было чем-то особенным, то для московских детей это событие оказалось необычным, если не сказать странным. Сбор определили у детсада, куда обычно отводят по утрам родители детей.

Встречу назначили на 12 часов воскресного дня. Вспоминая мультик про зоопарк, куда молоденькая воспитательница привела детей на прогулку и растеряла их, так и я, построил гостей в колонну по два, чтобы проще присматривать было.

Получилось пять шеренг, включая меня с дочкой, и мы пошли к дому. Памятуя мультик, я постоянно останавливался, подтягивая отставших. Надо сказать, что на нас оглядывались все шедшие навстречу люди. Этот неблизкий путь прошли легко, просто и без замечаний.

 Дома нас встречала мама накрытым столом с угощениями. Надо ли объяснять каково было помочь раздеться в малой прихожей и усадить восьмерых гостей за стол.

Однако всё прошло прекрасно и чудненько, одно только было недоразумение. Фужеров ГэДээРовских с паровозиками было только шесть, а гостей – восемь. Но и здесь всё было тихо и спокойно уравновешено. Вот только расходиться домой никто не хотел!

 Это был чудесный день. Довольные родители, забирая детей, радостно говорили, что и впредь надо проводить такие дни. Увы, москвичи всегда любили гостить, но вот приглашать в гости почему-то не решались. И никаких страхов по поводу устраивания таких праздников не было.

И всё же страх я единожды пережил. Гуляя во дворе (читал свежий номер «Аргументы и факты») с Русланой, вдруг обнаружил её отсутствие на детской площадке. Я метался по двору в полной растерянности, с тем самым жутким ощущением страха потери дочки. Поднялся домой и там её нет! Стою перед подъездом, не зная, что же делать дальше, куда бежать?

Из подъезда выходит радостная Руслана. Одной рукой держит за руку тётю – соседку по дому, в другой руке зажаты шоколадные конфеты «Мишка косолапый». Как её было ругать, такую счастливую? Ведь она приняла самостоятельное решение, чтобы угоститься конфетами. И вот теперь шла довольная из гостей, держа угощения и для мамы, и для папы, и для себя!

Алла тогда посмеялась над моим испугом, но спустя несколько дней так же металась в растерянности, когда Руслана на её глазах самостоятельно уехала в лифте. Беда была в том, что её вес этим лифтом ещё не учитывался.

Вышла она из лифта, изрядно покатавшись вверх-вниз, этажом ниже. Но там сумела сориентироваться, зайдя уже к другой знакомой соседке и по лестнице вышла-таки к своей квартире... То-то радость была у Аллы! И никакого «кнута» ... (и, наверное, ЗРЯ?)

Осенью 1991 года у дочери начиналась новая пора, школьная. Когда-то давно ребёнка до семи лет звали не иначе как младенец, реже – дитятя. После семи сразу столбили: отрок, это мальчик, а отроковица – девочка. А это означало, что беззаботное детство переходило в новое качество и у детей должны были появиться СВОИ обязанности.

И первейшая, это ШКОЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ – УЧИТЬСЯ!

Так было у наших родителей, так было у нас и так должно было стать и у нашей дочери. Но школьная пора дочери совпала с моими «головокружениями» и с развалом страны. Да так, что вместо совместного похода 1 сентября в школу, я уехал на научную конференцию в Севастополь. Спустя три месяца, 25 декабря 1991 года был спущен флаг Советского Союза. СССР не стало...

... и тут я вспомнил о собственных детских страхах, теперь вполне могущие найти воплощение уже в собственной дочери! А страхи те были связаны лишь с одним вопросом – каким путём пройдёт взросление, или как переживёт Руслана так называемый «переходной» возраст от 10 до 17 лет.

Это «путешествие» из детства во взрослость, пожалуй, самое важное вообще во всей жизни. К сожалению, мои представления об этом строились лишь на собственном опыте. Складывался этот «жизненный багаж» только из предположений, потому, что как-то сам я избежал накопления всякого нехорошего опыта.

И этот период благополучно завершился в военном училище. В этом, думаю главная заслуга моих родителей. Как это получилось, сам до сих пор понять сполна не могу.

Об этом попробую разобраться в главе «О воспитании, каким был выбор?», а тогда я просто не понимал грандиозность перемен, происходящих в обществе. И слава Богу, что перемены эти только-только начинались и не затронули (почти) Руслану! Всё внимание было обращено на разрушение советской экономики и про школу, детей и их воспитание просто забыли.

Не забыли только запретить то, что хорошо работало. Школьные классы как некое общинное объединение подростков, пусть весьма идеализированное, сразу изменились запретом пионерии и комсомола как «идеологически вредных».

Началось стихийное, никем не управляемое «переделывание» школы как явления. И начались непродуманные преобразования, а по сути подмены понятий и смыслов. А Руслана просто не узнала, что такое «дружный обязательствами, класс». А какой ребёнок способен понять это, если взрослые ничего не понимали?

Своё отношение к образованию, и к школьному в том числе, я раскрою в части V-й. Здесь же предлагаю самой Руслане домыслить этот период своей жизни, но уже в назидание своему сыну. Я же продолжу только излагать последовательность событий, и моё, и Аллино участие в них...

§2.7 ШКОЛА, «БЕЛАЯ ВОРОНА» И К[А]БУРА

В школу Руслана ходила с удовольствием и не было никаких затруднений с вставанием. Даже и вспомнить нечего, настолько была прилежной ученицей. Однако были у нас волнения первое время и в конечном итоге Алла вернулась работать в школу, бросив полюбившеюся работу в академии.

С третьего класса Руслана стала ходить в одну школу вместе с мамой. Стало совсем хорошо!

Училась Руслана на все «пять», была по-советски прилежным, аккуратным и успевающим ребёнком. Конечно, можно было ей дать больше, но как бы не старались, возможности наши были всё же ограничены.  Однажды даже прошли вступительные экзамены в художественную студию, но, увы, возить её на занятия было некому. Но мы с Аллой ещё раз убедились, что наш ребёнок – самый-самый!

Нельзя не вспомнить, что вначале мы хотели устроить Руслану в школу по соседству с домом, где изучали французский язык. Или, так называемая «спецшкола». Прекрасно понимая, что без связей сделать это будет невозможно, мы всё же попытались. И не были удивлены, когда Руслану не приняли, убеждая нас в неподготовленности ребёнка. ЭТО БЫЛО НЕПРАВДОЙ...

Поэтому мы с Аллой хотели убедиться, наверное, в большей степени я, что наш ребёнок на самом деле талантливый. Какой родитель этого не хочет знать? И она была принята, показав свою способность к рисованию. А моя убеждённость, что, если ребёнок проявил себя в чём-то, то он талантлив во всём, была всего лишь подтверждена.

 И Руслану нагрузили дополнительной обузой – учиться в музыкальной школе. Но сами напряглись с другой обузой – пианино! Не столько трудно было купить его, как внести в дом!

Купили-таки пианино, чтобы если не художником, то, может музыкантом станет. Музыкантом не стала, но школу музыкальную закончила с блеском. Её выпускной номер был бесподобен, но вот от пианино мы с большим трудом и довольно долго избавлялись ... И по-прежнему тешили себя тем, что девочка росла СМЫШЛЁНАЯ и ТАЛАНТЛИВАЯ.

Я тогда был уверен, а сегодня всецело убеждён, что музыка является одним из сильнейших средств воспитания человека, причём человека с заданными качествами, как хорошими, так и отвратительными! И тому подтверждение, проверенное временем, как собственное развитие, так и Русланино становление.

Да, уже и внук подтверждает это ПРАВИЛЬНОЕ суждение, но об этом позже...

Мы были обычной советской, уже БЫВШЕЙ советской семьёй и взгляды наши..., впрочем, здесь не могу не сделать отступление! Вначале полагал, что наибольшие сложности возникнут при написании рассказов сначала про себя, потом про Аллу, потом про её мать.

А сейчас уже вторую неделю никак не переступлю детство Дочери, а ещё впереди ЗЯТЬ с внуком и всякие там потрясения.

И всё это надо показать в переплетении с главным потрясением в нашей жизни – смены строя в 1991-м году. Как? И чтобы это было похоже на правду? Руслана тогда изменений не заметила, а мы?

И только спустя 30 лет могу как-то обобщить происшедшее. Запад выиграл потому, что построен на самых ПАСКУДНЫХ КАЧЕСТВАХ человека, а мы проиграли ИЗ-ЗА ВЕРЫ в то, что человек должен быть хорошим и всегда будет стремиться стать ещё лучше...

Но это спустя 30 лет, а тогда, в 90-х? Несоответствие того, что я «проповедал» в разговорах с Русланой, с тем, что было вне семьи - в школе, на улице, по телевизору, первой и обнаружила наша прекрасная дочка! 

А назвала себя «белой вороной» Руслана под конец учёбы. Тогда я был просто не готов переубедить её в этом, сам чувствуя несоответствие. И нужных знаний, и умений, и средств у меня никаких не было, и против всего «цивилизованного запада» я был просто бессилен...

Все 90-е прошли у детей с (новыми для родителей) «героями» старых американских сериалов типа «Том и Джерри в детстве» (1990), «Утиные истории» (сериал 1987-1990), «Новые охотники за привидениями» (1986-1991), «Черепашки-мутанты ниндзя» (сериал 1987-1996) и другие.

Советские мультики и русские народные сказки были сначала задвинуты, а спустя годы уже ВСЕ убеждены в их «вредности», «никчемности» и прочее, прочее, прочее.

«Шедевры» западного образа жизни стали общедоступны везде и всегда – ими всё затмили, но ещё мало кто понимал, что началось «переделывание» целой страны, и прежде всего детей наших – нашего будущего.

Сознательно не использую непонятное слово «реформа», или «переформатирование», или «трансформация» потому, что об этом и прочих «инновациях» см. в книге Третьей ...

А здесь нельзя не вспомнить об отношении к религии, к вере. Всё смешалось в то время в головах наших, не было ясности ни в чём. Меня тогда особенно забавляло, когда показывали какие-нибудь церковные торжества и вели прямую трансляцию по телевидению.

В почётных местах стояли члены правительства, другие важные чиновники и все, бывшие коммунисты, усердно крестились...

То, что мы с Аллой были крещёнными, мы знали с детства. Но об этом нам напомнила Руслана. Начиная с 1991-го года, мы решились оставлять Руслану одной проводить лето у бабушки в Столбцах. Чтобы сегодня не говорила Руслана, но пребывание там одной делало её САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ОТВЕТСТВЕННОЙ и СПОСОБНОЙ САМОЙ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.

Как-то раз, когда уже давно закончились каникулы и Руслана ходила в школу, мы с Аллой задержались и не приехали вовремя домой. Надо сказать, что, если Руслана и заволновалась, то тут же приняла решение. Убедившись, что на работе мамы и папы нет, позвонила в Столбцы, посоветоваться с бабушкой.

А какие чудные письма она писала нам из Столбцов. Некоторые из них сохранены. 

В августе мы узнали о том, что Руслану крестили. Тогда Сергей (брат Аллы) с Людой (его жена) решили крестить Алёну (их дочь). Ей исполнилось два года. Бабушка настояла и на крещении дочери. Через проводника поезда (тогда это не считалось чем-то необычным!) переслали в Столбцы свидетельство о рождении.

Хотя времена и изменились, а крещение для Дочери было «тайным» от родителей. Руслану при крещении нарекли Людмилой.

Выпускной вечер мы провели вместе с Русланой, дежурив в школе с Аллой до самого утра. «Белой вороне» на выпускной приготовили кроме чудного платья, несколько банок «Отвёртки», пачку «Мальборо» с зажигалкой ..., впрочем, эти воспоминания должны быть написаны уже самой Русланой.

Но не отметить нельзя, что школу Руслана закончила с СЕРЕБРЯНОЙ медалью!

Старт был взят высокий и многообещающий! Сразу после выпуска из школы все медалисты Северо-Западного округа отправились в путешествие на теплоходе «Александр Грибоедов» до Углича и обратно. Для Дочери это было первое самостоятельное путешествие, и она впервые одна покинула дом. Пусть и на очень короткое время. А мы с мамой были просто счастливы! 

Заканчивая школьный период, нельзя не вспомнить, что на вступительных экзаменах в университет, Руслана допустила грамматическую ошибку по моей вине. Всё же мои взгляды не оставались без Русланиного внимания. Поэтому она, не задумываясь, написала слово «кобура» так, как обычно слышала от меня, – кАбура.

Тогда я не обратил внимание на то, что Руслана (наверное, как и всё поколение, поверившее в «мутантов-черепашек») легко воспринимает на веру всякий бред, доставляемый молодёжи средствами массовой информации – СМИ. Теперь, когда СМИ почти затмил интернет, его влияние стало просто губительным! И всё же...

 ...Руслане повезло, что махина под названием «Советское образование» всё ещё уверенно катилась, сметая на своём пути тщетные попытки «постсоветской реформации»! Запущенная твёрдой сталинской рукой в сороковых годах ХХ-го столетия, эта махина к концу века ещё не растеряла всех своих положительных качеств, избыточно заложенных её основателями.

Руслане повезло, что эта махина, только 10 лет спустя была всё же приостановлена. В 2001-м году, когда Руслана уже закончила школу с серебряной медалью, в России впервые был введён ЕГЭ.

Расшифровывать эту ненавистную мной аббревиатуру нет смысла. Сколько «крови она выпила» у родителей, что её знают даже младенцы. Новый закон об образовании (№273-ФЗ от 29.12.2012г.) вступил в силу в январе 2013 года, окончательно разрушив советское образование. Остановил-таки эту махину!

Внуку шёл тогда второй год и о том, в чём ему не повезло, мы поговорим ниже, в рассказе о нашем внуке.

А Руслане не повезло, что вся чудовищность «воспитательно-образовательных инноваций» обрушилась на неё, когда встал вопрос: как ей самой воспитывать и образовывать собственного сына? А главным источником всех её вдохновений, начинаний и мечтаний стал интернет, всемирная паутина, СМИ и блогеры...

Беда в том, что весь этот БСК от СМИ и «сетевых инноваторов типа блогеров» Руслана воспринимает как нечто благое и всему верит, не проверяя весь этот бред. Когда-то в среде людей, получившие образование в 40-50-х годах прошлого столетия было распространённым такое сокращение как БСК – бред сивой кобылы. Так они КУЛЬТУРНО не соглашались с НЕВЕЖЕСТВОМ.

А сегодня сами СМИ читают по-разному, не как средства массовой информации, а так: СРЕДСТВА МАССОВЫХ ИЗВРАЩЕНИЙ.

А блогеры суть есть невежды необразованные, возомнившие себя «знатоками». Впрочем, чему удивляться Руслане, если целые народы всё ещё продолжают верить в «достойную жизнь на Западе»! Но продолжим рассказ о том, как и когда, появился в нашей семье зять Новый избранник. 

§2.8 УНИВЕР, ИНТЕРНЕТ, ЕГИПЕТ И ЗЯТЬ

Школьные страхи ушли вместе с выпускным вечером. В 2000-2001гг. начался для Дочери сложный период выбора своего будущего. Вспоминая себя, старался не навязывать своё мнение, тем более поняв, что антеннами она уж точно заниматься не будет. И история с её архивами Руслану не привлекали в большей степени из-за английского, который надо было сдавать при поступлении.

Желание пойти по стопам мамы было (на моё удивление) отвергнуто самой мамой. Всю зиму мама с Русланой ездили по разным ВУЗам в поисках «нужного» учебного заведения. В завершении втроём посетили выставку «Образование и карьера - 2001». До начала выпускных, а потом вступительных экзаменов оставалось меньше месяца.

Решили подать дубликаты документов в Университет печати, университет имени Плеханова и в Социальный университет. Расписание сдачи экзаменов различались и получалось, что в социальном были позже всех и поэтому туда документы не сдали. 


А вот в Плехановском университете и в Университете печати, один из экзаменов попадал на один день, и в последний миг Руслана решила пытать счастье в последнем.

Надо отдать должное Руслане – к этому испытанию она отнеслась серьёзно, и тем прекрасней были результаты. Впрочем, помню эти томительные ожидания в машине после каждого сдаваемого экзамена в Университет печати, бывший Московский полиграфический институт – «кузница кадров» целого отряда прекрасных журналистов и газетчиков. Теперь это Политех (?!), но об этом в части V.

В списках поступивших мы не увидели Руслану! Как? Почему? И вдруг выясняется, что в комиссии лежит дубликат аттестата, а при зачислении необходим оригинал! Об этом мы просто не знали. Тогда я сам себе удивился, когда, не раздумывая, пошёл к ректору.

Как получилось, не знаю, но справедливость восторжествовала тут же – оригинал аттестата был при нас, в сумочке Аллы!

1 сентября я сидел вместе с Русланой в Колонном зале Дома Союза, где она была посвящена в студенты. Таким богатым, незабываемым торжеством я был обделён, когда сам поступал в свою знаменитую Жуковку...

Училась Руслана в Университете также прилежно и хорошо, как это делала в школе. Уже на втором курсе стала обладателем ценного подарка от газеты «Московский комсомолец» за студенческую работу. К тому времени компьютер стал незаменимым помощником в учёбе, появился интернет. Пока, правда, ещё совсем слабенький, малоскоростной и недоразвитый.

Особенностью студенческой жизни дочери было то, что она как москвичка жила дома и отношения к студенческому общежитию не имела никакого. Такая студенческая жизнь – быть под постоянной опекой родителей и не касаться, а порой и не знать бытовых трудностей, очень сильно отразилась (на мой взгляд) на чертах дочери в будущем.

И подружилась она с москвичкой, учившейся вместе с ней в группе. Таня, так звали подругу, жила в нашем районе, а её родители работали преподавателями в этом же институте. Впрочем, как мы с Аллой, так и родители Тани не могли нарадоваться, - обе учились на отлично.

Порой сокурсницы даже не хотели пускать их сдавать экзамен первыми, дабы не создавать завышенную оценку успеваемости группы.

Кант, Фрейд и Карнеги, Юм и Юнг, «архетипы», «бессознательное», «эго», «вещь в себе» и прочая философия. Такого мы в советских академиях не проходили. Я с удовольствием ездил с Русланой по магазинам в поисках книг, дотоле неизвестных западных философов. 

Мои знания о рекламе, как науке ограничивалось ленинским определением: «реклама – двигатель торговли». Какое ОШИБОЧНОЕ БЫЛО моё это представление!

Руслана познавала новое для себя, познавал своё новое и я. Различия только были существенными. Руслана познавала, что всё «хорошее» строится исключительно на возвышении своего «Я» над всем остальным, а я же пытался понять почему «МЫ» потеряли свою страну столь бездарно... (всё тешу себя, что смогу объяснить это ниже)

Учёба в Университете, что самое главное, была в радость и на пользу! Больше того, что учёба была не в тягость, так Руслана решила ещё учиться по специальности экономиста. Тогда в Университете был открыт экономический факультет и своим студентам была предоставлена возможность учиться за половину стоимости.

И на третьем курсе Руслана стала ещё студенткой двухгодичного экономического курса. Неплохо же, когда рекламист ещё и в экономике разбирается!

2002-й год, второй год века ХХI, как будто назло предшествующему – счастливому, омрачился целой чередой нехороших событий. Вот и верь всем этим выдумкам о «всё объясняющей теории нумерологии». А ведь по ней получалось, что сочетание «2002» обещало сделать год «сверхблагополучным»!

Увы, начался год, по крайней мере для меня, непродуманными действиями, поступками и решениями.

В результате, осенью я был уже военным пенсионером, безработным и без будущего. Как в пушкинской сказке: зная, как дважды два, что надо уметь умерять свои желания, иначе беспредельная наглость приведет к тому, что в результате останешься у разбитого корыта. Я всё же погнался за «длинным рублём»! И остался у «разбитого корыта» ...

4 октября пришла печальная весть: за девять дней до своего 71-летия умерла Аллина мама... Казавшаяся ещё недавно «вечность» – вечной не стала. Жизнь приобрела совершенно иные качества. И пошла по новому пути – надо было решать задачу об отчем доме, определять его дальнейшую судьбу.

Впрочем, для Дочери, только вступившей на свой, собственный путь, эти изменения не стали очевидными...   

В дела, так сказать молодые, мы особо не вмешивались – Руслана вела обычную, вполне студенческую жизнь. Впрочем, для нас ночной клуб был понятием совершенно непонятным и непривычным: в нашу молодость такое было просто немыслимым. Подруга Таня не всегда была ей напарницей в этом занятии, и чаще такие походы у Дочери были со школьной подругой Настей.

Под утро мы вместе с мамой сидели в машине, в ожидании окончания «ночного клубного занятия», чтобы отвезти подруг домой. Не думаю, что это было главной причиной, но как-то удалось познакомить Руслану с молодым моим сослуживцем-подчинённым, лейтенантом ВВС, выпускником академии Жуковского, Борисом. И наши «ночные бдения» с мамой в машине закончились.

Своим мнением о друзьях Дочери я поделюсь ниже, когда вспомним всех своих друзей. И когда после воспитания ниже порассуждаем об образовании вообще и нашем, в частности. Это будет интересно тем, что Руслана с подругой Таней получили высшее образование по новым учебным программам.

Для профессии рекламщика, которой просто не было в прежней стране. Друзья же её, Настя и Боря, выучились по старым, ещё советским методикам и представлениям. 

Сегодня я, занимаясь, казалось бы, обычным переносом своей памяти в память компьютера (чем не «цифровизация»?), вдруг ясно осознал, что меня отличает от дочери. Вернее, чем отличаются наши поколения*.

*(Я не признаю западных (навязанных нам) названий поколений по годам, а именно: «величайшее» (1900-1923), «молчаливое» (1923-1943), «беби-бумеров» (1943-1963), «икс» (1963-1984), «игрек» (1984-2000) и поколение «зэт» (c 2000). И пользуюсь своими, отличными от навязанных)

Мы, поколение детей Победителей (1945-1965), не перестали удивляться всему новому и, если принимаем его, то с недоверием всё же, с опаской что ли. А новое поколение, поколение внуков Победителей (1965-1985), наоборот, принимает всё новое как должное и данность.

Почему? Ответ на этот вопрос нам помогут раскрыть ниже следующие главы «О воспитании», «Об образовании» и прочие, когда от перечисления событий перейдём к их разбору...  А пока продолжим вспоминать прошедшие события. Надеюсь, что через много лет Руслана пожелает дополнить и объяснить всё это сама.

Был у нас обычай что-нибудь себе в подарок покупать под Новый год. Так, по мелочам. А тут под Новый 2005 год, решили обзавестись дорогой современной стиральной машиной.   XXI век на дворе, а у нас «вечная», тридцать лет исправно служившая, «Рига-8». Выбрали для этого один из первых, тогда появившийся рядом с нами, торговый центр «Мосмарт».
 
Надо ли говорить, что, когда видишь два десятка образцов, трудно сделать правильный выбор. Но нам нужна была машина с заданными размерами ширины и глубины, дабы вместить её в нашу маленькую ванную. Со смехом мы оформили вместе с покупкой своё участие в розыгрыше нашей покупки в каком-то рекламном предложении.

Радость от приобретения, суета в подготовке и встреча Нового года выбили из памяти то, что мы подписали бумаги нашего участия в розыгрыше подарков. И когда Руслана получила сообщение по электронной почте о том, что мы выиграли путёвку в Египет на двоих, посчитали уже это сообщение розыгрышем! Аннет! И снова суета со спешкой оформления загранпаспортов, оттягивание сроков отъезда, да согласование своих отлучек в Университете и у меня на работе...

Накануне нашего счастливого путешествия мы отметили Русланино 21-летие, моё 50-летие и это было как бы дополнением и к моему, и к её своеобразному «юбилею». Теперь, например, Руслане можно баллотироваться в депутаты государственной Думы. Короче, совершенно новый период в жизни – взрослый без всяких ограничений!

И Руслана в полной мере отвечала всем новым требованиям.

Для меня это было путешествием во «времени и пространстве»! 9-ти часовой перелёт из Анадыря, столицы заснеженной и морозной Чукотки, а на следующий день через четыре часа перелёта, посадка в «столице» египетской части Аравийского полуострова – Шарм-эль-Шейхе.

Из бедной России в беднейший Египет. Семь дней в оазисе «достойной жизни», где внутри «счастливый капитализм», а за воротами – «дикое средневековье» и счастливые (без кавычек!) русские туристы...

Об этом интересном поведении русских за границей, тех же европейцев с американцами и вообще о наших путешествиях, впечатлениях, взглядах и вкусах поговорим в других Опусах. Тогда я впервые оказался далеко за границей. Свои поездки в Литву, а об этом тоже есть рассказы, путешествием за границу я не считал.

А тогда я вдруг обратил внимание на различие взглядов моих и дочери на многие вещи и явления. В те не по-апрельски жаркие солнечные дни, - как никак Африка рядом, мы ели сочную, большущую и вкусную местную клубнику и купались в Красном море. 

Не знаю как Руслана, а я, будучи каким ни каким специалистом» в области современных радиотехнических средств, был в «диком» восторге не от этого, а от новой связи (сотовый телефон) и передачи данных (электропочта).

Сотовый телефон мы подарили Руслане по случаю её поступления в Университет, а маме – в школе, родители учеников. И один я в семье оставался не «телефонизированный». Но в этом не видел никакой необходимости, жили ведь без такого средства до этого и ничего. А уже в самолёте я вдруг был удивлён тому, как Руслана легко и просто сообщила в Москву маме, что мы ещё летим!

К первому нашему дальнему заграничному путешествию мы с Русланой имели свои почтовые ящики. И если я ещё редко пользовался электропочтой, то Руслана уже вела обширную переписку со своими друзьями. Тогда сотовые телефоны были ещё довольно простыми: кроме звонков и передачи коротких сообщений умели только фотографировать.

Поэтому электронную почту можно было посмотреть только на компьютере, подключённому к всемирной сети. Для этого в гостинице был обустроен компьютерный зал, где мы и выходили в сеть. Кстати, оказалось, что за оградой отеля связь была намного дешевле, как и вкусная «не по сезону» клубника. После очередного такого посещения гостиничного компьютерного зала я и услышал новое для себя имя нового избранника дочери.

Загоревшие и счастливые прилетели в весеннюю Москву – лето обещало быть жарким и в этот год долгим, начавшись в апреле. В мае произошло печальное событие: на 87-м году умер мой отец. Вдвоём с Русланой мы поехали в Литву, к моей сестре, на похороны. Увы, всё в мире всегда находится в некоем равновесии и вне нашего желания усредняется во всех смыслах – хороших и плохих...

§2.9 ДО И ПОСЛЕ «ВОЛШЕБНОГО» СОБЫТИЯ 07.07.07

Между тем жизнь продолжалась, а на первое место выдвинулся Новый избранник, причём сделал он это сам. Оказалось, что в наше отсутствие, когда я даже ещё не догадывался о его существовании, он позвонил Алле. Это теперь, спустя более десяти лет, но главное, когда мы с Аллой перешагнули возраст 65+, да и живём в браке более сорока лет, становятся понятными многие поступки.

Звонок-пустышка.

В 2006-м году Руслана шла к красному диплому рекламиста и синему - экономиста (по второму образованию красный почему-то не давали). За два года до завершения обучения, будучи студенткой, уже работала по специальности в частном рекламном агентстве при университете. Было нам, родителям, чем гордиться за свою дочь!

Каких-то особых изменений, происходящих в Руслане мы с мамой не замечали, всё было как обычно – дочка училась целеустремлённо, двигаясь к какой-то своей, поставленной цели. Получалось у неё всё легко и просто, без особого напряжения сил. И это нас тоже радовало. Руслана как-то заикнулась о тех, кто с ней работает в частном агентстве при Университете.

Тогда маме был представлен отрицательный образ студента ещё пока и не избранника дочери, учившегося курсом младше и то же работавшем в этом агентстве. После поездки в Египет, это мнение изменилось, и образ Нового избранника перед мамой приобрёл усилиями Дочери много положительных черт. Алла же, гуляя с нашим пуделем Антошкой, всё чаще стала замечать во дворе уже узнаваемую тень Нового избранника.

Что-то шло не так. Боря перестал звонить, что раньше делал постоянно. А главное, что прекратились наши ночные дежурства в машине, чтобы забирать Руслану из ночного клуба. Теперь домой её стал провожать Новый избранник. Впрочем, дело молодое, и мы с мамой особо не вмешивались в жизнь Дочери, а она, собственно, и не скрывала от нас ничего.

А после встречи Нового 2007 года через час к нам в гости заявился Новый избранник с цветами, подарками и поздравлениями. Новый год обещал быть щедрым на интересные события... и в феврале к нам в гости прибыли родители Нового избранника с огромной корзиной фруктов и цветов просить руки нашей любимой дочери. Проще говоря – приехали познакомиться, коль молодые уже всё решили.

Часто раньше я представлял себе жениха, которого должна будет когда-то привести Руслана. Предположения страшили... И вот, свершилось. И хотя мы с Аллой знали, что рано или поздно это произойдёт, и всё же оказалось неожиданностью. Честно признаться? Так это то, что ни Алла, ни я, просто были не готовы к столь серьёзному развороту событий.

Руслане исполнилось всего-то 23 года, куда было торопиться? Но был и страх: запретим, а потом? Это с парнем всё просто и понятно, как не крути, а выбор за ним был, есть и будет. Сам я видел и всегда помнил, как сестра шла к своему счастью. Но и мы с Аллой имели свой, неудачный опыт. Короче, не решились перечить желанию дочери и согласились. Согласились и стали готовиться к свадьбе. Говорят, первое впечатление обманчиво?

Оказалось, нет. Больше того, накануне, за год-другой до этого я занялся всё-таки воплощением своей давней задумки – написать своё видение прошедших событий в 1991-м году. После долгих умозаключений пришёл к тому, что героями событий моей ненаписанной повести-трилогии должны быть украинец, белорус, русский, прибалт и.… москвич.

 Москвич как явление – это отдельный большой и спорный разговор. Я же исходил из своих, частных впечатлений, и образ москвича, мной придуманный, собирался по крупицам. И стал «лепиться». С москвичами столкнулся ещё в полку, будучи сам молодым. Потом учёба в Москве, служба и работа с москвичами коренными, некоренными и всякими разными.

Образ «слепился» узнаваемым и вполне соответствовал череде знакомых москвичей. Был их усреднённой копией с одним общим свойством – кажущуюся привлекательность надо было обязательно проверять! А не проверив, поверив лишь «обёртке», всегда «нутро» оказывается пустышкой. Такое вот, по моему мнению, СВОЙСТВО МОСКВИЧЕЙ! И в этот образ вполне вписался найденный Русланой москвич Новый избранник.

К своим 50-ти годам я уже умел различать, разделять и отделять людей. Проявились особенности московской жизни и появилась способность кого-то избегать, кого-то привлекать или не обращать внимания. В конечном итоге в друзьях оставались только старые, проверенные и новые вовсе не появлялись. А если и появлялись, то пропадали так же быстро, как появлялись. Да и старые отдалялись во времени и пространстве. Это видимо закономерность бытия и менять что-либо вряд ли можно.

Но здесь было другое, вот они – Новый избранник, его родители. Какие есть. Надо это принять как данность. Выбор сделала Руслана и ей теперь самой держать ответ за собственные взгляды, действия и поступки. Но выбор не был случайным, потому как они были ровесниками и принадлежали одному поколению – поколению черепашек-ниндзя.

Но об этом ниже, в главах про внука, воспитание, образование и обычаи, которые если и помнили, то осуществляли неверно...

А свадьба была назначена на якобы «счастливую дату» – 07.07.07. Тогда я тоже «клюнул» на это сочетание чисел, правда, в моей памяти это было связано не со «счастьем», а с названием советского портвейна «777». И сидел ночь и утро в машине вместе с молодыми в ожидании открытия Тушинского ЗАГСа.

Воистину люди НЕИСПРАВИМЫ! Нет ОЧЕРЕДЕЙ, так они ИХ ПРИДУМАЮТ на пустом месте! Чего не сделать ради волшебного будущего?

 Надо отдать должное маме, она сделала всё, чтобы свадьба стала для Дочери знаменательным событием. И это ей удалось. Пользы от этого, правда, не было никакой. Одни, ничем не обоснованные траты. К нашему общему с Аллой удивлению и траты эти никак в итоге не возместились. И чудо-авто-ретро оказалось без бензина, и фотограф явился больше «пожрать», чем «фоткать», и ведущая отработала не так, как мы заказали и пр., и пр., и пр.

Да и больше половины гостей оказались на свадьбе не понятно по какой причине приглашёнными! А я свою родню не пригласил и вовсе. И не по своей вине – моя «малая родина» и живущие в ней мои родственники теперь оказались на чужбине, за настоящей границей. Надо было оформлять приглашения, оформлять визы и пр., пр., и пр. ...

И тем не менее, свадьба удалась и вышла на славу. Второй день был чудесней и прошёл в кругу своих родственников. Даже ежегодный, отмечаемый обычно в Вишневце Янов день, отметили здесь же, на свадьбе! Да один съёмный дом для гостей из Беларуси как удался и всем понравился! Осталась свадьба на память, только правда в памяти.

Сначала недосуг был, но и до сих пор альбома свадебного у молодых нет. Фотографии, DVD есть, но где и как хранятся, никто не знает. По крайней мере мы с Аллой. Думаю, что не стоит кого-то убеждать в том, какие чудные планы, проекты и прожекты были молодыми представлены нам с Аллой до и сразу после события «07.07.07». Тогда я только хмыкнул, убедившись в бесполезности споров, и сказал: «цыплят по осени считают»!

Рождение внука принесло нечто новое, радостное в отношениях, но вскоре не только не разрешило многие противоречия, а ещё больше усложнило взаимопонимание сторон! И здесь, пожалуй, впервые при написании Летописи, возникли сомнения и у самого автора. 

КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ? И ЧТО ДЕЛАТЬ?  Одно лишь сделано правильно, что начата Летопись, хоть мнение одной стороны будет изложено! Что написано пером – не вырубишь топором...

ПОЧЕМУ НАЧАЛОСЬ НЕПОНИМАНИЕ? Наверное, виноват пресловутый «квартирный вопрос» - жить вместе четырём людям с разными взглядами в тесной квартире противопоказано? Думаю, что ответ этот получится только при взгляде из будущего, по истечению многих лет.

Но тогда, когда вдруг вспомнили про военных пенсионеров и в 2012 году значительно повысили мою пенсию, мы с Аллой приняли окончательное решение о переезде в Столбцы.

И всё же НЕ «квартирный вопрос» был решающим в этом нашем непонимании. Конечно, можно наши отношения с уже зятем свести к анекдотам про тёщу, тестя и зятя, мол у всех так было всегда. Тем более и начиналось всё, как у всех, очень красиво.

Первое время зять и цветы не забывал дарить, и слова правильные выбирал, и мнение своё высказывал с оглядкой. Но хватило его ненадолго и всё стало «как у всех» ... Но это будет слишком упрощённо и не совсем верно. То, чего не рассмотрела и не увидела в своём избраннике Руслана, я, к большому моему сожалению, увидел уже при первой встрече.

Я увидел, помимо уже упоминаемого выше «типового москвича», слияние всех мыслимых и немыслимых недостатков в одном человеке! Хороша же оказалась данность, подарок судьбы. Подарок, который Руслана сделала прежде всего себе!

Сегодня, с высоты своих «65+», я могу быть снисходительным к глупостям, свойственным возрасту «30+», сам таким был, и сам никак не мог долго решить вопрос «кто в доме хозяин?». Впрочем, судить не буду, я просто перечислю это «мыслимое и немыслимое» нагромождение. А судить будет Руслана, если, конечно, эти мои суждения будут когда-то прочитаны. Итак,

1). Мы с Аллой и прежде всего Руслана, «платим по чужим счетам» – в семье зятя были и есть весьма непростые отношения. С матерью, с отцом, ушедшим из семьи, и с младшим братом. Этому надо бы посвятить такие же главы, какие написаны про нашу семью. Но это не ко мне, а уже к зятю. А Руслана начала воспитывать сына в этих новых условиях, да ещё и по «западным» подсказкам.

2). Зять уверен, что быт, воспитание и образование – это женское дело. В его семье мужчина детьми и уборкой не занимался, поэтому убеждён, что у него должно быть так же. Такое мировосприятие нужно было ломать сразу, но этого не было сделано.

3). Зять совсем себя не контролирует: кричит, оскорбляет, кидается вещами. Даже мелочи вызывают у него истерику. Ничего не изменилось с появлением сына: срывается на ребёнке, вместо того, чтобы объяснить и научить.

4). Зять ленивый и ничего не делает по дому, не может прибраться (хотя бы за собой), не может погладить вещи, помыть посуду пр., пр., пр. ... Если бы не был таковым, то за несколько лет совместной жизни можно бы и измениться. Но этого не произошло ни через 5, ни через 10 лет. ...

5). Зятя раздражают домашние животные. Как своя кошка в своём доме, так и Русланины любимцы Антошка и Пуф (уже бывшие). Казалось бы, есть исключение – ящерицы, но они ведь не рассказывают, как мучаются в ожидании кормёжки и очередной уборки в их жилище. А зять бесится уже при одном упоминании об этом.

Прошло 13 лет после свадьбы, 9 лет после рождения первенца Дениса, 6 лет после «второго дубля» события «07.07.07», а «цыплят по осени» никто пока и не считал. Надеюсь всё же, что Летопись на этом времени  не  остановится  и  будет  продолжена.  Все эти события будут описаны (уже не мной) и им будет дана соответствующая оценка. Дабы всё же «все ЦЫПЛЯТА будут сосчитаны по осени».

Дописываю главу после поездки в Москву с 25 октября по 8 ноября 2020 года в то время, когда началась вторая волна «ковидной лихорадки». Говорить, что всё закончилось, ещё рано, и этому будет посвящена скорее всего особая отдельная глава. Но об этом позже, когда будут уже очевидны итоги «Пандемии-2020».

Итог же «московских каникул» один: ничего в жизни Дочери не меняется, и менять ничего она  не  хочет!  А  что зять?  Он постоянен как «физическая константа» и никаких выводов ещё не делает и менять ничего тоже не желает! Хотя оба уже накануне опасного возраста «37-42». 

Так что пока продолжим изложение событий, оставив право судить уже не нам, а продолжателем нашей истории. Тем более что остались нераскрытыми ещё достаточно много тем и вопросов, требующих много стараний, чтобы правильно их изложить на бумаге.

А главное понять, когда же произошла подмена в сознании Дочери, и кто виноват в этом. Чтобы разобраться в этом, вновь оставил свои воспоминания о внуке – надо было заканчивать рассказ о Руслане, разобраться с дочкой, а стало быть переходить, наконец, от воспоминаний к рассуждениям. Или как модно нынче говорить – обратиться к психоанализу!

Сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Эту поговорку знают все, а вот установка, что хвалить себя, по меньшей мере, нескромно, идёт с самого детства (моего). В итоге, мы не можем говорить о своих достижениях на собеседованиях, не умеем принимать похвалу и привычнее говорим о своих недостатках, чем о достоинствах. Что же такое похвала?

Похвала – искреннее одобрение, поддержка в правильности совершенного действия и положительная оценка этого действия. Похвала может быть, как наградой, так и положительным подкреплением. Главное правило похвалы: ты заслуживаешь (заслужила), ты достоин (достойна) похвалы. Это, так сказать, теоретическая часть вопроса. А как по жизни?

Надо откровенно признаться, что осенью 2020 года автор сей Летописи совсем запутался в поисках причины происшедших существенных изменений в поступках Дочери. Сначала всё вроде объяснялось рождением Дениса, но это было не так, совсем не так. А как?


Рецензии