ОКБ. Пупок Адама

Помнит у Пушкина  о пупке Татьны
Сегодня о пупке, отце и матери  адама Адама

Откуда у адама Адама пупок?
Откуда он у его иши  Хаввы или Евы?
И как понять этот текст книги Берейшис (Берешит)  из Торы:
«
Глава 1
26. И сказал Б-г Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле. 
27. И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. 
 28. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле! 
Глава 2
7. И сформировал Господь Б-г человека - прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом.
18. И сказал Господь Б-г: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему. 
 19. И сформировал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет это; и как назовет человек всякое существо живое, таково имя ему. 
20. И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел подспоры соразмерно ему.
21. И навел Господь Б-г оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею. 
22. И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека (чтобы ему быть), женой, и привел ее к человеку. 
23. И сказал человек: Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она
24. Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой. 
 25. И были оба они наги, человек и его жена, и не стыдились. 
«
Источник: Тора с комментарием Раши. Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"

Два аспекта текста
1.
Из чего сделан (сотворен) человек
- прах с земли у Гурфинкель
- из праха земного в Синодальном переводе*
- из пыли земной  в переводе РБО*
- из пыли земной в Таргум Онкелосе*

Никто не дал комментария на слово «прах».  Есть  комментарий Раши:
«Он собрал для него прах по всей земле, с четырех сторон, чтобы где бы он не умер, везде можно было выкопать могилу. Иначе: Он взял пыль в том месте, о котором сказано: «сделай Мне жертвенник из земли…» (Исх. 20.24). Пусть земля будет ему искуплением, чтобы он смог устоять (Берешит Раба 14-8)*

И комментарий Сфорно мистический:

«Для создания человека Он выбрал прах земли – ее важную часть»*

То есть прах – это не хлам с мусорной свалки. Он имеет скрытый сакральный смысл. Это то,  во что превращаются усопшие, чтобы быть воскресшими!  Прах праху рознь. И не всякая пыль лишь для пылесоса.

*цитируется по изд. Книга Бытие. Классические библейские комментарии. Сб. переводов с древнееврейского, арамейского т средневекового иврита.  Под. рук. Л.А. Мациха. Пер. Таргума Онелоса с арамейского А.К. Лявданского. - М.: Олимп, 2010.

Толк:

Не мог ли этот прах быть развеянной  в  пыль  плотью усопшей сущности – Матери эпохи  Праматерей и космологической Панспермии
В таком случае сотворение (творение из ничего! Или создание как намек на берешит)  означает (как версия)  со-участие Той, от связи с прахом которой у  адама остался след = пупок
Пупок – символ связи тварного с Жизнью вселенской

2.
Центральный аспект:

«
24. Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой. 
«

О каком отце и какой матери идет  речь, если Адам из праха ?

Значит речь идет не о Первоадаме, не о первом опытном образце человеков, а о некотором из их серий, который был чьим то потомком, имел мать и след ( пупок) от связи с ней при плодоношении и затем  избран Создателем для  опытных испытаний и естественного отбора, включая половой

Возможно этот фрагмент  текста имеет  скрытый смысл:

 Человек (муж)! ты сможешь покинуть родовое гнездо, обрести себя и свою самость, когда найдешь свою вторую половину и сольешься с ней в одну плоть (душой то с женой слиться трудновато будет…), войдя своим клинком в ее целопудренную чашу.  Тогда, слившись с собой – со своей отъятой Им частью, ты обретешь свою первозданность, свою цельность и станешь  совокупным, обретшим себя и свою самость. Тогда ты, мужик, и станешь цельным и нужным.

3.
Третий момент:

«
23. И сказал человек: Эта на сей раз!
«

Ахтунг!  ЭТА!   НА СЕЙ РАЗ!
Значит Творец не раз предлагал адаму тварь (клон), которая предназначалась в забавы, помощницы садовнику и его жены (иши). Наконец получилась та, к которой у адама возникло влечение как  к  жене
Бог (кем бы Он ни был) не создал  два человека: он создал человека и ишу (жену), которая после испытаний ее Змием оказалась Женщиной с чашей и умеющей варить чачу и кашу

«
Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она
«


Рецензии