Под стук колёс-9... Наместник Бога на земле
все школьные годы мы не встречались. Я приезжал домой на выходные и праздники, а она только по будням, когда не было службы в церкви, или когда может быть был у неё выходной. Мама иногда говорила:
-Тётя Даша опять про тебя спрашивала. Хочется посмотреть какой ты вырос...
И так до этого раза. А я уже в институте. Я почему-то представлял её строгой тёткой в черной монашеской одежде, с палкой, с крестом на шее, всё время крестящейся... А оказалась обыкновенной бабушкой, только в тёмной косынке, разговорчивой и даже весёлой.
Я точно не знаю с какого времени тётя Даша приняла монашество, но отец часто шутил: «Я по блату в рай попаду... У меня сестра наместник Бога на земле, она в церкви работает.» Она на это не обижалась и, кажется, совсем не реагировала.
Я даже не представлял как мы будем ехать с монахиней, о чём говорить, как себя вести. Думал будет всю дорогу нас прессовать: «Веруйте, креститесь, ходите в церковь...» И что-то наподобии... Мне приходилось иногда встречать таких мнимых святош, которые через слово крестятся и приговаривают: «Гос-споди, прости мя грешную!» , а через два слова кастерят кого-нибудь в полумат, а то и в чистейший, тут же опять просят прощения, и добавляют всё то же.
Или другого сорта, с виду добрые и приличные, набожные, ходят в церковь на службы, но при этом могут на собственного малолетнего ребёнка рявкнуть что-то наподобии: «Эх-х, т-твою мать!» Вроде ничего, вроде это же почти про себя... Но уж из-ви-ни-те... Как-то не вяжется... со святостью.
Или третьего сорта, когда прицепляются, как клещ, и непременно хотят тебя тут же убедить в своей вере, чуть ли не немедленно бежать в церковь. И тут же проговаривается, что сама скорей бежит в церковь, если вдруг что согрешит... Нормально! Значит пей, бей, воруй — главное вовремя побеги и замоли грехи свои тяжкие.
Но тётя Даша оказалась очень даже общительной, два часа пролетели незаметно... Говорили про огородные культуры,
про нашу специальность в институте, про жизнь в Саратове, ни слова о церковных делах и о религии. Она нас не агитировала за поход в церковь, за отказ от комсомола или пионерии, ни слова. Очень заинтересовалась аббревиатурой нашей специальности: ПГС- промышленное и гражданское строительство, где и кем можно работать. Вспоминала про родную деревню. Потом достала пакетик с семечками и мы дружно принялись грызть...
Проводница в вагоне была в этот раз злобная, как пёс цепной. До этого несколько раз бесцеремонно вваливалась в купе, то ей не так шторки подвинули, то коврик сместился, она его шваброй поправляла, отталкивая ноги, хотя мы предлагали даже выйти, чтоб не мешать ей убраться, а уж когда семечки увидела, аж закипела:
-Смотрите у меня! Чтоб ни крошечки! А то я вам устрою...
На что тётя Даша вежливо и учтиво ответила:
-Нет, нет... Мы вот всё над газеточкой... Всё соберём...
И после небольшой паузы, когда та пошлёпала по коридору, добавила негромко с хитрой улыбкой:
-Всё соберём на газеточку, а будем выходить, так по всему вагону и посыпем за всю вашу доброту и ласку...
Я еле удержался чтоб не расхохотаться. Мне это показалось так смешно, особенно из уст «наместницы». Я представил как бы это могло быть... Естественно через час, когда семечки кончились она всё собрала, свернула в газетку и завязала в тот же пакетик. Отнесла в ящик сама, мне не перепоручила. Но эта шутка мне зашла... Я потом частенько вспоминал...
В конце поездки даже перешли на анекдоты, но исключительно приличные. Я не помню наших, а её был такой:
-Приходит больной к доктору, или к знахарю, может к шаману... просит помочь... Тот ему отвечает: «Конечно, конечно помогу! Только при одном условии: когда я буду вас лечить, вы ни в коем случае не думайте о белом медведЕ...»
Опять не знаю почему, может потому, что он из уст степенной монахини, но мне он нравится, и я часто его вспоминаю.
Когда мы расстались, я вдруг вспомнил один момент, которому сначала не придал особого значения. Ещё дома, за день до этой поездки, мы ходили по огороду, вдоль вишнёвого сада, папа что-то рассказывал тёте Даше и нам... В момент какого-то затишья, чуть в стороне от всех, она взяла меня за локоть и неожиданно спросила:
-Володя, а ты сам в бога веришь, или так... - и как-то так пальцами всей ладони показала волну...
Я конечно не ожидал такого вопроса, не готовил ответ, как то растерялся... И неожиданно изрёк:
-Да в бога может и верю, а попов не люблю. - И тут же осёкся. Подумал : «Что же я ляпнул! Она же монашка! Щас ещё и подзатыльник даст... И отец потом пожурит, мол, думай прежде чем сказать... Хотя и он попов не особо чтит.»
К моему удивлению, она даже с каким-то одобрением ответила, как-то даже за локоть потрясла одобрительно:
-А и то хорошо! А не они главные... - и тут же отпустила мой локоть. Больше ни слова о религии.
Это были восьмидесятые годы. К религии было пока отрицательное отношение, хотя уже ближе к нейтральному. Много позже всё переменилось... Я прошел школу пионерии, комсомола, а лет через десять после этого и партии (тогда была одна - КПСС).
Я потом долго рассуждал... А может отец был прав, про «наместницу»... А может это она служит Богу, а не церкви... А не попы и не те, кто готов лоб в поклонах расшибить, чтоб грехи свои замолить. Долго рассуждал, и до сих пор задумываюсь...
Есть поговорка: «Гром не грянет, мужик не перекрестится».
Да, да... Сейчас грянул, и все закрестились, даже ярые атеисты и безбожники...
И вот это лично моё мнение: вера в Бога,, и религия — это разные вещи... Церковь — это предприятие, для кого-то работа, такая же как милиционер, врач, учитель, шофёр. Работа, чтоб заработать на пропитание, на одежду, на постройку дома и тд. На сегодняшнем языке — это бизнес, а в нём менеджеры, кто лучше, кто-то хуже.
Мне, по роду деятельности, приходилось встречаться со священниками, которым строили церкви, разные люди, как и все другие заказчики. Один старается, из кожи лезет, чтоб дело шло, другому безразлично всё, один норовит укроить и обдурить, а другой изо всех сил старается честно расплатиться за выполненную работу.
Были православные церкви и часовни, а была Римско-католическая церковь. Там запомнился Отец Йозеф, из Праги. Маленький, шустрый, кружился по стройке, подбадривал, с ним и проектные вопросы и хозяйственные легко решались, во всё впрягался... С ним от свай до благоустройства дошли...Почти всё достроили, но потом его куда-то перевели. А с новым, отцом Майклом, откуда-то из Европы, даже начатое, мелкие дела, какие то элементы благоустройства не смогли доделать. Здоровый, крепкий, сухощавый, но бестолковый и упёртый, как баран. Лет десять я ездил мимо и видел эти незаконченные дела, пока и его не сменили. Сразу и дела сдвинулись.
А Отец Йозеф даже умудрялся через границу перевозить на своём Фольксвагене полный багажник сливянки ( чех или словак был, так у них самогон называют). Говорит:
-Я пришёл на службу и обратился: «Миряне помогите храм в России построить, принесите кто может сливянки, там она строить помогает.» И принесли. Только она помогает отделочников в выходные выводить...
Даже так. А всё для производства. Для дела.
Мне предлагал в благодарность, а я дурак отказался, неудобно стало. Хорошо хоть попробовал... мало правда, граммов пятьдесят и без закуски, но ве-ещь — понравилась, мягкая и приятный запах. Теперь хоть знаю какой Пражский самогон.
А про папину сестру разные мысли приходят... Особенно сейчас много разных чудесных случаев рассказывают. А ведь в Дашиной семье все её братья и сёстры, хоть и не родные, дожили до старости, умерли своей смертью, хотя по жизни и прошли такие тяготы и лишения, так судьба била и мотала их, а всё же... Сколько сбили наших бомбардировщиков и штурмовиков, а брат Василий вернулся с войны, а летал бомбить Берлин. Сколько молодых и здоровых полегли в Карагандинских лагерях, а отец, Ася и Иван вернулись, а потом отец через минное поле вынес раненого сослуживца и тоже вернулся с войны...
Вот и думаю опять над отцовой шуткой... «Сестра — наместник Бога на земле»...
Вообще много разных мыслей в голове мелькает... В разных сферах разные люди бывают. Взять хоть комсомол, пионерию, да и КПСС.
Одни жизни своей не жалели за Родину, а другие при этом воровали, жировали, вредили... Правда вспоминаю, что слышал в шестидесятые- семидесятые годы от отца, что вот мол над теми-то суд был, дали по пять лет, а третьему из них плюс год за то что он член партии... Другой случай — в колхозе осудили кого-то, на три года, и год добавили за то, что коммунист... Может я что-то путаю, но кажется так было... Так и должно быть...
Жалко, очень жалко, что опорочили пионерию. Ведь в школе каждого учили: «Пионер - всем ребятам пример!» Разве плохо??? Переводили бабушек через дорогу, шефствовали над очень пожилыми людьми, собирали макулатуру и металлолом... Да наконец просто в трамвае место уступали взрослым... А сейчас сидит упитанный и невоспитанный «хомячок», тыкается в телефоне и ни за что место не уступит. А рядом такая же мамаша, толстая как хрюша, и она сидит перед стоящей старушкой... А потому,, что была эпоха без пионерии и комсомола, без воспитания, и у них кроме собственного живота и накачанных губищ нет других мыслей... А комсомольцы, настоящие конечно, и пахали, и строили, и страну защищали...
Но запад очень умело и изощрённо сумел всё хорошее у нас извратить, опорочить и вытравить, а насадить другое: мерзость, чванство, желание заработать, не работая... Или издеваться над одноклассниками и снимать это зверство и выкладывать в инет... Вот они какие герои.
При этом у каждого крестик на шее, это модно... Религия присутствует, канон соблюдён, а ВЕРЫ нет, добра в душе нет...
Опять таки повторюсь, это мои мысли, это моё личное мнение.
* - Цитата из серии "Нинины заметки"
2024г.
Свидетельство о публикации №224032500620