Зоя

Зоя
(вечные вопросы)

Умерла соседка Зоя. У нас с ней общий забор, за которым она жила в старом, убогом деревянном домике. Ей было девяносто четыре года, то есть, возраст вполне почтенный, и, казалось бы, грех сильно убиваться по случившемуся.

Но только не сыну её Кириллу. Рано утром он постучал в калитку и, сунув мне в полумраке бутылку водки, просипел плача: «Вот… помяни маманю».

Да, жить теперь Кириллу будет непросто. А точней – тяжко. Он безработный. Лет восемь назад попал он под сокращение, уволили его хоть и с не шибко денежной, но спокойной должности складского сторожа, и с тех пор, несмотря на попытки (весьма слабые) устроиться где-нибудь, Кирилл так и не смог найти себе хоть какую работёнку и средства к существованию. Да и что он мог найти? Профессии никакой нет. Образование – давно и с трудом законченная школа. Проживал он с матерью. Она без малого семьдесят лет отпахала токарем на Машзаводе, пенсию получила относительно неплохую. Ей с сыном хватало. К тому же вели они кое-какое хозяйство. Кирилл соорудил теплицу (натянутая на столбики плёнка), выращивал там огурцы и помидоры, избыток которых Зоя продавала на рынке. А от отца остались в сарае клети, где Кирилл содержал несколько кур-несушек, которых иногда выпускал погулять во двор. Доносившееся по утрам призывное кукареканье петуха возвещало, что куриное хозяйство Кирилла и Зои функционировало нормально, и жили они спокойно или даже счастливо.

Иногда какая-нибудь глупая курица находила дыру в нашем общем заборе и забиралась на мою территорию. Тогда в калитку звонила Зоя, сообщала о нарушении границы и мы вдвоём ловили нарушительницу.

Однажды наша собака Рада (что ей только в голову взбрело?) оборвала стебли тыквы, обвившие прутья забора. Тыквы у Зои урождались классные, по пуду и более за штуку. Потеря нескольких будущих плодов расстроило её изрядно, о чём она мне без обиняков сообщила.

- Серёж, что же ты за собакой своей не смотришь? Разорить меня решил?

Стало мне очень стыдно. Пошёл в магазин, купил самую большую коробку шоколадных конфет. Принёс Зое. Говорю, тёть Зой, простите. Так вот получилось. Моя вина, не доглядел за собакой. Подсластите свою печаль этими конфетами.

Конфеты Зоя категорически отвергла. А, говорит, дело житейское. Не вздумай собаку наказывать. А конфеты жене отдай.

Иду я однажды по улице на рынок, а мне навстречу – Зоя с пустой сумкой.
- Привет, Серёж! С днём рожденья тебя.

Ну и дела! Я сам-то про этот день почти забыл. А тут нечаянно попавшаяся соседка поздравляет, как будто только этой мыслью жила и этого дня ожидала.

В полдень приходит ко мне Кирилл. Протягивает пакет. В нём с десяток яиц и несколько отборных ядрёных помидоров.

- Вот маманя прислала. Долгих лет тебе, сосед!
- Спасибо. Рюмашку примешь?
- Премного благодарен. Бог даст, другим разом.

Как Кирилл теперь без Зои жить, а точней, выживать будет? Он с ней как за каменной стеной был. Эхма, у всех свои заботы и проблемы.

Остановил меня однажды Кирилл на улице. Посетовал на навалившуюся вдруг напасть. Оказывается, обок его участка новые соседи объявились, представители одной солнечной республики. Кирилл этому соседству никак не рад, а появившихся друзей-господ-товарищей иначе как черножопыми не называет. Да и каких иных эпитетов они заслуживают? На скупленном клочке земли в считанные недели возвели они двухэтажный каменный особнячок. Всё чин чинарём и честь по чести. Кроме одного существенного момента. Продуты своей жизнедеятельности (мочу и кал) новосёлы спускают мимо Кириллова парника в расположенный рядом пруд, из которого он берёт воду для полива. Пруд большой и глубокий, почти как Азовское Море. Ёмкость это немаленькая, но Кирилл не хочет использовать соседские какашки в качестве удобрений для помидоров и приправы к своим блюдам. Зоя тоже не в восторге от такого расклада. Стала призывать Кирилла предпринять соответствующие меры. Он к соседям обратился. Судом пригрозил. А те у него спросили – не падало ли ему когда-нибудь на голову что-нибудь тяжёлое и твёрдое. И не случались ли в его хатке нечаянные возгорания. Кириллу всё стало ясно. Сам успокоился и Зое приказал не рыпаться.

- Тюка-тюка-тюка! – кричала она за забором своим курам, что вызывало у меня воспоминания о детстве в деревне, где моя бабушка призывала этим криком кур на кормёжку. Такие звуковые ассоциации особенно приятны, если ты живёшь в городе.

Каким-то образом узнал я день рождения Кирилла. И однажды в полдень этого дня, постучал в его калитку (звонка у него нет). Под мышкой я держал подарок – коробка с настенными часами. На циферблате были аппетитно изображены овощи и фрукты. Элемент кухонного интерьера очень подходящий. Калитка не открывалась, стучать пришлось долго. Наконец, створка распахнулась, и я увидел Зою.

- Кирюху Вашего поздравляю, - сказал я, протягивая коробку.
- А, спасибо, Серёж. Спасибо. Только он уже лежит тёпленький.
- Ясное дело. День-то особенный. Вот передайте ему, пожалуйста.
- Передам, - говорит Зоя, и по её радостно блестящим глазам я вижу, что она тоже под лёгким градусом.

… Я видел её практически каждый день. Её голова, покрытая пёстрым платочком, постоянно мелькала за забором. Она была частью ландшафта и казалась вечной. Только походка становилась всё более шаткой и неуверенной.

И вот… Случилось всё-таки неизбежное, естественное и закономерное. Можно сказать, что обязательное и правильное. Как говорится, все там будем. Я Зое в сыновья гожусь, но из моих одноклассников туда, в лучший мир, ушло уже более половины. С её уходом я опять, как когда-то в ранней юности, как подросток, снова задумался – зачем я тут был, зачем жил. В чём смысл моей жизни и жизни вообще?

Оставить после себя потомство? Наверное, это так. И это всё? Или что-то ещё должен сделать в жизни человек? Что именно?

Или, может, совсем про это не думать? Просто жить и не забивать себе голову вопросами, на которые нет ответа?


Рецензии
Здравствуйте.Зашла к Вам,Сергей,случайно.
Имя Зоя...
Мою маму звали Зоя Означает - ЖИЗНЬ.
В 2000году её не стало.
Затронуло имя, тронул и рассказ.
И мы жили просто, в деревянном доме, были и заборы, и соседи...
Далёкий 20век, пятидесятые годы...
ПИшете правдиво о,казалось бы,обыденном, нашем глубинно-российском
(имею ввиду глубинку, а не городскую суету).
Умирает деревня, уходят люди, которые кажутся молодёжи почти допотопными.
Хорошо, что в зарисовках обыденности сохраняются живые образы "уходящей натуры". Несколько слов - и сразу видно черты доброты, простого дружеского соседства,
искренности и готовности разделись всегда горе или радость с посторонним
человеком - жителем соседнего жилища.
Зелёная.
Доброго здоровья, творческих находок, мира и самого хорошего Вам, Сергей.
С уважением Татьяна.

Татьяна Миронович   06.04.2024 09:49     Заявить о нарушении
Я рад, что мой рассказ вызвал у Вас мысли и чувства. Можете ещё посмотреть "Серебряный рубль." Желаю заинтересованного прочтения.

Сергей Елисеев   06.04.2024 09:52   Заявить о нарушении
С удовольствием прочту. Спасибо.

Татьяна Миронович   06.04.2024 10:24   Заявить о нарушении
Интересно, что Вы про это подумали.

Сергей Елисеев   06.04.2024 10:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.